ООД в средней группе по исследовательско - экспериментльной деятельности, направленной на формирование представлений о неживой природе "Невидимка, который нужен всем"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме
Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности педагога и детей, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Цель: в ходе экспериментирования познакомить детей со свойствами воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД в средней группе | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Коммуникация, Познание (ФЦКМ).
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
- Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.
- Активизировать словарь.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помочь Галчонку.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Активизировать словарь детей словами: «лаборатория», «прозрачный», «невидимый», «опыты».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- чтение художественной литературы:
О. Дриз «Ветер – ветерок», Г.Лагздынь «Видел я, как ветерок…»
- изготовление вееров.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- игрушка Галчонок;
- веера (по количеству детей);
- чеснок;
- «профессорские» шапочки (по количеству детей).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент «Солнышко».
Дети сидят на стульчиках.
В.: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Д.: Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Стук в дверь.
В.: Дети, садитесь на стульчики, а я посмотрю, кто стучит в дверь.
Дети садятся на стульчики. Влетает Галчонок Любознайка.
Г.: Здравствуйте ребята, я - Галчонок Любознайка. Вы любите отгадывать загадки?
Д.: Да.
Г.: Тогда слушайте.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Д.: Воздух!
Г.: Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
В.: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
Д.: Да!
В.: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого нам нужно надеть «профессорские» шапочки.
Дети подходят к лаборатории, надевают «профессорские» шапочки.
В.: Скажите, ребята, Галчонку вы видите воздух вокруг нас?
Д.: Нет, не видим!
В.: Раз мы его не видим, значит, он какой?
Д.: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Г.: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!
В.: Погоди, Галчонок! Я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он всегда вокруг нас!
Г.: А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вокруг нас!
В.: Ребята, давайте докажем Галчонку, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д.: Да!
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д.: Он пуст!
В.: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож?
Д.: На подушку.
В.: Воздух занял свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? Почему?
Д.: Маленький. В нем нет воздуха.
В.: Смотри, Галчонок! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его!
В.: Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)
Г.: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видел, как люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные круги и жилеты!
В.: Конечно, Галчонок! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!
Г.: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?
В.: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт № 2 (со стаканом с водой и трубочкой).
В.: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Д.: Выходят пузырьки!
В.: Вот видите! Вывод: воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем воздух, а потом выдохнем через трубочку и получатся пузырьки.
Г.: Понятно! Но как он к вам попадает!
В.: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?
Д.: Через нос и рот.
В.: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем Галчонку, как дышат наши носики.
Дети дышат.
В.: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
Д.: Нет.
Опыт № 3 (с веером).
В.: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Д.: В лицо дует ветерок.
В.: Ветерок бывает слабый и сильный.
В.: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается, воздух движется и доносит эти запах до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт № 4(с чесноком).
Г.: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
В.: Что ты, Галчонок! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Г.: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
- Что воздух бесцветный, мы его не видим.
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
- Что воздух легче воды.
- Без воздуха ничто живое не может жить.
- А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Г.: Спасибо, ребята! Полечу, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания. (Улетает)
В.: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорее оденемся и пойдем на улицу - дышать свежим воздухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Невидимка , который нужен всем"
Работая по этому проекту у детей систематизировались знания о воздухе, его качествах и необходимости для жизни не только человека , но и всего живого на земле....
Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».Цель: С помощью экспериме...
Конспект НОД "Невидимка. который нужен всем"
КОНСПЕКТПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-комунникативное»НА ТЕМУ:«Невидимка, который нужен всем» для группы детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...
Информационно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»
Проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. По программе «Детство», образовательные области «Познавательное разв...
Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)
С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....
Познавательно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»
С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....