Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чикунова Татьяна Юрьевна

Открытое занятие по разделу "Окружающий мир" программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.

Задачи:

Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы,

Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой,

Закрепить знания детей о том, как обитатели леса приспособились к долгой и холодной зиме,

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает,

Активизировать словарь по теме «Зима»,

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе

«Путешествие в зимний лес»

на конкурс «Учитель года 2014»

Подготовила:  воспитатель МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

      Чикунова Татьяна Юрьевна

п. Новая Целина

2014 г.

Пояснительная записка.

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Раздел образовательной программы: Окружающий мир

Образовательная программа:  «От рождения до школы»  Н. Е. Верасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Вид занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познание» - раздел «Ознакомление с природой», «Коммуникация» - раздел «Грамматический строй речи», «Художественное творчество» -  раздел «Аппликация».

Цель: обогащать представления детей о времени года  и о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.

Задачи:

  • Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы,
  • Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных  в лесу зимой,
  • Закрепить знания детей о том, как обитатели леса приспособились к долгой и холодной  зиме,
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает,
  • Активизировать словарь по теме «Зима»,
  • Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами гимнастики.

Методы и приёмы: 

  • Словесные (объяснение, вопросы),
  • Наглядные (презентация, карточки),
  • Игровые (физминутка),
  • Практические (изготовление групповой аппликации).

Формы организации детей: фронтальные, коллективная  работа.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, карточки с изображением диких животных, мяч, картинки с изображением диких животных для аппликации, ножницы, клей карандаш, ватман с изображением леса.

Оформление группы: комната похожа на лесную зимнюю поляну: вокруг стоят деревья (или ёлочки).

Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о жизни диких животных зимой, рассматривание иллюстраций зимнего леса, чтение художественной литературы о зиме.

План занятия:

№ п/п

Название и содержание этапа

Временные ограничения (мин)

1

Организационный момент (приветствие, чтение стихотворения)

2

2

Актуализация опорных знаний (повторение уже знакомого детям материала о зиме)

3

Основная часть:

3

Объяснение нового материала в сочетании с повторением уже известных детям фактов (рассказ о снежинках, работа с карточками)

4

4

Физминутка

1

5

Работа по заданию из презентации «Где живут звери?»

3

6

Игра с мячом «Весёлая семейка»

3

7

Упражнение на местах «Лакомства в мешке»

3

8

Групповая работа – изготовление аппликации

5

9

Подведение итога

2

       

Итого:

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети заходят в группу.

В.: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!

Обратите внимание – к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем!

Дети здороваются с комиссией и присаживаются за столы.

В.: Ребята, я хотела бы начать наше сегодняшнее занятие со стихотворения русского поэта Сергея Есенина:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

 Обходя кругом,

 Обсыпает ветки

 Новым серебром….

В.: Дети, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

В стихотворении говорится о зиме.

В.: Совершенно верно! А каковы особенности этого времени года? (зима - самое холодное время года; зимой выпадает снег; всюду лежит снежный покров; благодаря морозу снег не тает и т.п.)

В,: Верно, я полностью с вами согласна, друзья. Но ещё хочу вам напомнить, что зима - это не только самое холодное, но и самое сложное время года для жизни животных. И сегодня я предлагаю вам, дорогие ребята пронаблюдать за тем, как дикие животные приспособились к таким непростым условиям. Вы согласны?

Да, согласны!

В.: Замечательно! В таком случае, я прошу вас встать. Представьте, что мы с вами пешком, по искристому и волшебно блестящему снегу добираемся в лес к животным.

Дети под звуки хруста снега шагают на месте, имитируя ходьбу на лыжах. В это время воспитатель включает 1 слайд презентации с изображением зимнего леса.

В.: И вот, посмотрите,  мы с вами в лесу. Присаживайтесь, дети. Скажите, вы знаете, почему снег под нашими ногами так сильно скрипит? (ответы детей). Отчасти вы правы. Но, я хочу открыть вам секрет: дело в том, что снег под нашими ногами – это маленькие снежинки, которые представляют собой еле заметные хрусталики. Обратите внимание, они представлены на экране. И когда мы делаем шаг, они просто ломаются. Их так много, что нам кажется, будто на земле лежит белоснежное покрывало. И главная особенность в том, что все снежинки разные. Посмотрите, дети, снежинки похожи чем-то или же абсолютно разные? (похожи формой, отличаются узором) Совершенно верно! И теперь, дети, вы знаете, почему под ногами снег так сильно хрустит.

Но прислушайтесь, ребята. Вы слышите эти странные звуки? (воспитатель включает запись с рёвом, воем и криками диких животных) Их издают обитателя леса. А кто это такие, я предлагаю вам узнать, отгадав загадки. Только ваша задача, дети, заключается в том, чтобы не назвать отгадку, а показать мне её с помощью карточек, которые лежат у вас на столах. Задание понятно? Тогда начинаем.

Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?  (белка)

Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)

Кто зимой холодной ходит злой голодный?  (волк)

Зимой белый – летом серый  (заяц)

Про него  могу сказать: любит он в берлоге спать (медведь)

В.: Совершенно верно! Вы правильно назвали обитателей зимнего леса! И сейчас я предлагаю вам, ребята, отправиться на лесную полянку, где часто пробегают те самые дикие животные, о которых мы говорили.  

Дети под звук хрустящего снега переходят в игровую зону группы и выполняют физминутку.

Предлагаю на минуточку представить, что вы – зайчики.

Скачут, скачут во лесочке

 Зайцы – серые клубочки

 (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

 Прыг – скок, прыг – скок –

 Встал зайчонок на пенек

 (Прыжки вперед – назад)

 Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

 Раз! Шагают все на месте.

 Два! Руками машут вместе.

 Три! Присели, дружно встали.

 Все за ушком почесали.

 На четыре потянулись.

 Пять! Все встали снова в ряд,

 Зашагали как отряд.

После выполнения упражнения, пока дети присаживаются, воспитатель включает следующий слайд с изображением диких животных: картинки белки, лисы, волка,  зайца, медведя.

В.: Ребята, обратите внимание – пока мы с вами были на полянке, животные появились на нашем экране! И каждый из них всегда находится в своём жилище. Скажите, дети, как называется домик белочки?  (дупло)  Правильно. Посмотрите, на экране белочка, забравшаяся в своё жилище. А что вы скажете о домике лисички? Как он называется? (нора) И вы снова правы. Действительно,  некоторые животных зимой находятся в норках, другие предпочитают дупло, а третьи и вовсе – на открытом пространстве. Но есть один обитатель леса, который всю зиму готов проспать. Кто это, дети? (медведь) Верно! А вы знаете, почему он спит всю зиму?

Дело в том, что этому огромному животному необходимо большое количество пищи. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но зимой медведь просто не сможет прокормиться. Поэтому он уходит в спячку. Но важно знать, друзья, что  сон у медведя чуткий. Его очень легко побеспокоить во время сна! Медведь быстро просыпается. И, конечно, бывает очень недоволен тем, что его разбудили. Вы должны запомнить, ребята, что разбуженный медведь очень опасен.

Так же трудно зимой жить и зайчику. Как вы думаете, почему? (ответы детей)  верно, дело в том, что зайчику  очень сложно добывать себе пищу. К тому же, зимой на него охотится лиса и волк.

А сейчас я предлагаю вам, дорогие друзья, поиграть в очень интересную игру, которая называется «Весёлая семейка». Прошу вас для этого пройти на зимнюю полянку. А наши гости, если хотят, могут присоединиться. (члены жюри по желанию присоединяются к детям)

Все становятся в круг. Правила игры: ведущий передаёт мяч всем детям по очереди и называет животного. Например – заяц. Ребёнок, поймавший мяч, должен правильно назвать детёныша обозначенного животного. Например, зайчонок.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием! А сейчас займите, пожалуйста, свои места.

Итак, дети, мы с вами вспомнили, как называют детёнышей диких животных. А чем же они питаются?

Давайте разберёмся? (да)

У меня в руках мешок, в котором спрятаны самые любимые лакомства животных.

Вы берёте одно из них и называете, кто из животных больше всего любит этим полакомиться. Задание понятно? Что ж, приступим. Проводится игра «Лакомства в мешке». Молодцы!

Вот так, по-разному, животные приспособились к суровой зиме.

А сейчас, друзья, мы с вами выполним очень интересную работу – создадим свой зимний лес, полный диких животных. Перед вами лежат рисунки с изображением диких животных. Я предлагаю вам аккуратно их вырезать и по очереди приклеить на эту зимнюю полянку с помощью клея карандаша. Но не забудьте, что с ножницами нужно работать осторожно. Итак, можно приступать.

Дети под музыку вырезают картинки животных, подходят по одному к ватману и приклеивают свою картинку. В итоге получается целостная картина леса с дикими животными.

Итак, всё готово. Ну что ж, вы замечательно потрудились! Посмотрите, какая красивая  картина у нас получилась! Вам нравится? (да!). В таком случае, эта картина останется у вас, и будет украшать собой группу.

А сейчас, дети, напомните, пожалуйста, о зимовье каких диких животных мы сегодня беседовали? (о белке, лисичке, волке, зайчике и медведе)

Скажите, легко ли живется им зимой в лесу?  (нет, животным зимой живётся очень сложно).

А как приспособился медведь к зимним условиям? (ушёл в спячку). А можно ли его будить? (ни в коем случае). Совершенно верно! И я хочу, чтобы вы вынесли из сегодняшнего занятия самое главное – «Всех зверей оберегайте и всегда им помогайте».

Ну что ж, вы на славу потрудились, дорогие ребята. Мне очень понравилось с вами работать! Большое вам спасибо, дети! Не забудьте попрощаться с нашими гостями, и можете быть свободны.  До свидания!

Под весёлую музыку дети покидают группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Прогулка по зимнему лесу"

интегрированное занятие ознакомление с природным окружением + ИЗО...

Конспект театрализованного занятия в старшей группе "Путешествие в зимний лес".

Конспект театрализованного занятия в старшей группе "Путешествие в зимний лес". ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Зимние игры"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Зимние игры" Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Зимние игры&raq...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в зимний лес".

Конспект интегрированного занятия в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия вторая младшая группа "Путешествие в зимний лес"

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного открытого занятия для детей второй младшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес"...