консультации для педагогов по экологическому воспитанию
консультация по окружающему миру на тему
консультации по проведению игр, занятий, прогулок по разделу экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_ekol_obraz.doc | 26 КБ |
priroda_zimoy.doc | 207.5 КБ |
progulka.doc | 66.5 КБ |
ekol_igry.doc | 1.28 МБ |
ekr_iskusstvo.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Графическое изображение типовой модели экологического воспитания дошкольников в детском саду
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут У них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.
Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время легкой поземки и метели можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, крутит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислушиваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, незаметно мя себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, легкий, холодный, тает. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить это сделать в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что он холодный, очень грязный, потому что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остается после таяния снега в стакане.
По мере того как зима все больше и больше вступает в свои права, воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения (М. Познанской "Снег идет", А. Барто "Снег, снег" и др.), загадки, поговорки.
Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: "А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила".
Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в "дворников", "водителей". Благодаря игровым приемам эти занятия мя детей особенно привлекательны: у них возникает желание участвовать в общем деле. В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и многообразием дает много радости и предоставляет широкие возможности для веселых игр.
После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
снежную горку для катания кукол, мишек, привлечь их к постройке большой снежной горы или снежных валов, которые располагаются по краям площадки (длина от 1,5 до 2 м, высота для малышей 15-20 см.
Гора обязательно должна быть с площадкой, где может помещаться ребенок с санками; ступеньки надо посыпать песком, высота горы 1 м. При этом нужно обязательно поощрять детей.
В теплые дни педагог организует лепку из снега.
В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную бабу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать "пирожки", "мороженое". Можно вылепить фигурки знакомых животных, например кролика.
В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевыпавшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в "Следы", "Кто куда спрятался". Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.
Младшие дошкольники много времени проводят на участке детского сада, поэтому надо спланировать их деятельность так, чтобы она включала занятия и игры со снегом. Можно проводить с детьми формовку из снега. для этого необходим стол с бортиками, пластмассовые формочки, совочки, фигурки животных, людей. Воспитатель дает детям печатки с изображением елочки, домика, зайца и др. Они называют изображения, а потом печатают на снегу. Рисование и печатание на снегу тесно связаны с играми детей. для этого на участке должно быть место, где снег оставался бы нетронутым.
Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно сходить на каток, посмотреть, как катаются на коньках, отметить, что лед твердый, гладкий, скользкий, прозрачный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно украсить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.
Воспитание у детей интереса и любви к зиме связывают не только с играми и забавами на свежем воздухе, которые доставляют детям большую радость, но и с эстетическим воспитанием. для уточнения представлений дошкольников об этом времени года рассматривают картины из серии "Времена года" и "Наша Таня".
Проводятся целевые прогулки по участку, в процесс е которых педагог показывает детям деревья: У них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет. Можно рассмотреть ель с шишками, поиграть, например, в игру "Раз, два, три - к дереву {береза, ель, липа} беги" и др.
В уголке природы должны быть карточки с изображением деревьев в разное время года. Придя с прогулки, дети выбирают ту
картинку, которая соответствует увиденному на улице. В процессе наблюдений воспитатель учит их видеть красоту заснеженных деревьев и кустарников, объясняет, что они зимой живые, воспитывает бережное отношение к насаждениям. Чтобы малыши это лучше поняли, срезанные ветки помещают в банку с водой и ставят в уголок природы. Впоследствии дети следят за появлением листочков.
На участке взрослые в присутствии детей подсыпают к корням деревьев снег, объясняя, что когда станет тепло, снег растает и деревья смогут "напиться" воды.
Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной и ценной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за постоянными гостями участка - воробьями. В городских условиях, кроме воробьев, можно увидеть ворон, голубей.
Для закрепления знаний о птицах можно организовать дидактические игры "Воробушки и автомобиль", "Кто прилетел на кормушку", "Голуби и воробьи" и "Птичий календарь" (в него помещают изображения птиц, прилетающих к кормушке).
На участке не всегда удается хорошо рассмотреть птиц. Для уточнения представлений о них можно провести занятия по наблюдению за чижом или снегирем (канарейкой) в уголке природы. Дошкольники учатся насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воду. Эта работа доступна маленьким детям, так как не требует больших физических усилий, а ее смысл и значение малышам понятны.
Зимой, когда в естественных условиях дети не видят зеленых и цветущих растений, также возрастает значение занятий в уголке природы. После рассматривания комнатных растений организуют дидактические игры с несложными заданиями: найти среди других растений названное, показать части растения, найти растения по двум-трем признакам.
Зимой особую радость доставляют малышам растения, выращенные ими самими, например, молодые всходы овса. Сеять овес следует только в том случае, если есть кого кормить, и перед детьми можно поставить цель, например, вырастить зеленый корм для нашей птички (или кролика), чтобы она была здорова и весело пела. В начале занятия воспитатель показывает выросший овес, дает возможность малышам покормить птичку травой. Объясняет, что эту зеленую травку подарили старшие дети и нужно вырастить еще овес, чтобы птичка могла питаться свежей зеленью, пока травка не появится на участке.
Это помогает ребенку понять цель, вызывает желание выполнить ее, раскрывает перспективу использования результатов труда. Семена овса всходят быстро, поэтому в течение зимы его можно высевать несколько раз. Каждому ребенку дают коробочку (горшочек). Ему не нужно согласовывать свои действия с работой других детей (труд рядом). Все операции малыши выполняют лишь в соответствии с указаниями воспитателя (поэтапный инструктаж). Перед тем как начать посев, педагог готовит все необходимое: горшочки с метками, землю, воду для полива, семена (по 2 блюдца на стол). Процесс посева включает в себя два этапа:
- втыкание семян в землю (это требует от ребенка определенных физических навыков);
- полив.
Начиная с декабря-января дети сажают лук "на зелень". Перед началом посадки надо также продемонстрировать малышам будущие результаты их труда, уточнить: "Это зеленый лук. Кто его ест, тот будет сильным и здоровым". Показывая луковицу, воспитатель говорит, что из нее вырастет зеленый лук. Поясняет, что сверху луковица срезана, чтобы скорее выросли зеленые листочки, а внизу у нее корешки. Дети узнают, что луковицу сажают в ямку корешками вниз, а срезанной частью - вверху. После посадки педагог объясняет, что поливать надо землю вокруг луковицы, и показывает, как это делать.
В феврале-марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию (зацветает в конце апреля). Дети овладевают новым способом посева семян - "в ямку по одному". На таких занятиях невозможно показать детям результаты труда в натуральном виде, поэтому педагог использует иллюстрации с изображением названных растений. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевом до появления бутонов, она напоминает малышам о перспективе их труда.
Наблюдая за природой зимой, дети пятого года жизни учатся понимать последовательность явлений и устанавливать связи между предметами и явлениями природы , например, причинные (временные): солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз - замерзают лужи; холодно - птицы голодают, их надо подкармливать, а также делать простейшие обобщения.
Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на признаки наступающего времени года. Подготавливать детей к усвоению понятия "зима" надо постепенно, на основе накопления у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках данного времени года.
Наблюдения за погодой проводятся ежедневно на прогулках. Воспитатель характеризует погоду зимой тем или иным основным признаком: "солнечная", "снег идет", "холодный ветер" и др. Постепенно и дети начинают употреблять соответствующие определения. Вместе с педагогом они наблюдают за солнцем: светит мало, не гpeeт, поднимается невысоко; в зимний период позже восходит и раньше заходит, дни становятся короче.
Предложив детям постоять тихо, педагог прохаживается по снегу:
"Снег скрипит под ногами, когда мороз". Подкрепляя свои слова, воспитатель берет снег, сжимает его, но снег рассыпается - снежка не получилось. Таким образом, знакомясь со свойствами снега, дети устанавливают простейшие причинные связи: в теплую погоду снег липкий, в морозную - рассыпается.
Играя в "Следы", ребята узнают о пластичности снега, упражняются в чтении следов на снегу, учатся различать и сравнивать следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки, собаки. По следам находят спрятавшихся и угадывают, где ходили "охотники", а где - "звери" (игра "Охотники").
Воспитатель закрепляет представления детей о зависимости состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и "печатать" на снегу (составлять узоры, картины); отгадывать, что напечатано, нарисовано; придумывать рассказы, связывать "печатание" на снегу с какой-либо сказкой).
Наблюдение снегопада можно соотнести с впечатлениями, которые дети получили ранее, при иной погоде ("сегодня снег падает хлопьями, а вчера - иголочками"). При этом следует помочь им понять, почему снег бывает разным; обратить их внимание на красоту падающего снега. Позже им предлагают объяснить, что, в какую погоду и почему можно делать на прогулке (например, сегодня можно лепить, стало теплее - снег липкий).
Зимой дети следят за тем, как вода замерзает и превращается в лед, а в тепле тает, превращаясь в воду. Во время оттепели следует обращать внимание детей на сосульки. В сильные морозы детей привлекают узоры на окнах. Надо рассказать, что это явление бывает только в морозные дни.
Усвоение детьми новых знаний должно основываться на непосредственном их общении с природой и быть связанным с интересной, занимательной деятельностью. Так, лепка из снега детьми в данном возрасте носит более разнообразный и самостоятельный характер, чем в младшей группе. Иногда она может быть коллективной.
Знания детей о свойствах снега и льда углубляются в процесс е сооружения горки, валов для ходьбы, ледяных дорожек для скольжения, целей для метания снежков, а также при украшении участка (формовка снега для получения снежков различной формы; приготовление цветных льдинок, которыми обкладывают снежные клумбы, постройки, елку). Дошкольников учат скатывать снежные комья, вырезать лопатой из слежавшегося снега кирпичи, прихлопывать снег.
Чтобы дети могли точнее определить состояние погоды, наблюдение и беседу с ними лучше проводить в конце прогулки.
Для закрепления складывающихся представлений о сезонных явлениях в уголке природы необходимо иметь пособие - календарь "Какая сегодня погода?". Для зимнего варианта подбираются картинки соответствующего содержания, которые отражают состояние растительного и животного мира, деятельность детей в данное время года.
Работа с календарем проводится после наблюдений на повседневных прогулках. Дети вместе с воспитателем находят картинки и передвигают стрелку на то изображение, которое напоминает погоду текущего дня. Это пособие помогает воспитателю приучить детей к систематическим наблюдениям за состоянием погоды, вызвать интерес к изменениям, происходящим в течение сезона.
В зимнее время дошкольники наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом. Деревья с ветками без листьев хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Воспитатель учит различать деревья по внешнему виду, например, березу, ель, липу, рябину, тополь. Напоминает, что деревья надо беречь и зимой - не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них появятся новые зеленые листочки.
Многие дети считают, что почки появляются на деревьях весной. Это не удивительно, потому что они пока не знают, что почки закладываются летом и остаются на ветках в течение всей осени и зимы. В феврале можно поставить в уголке природы в воду веточки березы и тополя. Воспитатель обращает внимание детей на их характерные признаки. Полученные детьми знания закрепляются в дидактических играх: "Узнай по описанию", "Угадай, чего не стало", "Найди такую же" и др.
Большое значение для накопления конкретных представлений дошкольников о сезонных явлениях природы и для закрепления уже имеющихся имеют также экскурсии и целевые прогулки. Вечером накануне экскурсии воспитатель беседует с дошкольниками о том, куда они пойдут, что будут наблюдать, что можно собрать для группы. В процессе разговора выясняет знания детей о тех предметах и явлениях, которые они будут наблюдать, и уточняет их.
В любое время года следует проводить экскурсии и две-три целевые прогулки в ближайший сквер (парк). Целесообразно совершать их в одни и те же места, чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы и деятельность человека по ее охране. Зимой можно наблюдать труд по уборке парка, устройству горок, а также посетить водоем. Появление снежного покрова там, где раньше росли трава и цветы, льда на водоеме вместо воды поможет подвести детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года.
Экскурсию в парк можно организовать в начале зимы, как только выпадет снег. Ее цель - уточнить и пополнить сохранившиеся в памяти детей представления о признаках зимы, полученные в младшей группе; воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.
При входе в парк надо остановиться, чтобы отметить изменения: выпал снег, стало красиво и нарядно. Воспитатель рассматривает с ребятами, какой снег белый, пушистый, как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и одежду детей.
Лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Если день солнечный, можно полюбоваться, как блестит снег на солнце. Рассмотрев снег, педагог подходит с детьми к деревьям. В игровой форме он упражняет дошкольников в различении березы, липы, рябины, ясеня, клена. Можно провести сбор семян на снегу и игру "С чьей ветки детка?" . Если в парке есть ель или сосна, надо показать их детям. Но прежде дать им возможность самим заметить и назвать дерево. Перед уходом можно пройтись еще раз по дорожкам парка, чтобы закрепить полученные впечатления о первом снеге.
Второе посещение парка следует организовать, когда уляжется прочный снеговой покров (в январе), в солнечный морозный день, чтобы показать детям, какие изменения произошли в знакомом им месте, и красоту
русской зимы.
На прогулках много внимания надо уделять труду. После снегопада дети расчищают дорожки, сгребают снег для построек и игр. Очистка детьми участка детского сада от снега должна занимать не более 5-6 мин.
В детском саду должен необходимый инвентарь (лопаты, метелки, движки и т. д.). Педагогу надо научить детей правильно им пользоваться. Можно показать детям работу снегоочистительной машины. Сказать, что снег увозят на поля, чтобы весной было больше влаги.
Наблюдения и труд детей на участке следует связывать с работой в уголке природы. Так, дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают представления, что для их роста нужны влага, свет, тепло.
В зимнее время детей продолжают знакомить с комнатными растениями. Воспитатель учит детей сравнивать растения по форме, размеру, окраске, плотности листьев, стеблей, выявляя признаки сходства и различия. Например, воспитатель предлагает детям рассмотреть такие растения, как бальзамин (огонек) и аукубу (золотое дерево). В конце наблюдения можно прочитать стихотворение Е. Благиной "Огонек". Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими, поэтому важно, чтобы все дети принимали участие в этой работе. Зимне-весенние посевы и посадки (корнеплоды: морковь, свекла, которые дают нарядную зелень и вкусный корм для животных) в уголке природы наглядно убеждают их в том, что даже в суровое время года в тепле и при хорошем уходе можно вырастить зеленые растения. В возрасте 4-5 лет повышается осознанность и самостоятельность ребенка во всех видах и формах труда.
В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме как времени года для формирования представлений о влиянии солнца на продолжительность светового времени суток следует использовать специальную модель. На ней в схематическом виде показаны длина дня в разное время года и траектория движения солнца, соответствующая продолжительности дня в данный сезон.
Для того чтобы дети усвоили, что зимой самые короткие и холодные дни, следует помочь им установить связь между высотой стояния солнца над горизонтом и продолжительностью дня.
Можно организовать занятие на тему "Зима" с чтением художественной литературы (К.Д. Ушинский" Зима", "Четыре желания", "Проказы старухи-зимы"; В.В. Бианки "Книга зимы", Н.И. Сладко в "Декабрь", "Январь", "Февраль", "Суд над декабрем"), а также дидактические игры с использованием модели "Портрет зимы".
На занятиях педагог вместе со старшими дошкольниками выясняет смысл русских народных пословиц, например: "Зимний денек воробьиный скок". Можно предложить детям проверить народные приметы. Например, если ночью на деревьях появился иней, то днем снег не выпадет, если снег идет большими хлопьями - к ненастью и мокроте. Следует познакомить детей с народным календарем" Зима" и народными названиями зимних месяцев (лютень, студень, просинец, вьюговей).
Оформление "Зимнего альбома" будет способствовать систематизации знаний детей о зиме как времени года.
Наиболее характерными признаками зимней природы являются выпадение осадков в виде снега и образование снежного покрова. Дети наблюдают, какую форму имеют снежинки в зависимости от состояния погоды, устанавливают зависимость размеров снежинок от температуры воздуха: чем ниже температура, тем они мельче, меняется их форма. Детям интересно будет узнать, сколько было снегопадов, для этого надо сделать срез лопатой и по темным полосам, которые образуются после каждого снегопада, сосчитать их количество.
Богатое убранство придают зиме иней и изморозь. Иней бывает, когда после теплой погоды ударит мороз и на предметах оседают пары воздуха в виде кристаллов снега. Изморозь - когда после холодной погоды наступает тепло. Дети устанавливают, чем отличается иней от изморози: изморозь бывает с одной стороны предметов, а иней покрывает предмет со всех сторон.
Дошкольников следует подвести к тому, что снег для всего живого - теплое одеяло, берегущее от мороза.
В старшей группе целесообразно провести две экскурсии на водоем: после замерзания водоема и в разгар зимы. В декабре дети наблюдают, что водоем покрывается льдом, но в это время он тонкий, прозрачный, ходить по нему нельзя. Рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок. Дети узнают, что со временем образуется толстый слой льда, от морозов он все время растет. Ледяной покров воды плохо проводит тепло, следовательно, уменьшает потери тепла из водоемов и защищает водных обитателей от полного промерзания, но дышать им в водоеме все труднее. Можно предложить детям выяснить, каким образом им можно помочь; показать проруби и спросить, для чего они сделаны.
Можно пойти с детьми на каток или сделать его на своем участке.
Педагог с участием детей заливает дорожки во время мороза водой (при температуре 4-10 градусов). Дорожки можно сделать цветными, добавив в воду краску.
На повседневных прогулках ведется наблюдение за состоянием деревьев и кустарников. На основе сравнения дети распознают их по характерным признакам: кроне, коре, веткам, почкам, семенам. Дошкольники могут определить принадлежность плода, семян соответствующему растению ("С чьей ветки детка?"). Зимой проводят целевую прогулку с целью сбора семян на снегу.
При проведении целевой прогулки "Деревья зимой" дети определяют состояние лиственных и хвойных деревьев в это время года, наблюдают за деревьями в разную погоду. В морозный солнечный день ветки деревьев покрыты инеем. Дети должны знать, что слишком большое количество снега может повредить дереву. После больших снегопадов под тяжестью снега ветки ломаются, поэтому его периодически надо стряхивать. Если после снегопада потеплеет, а потом опять станет холодно, ветки обледенеют. Эти объяснения надо связать с наблюдениями деревьев в гололед, когда ветки кажутся стеклянными и на ветру звонко стучат, покрытые ледяной коркой.
Таким образом, в процессе повседневных целевых прогулок дети узнают о приспособленности растений к меняющимся условиям среды.
Дети приобретают знания о пользе снега: он укрывает землю, помогает растениям сохранять семена, спасает животных от холода. Наблюдения за растениями зимой следует сочетать с чтением художественной литературы (Н. Павлова "Деревья зимой", "Зимняя игрушка", И.П. Токмакова "Деревья", С.А. Есенин "Береза" и др.). Рассказ В. Бианки "Под снегом на лугу" поможет закрепить представления, что под снегом растения не гибнут.
Дидактические игры помогут уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках деревьев: "Найди свой дом", "Определить дерево по описанию".
Детей учат бережно относиться к растениям. Воспитатель рассказывает, что и зимой они живые, но "отдыхают", находятся в состоянии вынужденного покоя. Чтобы показать это, в группу приносят ветки деревьев, кустарников (тополя, клена, березы, липы, ближе к весне - ветки сирени, вишни, яблони, черемухи - от 3 до 6), ставят их в воду. Лучше это сделать в середине или конце зимы, чтобы наблюдать сокращение сроков их распускания.
Для ускорения развития веток можно провести тепловую обработку - поместить концы веток в банку с теплой водой, сверху укутать плотной тканью, держать так ветки до остывания воды. для лучшего развития ветки можно подкормить, добавив в воду один два куска сахара, таблетку аспирина или ложку борной кислоты.
Вместе с воспитателем дети отмечают весь процесс развития: как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, какие листья распускаются на ветках разных растений. В подготовительной к школе группе можно поместить ветки не только с листовыми, но и цветочными почками (они более крупные и округлые, ветки смородины, вербы, ивы). В процессе наблюдений дошкольников подводят к выводу о роли света, тепла и влаги в жизни растений.
Для формирования знаний о сезонных изменениях в жизни животных и способах их зимовки следует провести занятие "Зимовье животных". Дошкольники учатся устанавливать связь между наличием пищи и активностью животных и связывают изменения в неживой природе с жизнью животных в холодный период. В ходе занятия дети могут работать с моделью "Зимний лес". их внимание обращается на определение причины, почему в зимнем лесу мало животных. Можно разыграть представление на тему "Как звери в лесу зимуют".
Используя моделирующие действия, воспитатель знакомит дошкольников с выражением "лиса мышкует" . Объяснение способа передвижения зайца помогает детям сделать вывод, что таким образом животное спасается от хищников. В конце занятия модель "Роль окраски в жизни животных" поможет понять связь между окраской животных и способами защиты от врагов.
Беседы, чтение художественной литературы повышают интерес воспитанников к познанию различных сторон жизни животных. Просмотр диафильма" Зима в лесу", обсуждение картины" Зайцы" можно связать с чтением рассказов Л.Н. Толстого "Зайцы", "Русак". Дети могут послушать и "Письма лесника" о жизни белки, зайцев, лис, волков в зимнее время.
Обращение к речевой логической задаче является толчком, стимулом для развертывания беседы об особенностях внешнего вида, повадках животных, их жизни зимой.
Особое внимание следует уделить и такому признаку, как неподвижность. Знания о способах зимовки животных можно закрепить средствами дидактической игры "Кто как зимует?". Также детям предлагают "заселить" лес зимующими животными и разделить их на три группы: те, которые зимой спят и не нуждаются в пище, те, которые делают запасы на зиму, и те, которые ведут активный образ жизни и добывают пищу в зимнем лесу.
Забота детей о птицах, особенно в тяжелую для них зимнюю пору, выражается в подкормке их на участке детского сада и в парке. В этом возрасте дети могут вместе с воспитателем делать деревянные кормушки, заготавливать корм (запасти осенью семена сорных трав, плоды деревьев и кустарников) и подкармливать птиц.
На экскурсиях в парк (сквер) дети видят птиц, перекочевавших из леса в город в поисках пищи. Наблюдая за птицами, они узнают об их повадках, как и чем те питаются. Впоследствии при их подкормке дети будут руководствоваться вкусами птиц (воробьи любят семена березы, синицы и снегири клюют семена ясеня и клена, плоды рябины, кроме того, синицы любят сало). Нужно поддерживать бережное отношение детей к пернатым, объяснить, что, если не подкармливать птиц, они будут клевать почки деревьев и вместо пользы принесут вред.
Следует показать дошкольникам, что в парках, скверах устроены птичьи столовые. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит - к метели; вороны летают и кружатся стаями - к морозу; синица начинает с утра пищать - жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались - к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными.
Поддерживать эмоционально-положительное отношение к пернатым можно с помощью художественной литературы (Г. Ладонщиков "Наши друзья", М. Барков "Друзья зимнего леса", И. Анденко "Птичья столовая" и др.)
Во время игры "Кто прилетел на кормушку?" дети выполняют задание: надо угадать, какая зимующая птица прилетела, чем ее надо кормить. для про ведения этой игры необходимы: птичий календарь, картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, голубь и др.), загадки о птицах, картинки с изображением корма (или настоящий).
Игра про водится в трех вариантах:
l-й вариант: воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают ее и поднимают картинку с изображением данной птицы;
2-й вариант: воспитатель (позже ребенок) описывает корм, который едят птицы, дети вставляют в кормушку соответствующую картинку птички;
3-й вариант: воспитатель называет птичку, дети подбирают картинки с кормом, который ей необходим.
Перед игрой в беседе уточняются знания о зимующих птицах.
Загадывается загадка: "В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей (кормушка). В понедельник мы положили на кормушку корки хлеба, сало, семена подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семена склевали, а рябину и сало не трогали. Кто это? Во вторник прилетели птицы с желтыми грудками, рябину не трогали, а сало и семена подсолнуха склевали. Кто это?" и т. д.
Следует широко использовать календарь наблюдений за птицами, где с помощью условных знаков дети отмечают их поведение. Беседа "Как помочь птицам зимой?", дидактические игры "Кого, чем угостим?", "Кто прилетел на кормушку?" способствуют формированию знаний о способах помощи птицам зимой, воспитанию заботливого отношения к пернатым.
В зимний период воспитатель продолжает обучать детей уходу за растениями уголка природы. Комнатные растения подбираются с ярко выраженными потребностями в свете, влаге. Детей знакомят с функциями частей растений. Необходимо научить дошкольников определять по состоянию растений (мелкие листья, тонкие слабые стебли) степень удовлетворения их потребности в почвенном питании. Вместе с детьми педагог осматривает комнатные растения и решает вопрос об их подкормке, необходимости пересадки. Также дети устанавливают зависимость состояния растений от достаточности света, воды, узнают о значении корней растений во впитывании влаги, а листьев - в поглощении света.
Чтобы закрепить представление детей о потребностях растений, можно провести опыт. Выбираются растения, быстро реагирующие на изменения влажности почвы (колеус, бальзамин или др.). Одно из них за час до наблюдений поливают, другое оказывается увядшим. Сравнивая растения, воспитанники выявляют различия в их состоянии. Полив растение вечером, утром они видят, что состояние у них одинаково хорошее. Из этого делается вывод о необходимости своевременного удовлетворения потребности во влаге. Дошкольники убеждаются, что одни растения не прекращают роста и зимой, другие находятся в состоянии относительного покоя, и нарушать его не следует.
В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомятся с семенами, луковицами, корнеплодами. Целесообразно посадить на так называемом комнатном огороде корнеплоды петрушки, моркови, свеклы на зелень. Дежурным можно поручить самостоятельное выращивание лука, овса.
В уголке природы в течение зимы дети ухаживают за животными. Дежурные ежедневно в одно и то же время кормят птиц, животных, моют поилки, кормушки, чистят клетки, выращивают зеленый корм. Дети принимают участие в смене воды в аквариуме. В наблюдение и уход за рыбами следует включать опыты, связанные с выявлением функции органов чувств рыбок (хорошо ли они слышат, видят). В процесс е труда дети учатся определять необходимость и своевременность того или другого способа ухода.
Для расширения представлений дошкольников о связи сезонных изменений природы и деятельности человека необходимо познакомить их с трудом и бытом людей в зимнее время. Деятельность людей зимой ограничена. В условиях города ребятам рассказывают о чистке улиц, отоплении помещений, зимних видах спорта (хоккей, фигурное катание, лыжи и др.). Дети могут составить рассказ, как они играют и трудятся зимой.
Большое значение следует придавать работе с календарем. Дежурные отмечают состояние погоды, фиксируют такие явления, как замерзание пруда (реки), установление снежного покрова, метель, вид деревьев в разную погоду, повадки птиц в мороз, оттепель. На основе этих наблюдений делают выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В конце зимы по этим рисункам проводится итоговая беседа. для закрепления знаний о зиме как времени года можно использовать дидактическую игру "Бывает, не бывает", в которой дети должны продолжить высказывание воспитателя или опровергнуть его. При этом воспитанникам предлагается самостоятельно назвать и описать явления природы, характерные для этого времени года
Предварительный просмотр:
Структурные компоненты прогулки.
Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически про водимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.
Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектах для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных реЗу.lьтатов. Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения детей со взрослым и со сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка. Таким образом, трудовые действия детей также следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 1 О тысяч шагов за день младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200 -1500 шагов, в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких - либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Очевидно, что подвижные игры и упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.
Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения; дидактические задания;
трудовые действия самих детей; подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональный тонус. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям - наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки.
Каждый из компонентов прогулки оказывает влияние на развитие, воспитание и формирование личностных качеств младших дошкольников.
В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. В это время воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, поэтому на вечерней прогулке не про водится организованное наблюдение и трудовые действия.
На фоне играющих детей педагог может что - то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним - двумя малышами на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с ребятами за каким - либо необычным явлением или событием, которое они сами заметили.
Главное сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЕЙ
Социальные изменения в обществе обусловлены появлением новых направлений и требований в дошкольной образовательной системе. Педагогов и психологов стала шире привлекать проблема развития субъектных, обеспечивающих творческую позицию каждого ре6енка, отношений. Одной из них является формирование экологической культуры дошкольника средствами экранного искусства.
Несмотря на то, что в мировой педагогике накоплен существенный опыт по развитию творческой личности, остается ряд вопросов, которые требуют своего решения, прежде всего это вопрос о раннем формировании экологической культуры дошкольника.
На базе нашего детского сада мы внедряем программу нового поколения «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), которая представляет собой уникальную возможность для формирования у ребенка экологической культуры.
Учитывая современные исследования педагогов, психологов, задачи поставленные программой «Детство» определили, что старший дошкольный возраст является самоценным этапом в формировании экологической культуры личности. Именно в этот период происходит скачек в незначительной степени определяющий процесс в формировании экологической культуры выражающийся:
- в осознанном отношении к окружающему миру;
- умении выделять себя из окружающей среды;
- преодолении своего мироощущения и расстояния от «Я - природа» до «Я - и природа»;
- в развитии эмоционально-ценностного отношения к окружающему;
- в интенсивном накапливании личного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
- в формировании более прочных наглядно-образных картин об окружающем мире.
Указанные выше показатели сформированности нравственно-
экологической позиции личности характерны для любого дошкольного возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержания каждого из показателей, формы их проявления.
Качественно новая ступень на которую поднимается ребенок в развитии своей экологической культуры связывается с приобретениями в личном опыте и переходом от простого наблюдения к aналитическому наблюдению.
Уже на следующем этапе дошкольного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием:
- результатом анализа наблюдений за состоянием окружающей среды;
- осознанным наблюдением норм и правил в окружающей среде;
- заботой о представителях животного и растительного мира;
- воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах детского творчества.
В связи с этим, очень важно уже с раннего детства формировать у ребенка щадящие, оберегающее и ответственное отношение, как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации – второй природы, созданной руками человека.
Анализ современной теории и практики позволяет констатировать дефицит воспитательных технологий через экранное искусство, направленное на формирование экологической культуры дошкольника.
Необходимость поиска путей разрешения данной проблемы и определила цель работы нашего коллектива, которая состояла в разработке модели воспитательной работы с дошкольниками по формированию экологической культуры на основе материала регионального содержания отраженного в экранном искусстве.
Однако, интересующая нас проблема и материалы, обуславливающие решение данной проблемы в периодической печати и методической литературе отражены недостаточно.
На современном этапе развития общества в нашей стране зритель, в том числе и дошкольного возраста, находится в сложной социокультурной ситуации: кризис в экономике, сложное межнациональное отношение, возрождение религии, интенсивное развитие средств массовой коммуникации и с практически бесцензурным зрительским выбором в области кино, видео: расширение криaтивных возможностей аудитории в аудиовизуальной сфере, а также разные усиления сферы влияния популярной культуры зрелищно-развлекательных жанров, имеющих огромный эмоциональный компенсаторный и терапевтический потенциал на зрителя и дошкольников в частности.
Все эти факторы оказывают огромное влияние (положительное и отрицательное) на еще несформировавшуюся личность ребенка дошкольника. Ребенок в возрасте 3-7 лет еще не владеет умением ориентироваться самостоятельно в нравственно эстетических нормах он смотрит то, что ему предлагают взрослые, тем самым ограничивая его художественные интересы произведений массовой культуры.
Анкетные данные проведенные с родителями и детьми показывают, что:
- Посещают кинотеатры с детьми - 5% ;
- Посещают театры с детьми - 26%;
- Детям доступны просмотры телепередач с 3х лет 98%;
- Развлекательные программы просматривают - 68%;
- Детективы, триллеры смотрят - 82%;
- Программы познавательного характера смотрят - 56%;
- Фильмы-ужасы доступны к просмотру - 72%;
- Фантастику и приключения смотрят – 88%;
- Мелодраму и мюзиклы - 42%;
- Сериалы нашего и зарубежного производства доступны к просмотру 88% детей;
- Концерты и видеоклипы смотрят - 88% детей.
При этом, только 12% родителей смогли дать оценку тому или иному фильму или передачи, как произведению искусства, остальные рассматривают фильмы или телепередачи, только на уровне бытовой оценки.
Как отмечают отечественные ученые, роль кино, телевидения, которые в силу своей синтетической природы способны оказывать сильное воздействие на формирование личности человека, особенно младшего школьника (о дошкольниках материала не найдено).
Ведь не секрет, что не смотря, на падение посещаемости кинотеатров юные зрители стали мало общаться с экранным искусством: быстрыми шагами идет переключение интересов в сторону телевидения, видео, лазерного голографического кинематографа.
Социологи обнаружили, что младшие школьники и дошкольники проводят у телевизора или монитора до 26 - 28 часов в неделю, это примерно 3-4 часа в день, и этот процент повышается в субботу и воскресенье до 5-6 часов. Общение с экраном поглощает большое количество зрительского времени, иначе говоря, общение с экранным. искусством преобладает над общением с печатным словом, над общением со сверстниками.
Телевидение и видео стремительно реагирует, расширяет и углубляет свое воздействие на подрастающее поколение в социальном, информационном, нравственном, психологическом и эстетическом аспектах.
Учитывая отрицательную и положительную сторону качества современного видео, как его мобильность и комплектность. мы можем выбрать интересующую нас кассету, диск или в любой момент остановить изображение, вернуть действие фильма назад, фиксировать и воспроизводить эпизоды фильма в той последовательности, тогда и таким образом, какой необходимо для того, чтобы разобраться, уточнить непонятное и т.д.
Большие творческие возможности открывает для педагогов и воспитанников компьютерная техника.
Электронные возможности компьютера позволяют сегодня отобразить непосредственно то или иное явление, предмет, случай который познает дошкольник.
Сегодня профессионалы кино педагогики считают, что на формирование экологической культуры влияет экранное искусство, которое должно быть обязательно связано с творческими заданиями, чтобы ребенок мог «изнутри» понять то, о чем он получает информацию и стать как бы зрителем, соавтором.
Использование видеосъемки в учебном процессе позволяет значительно расширить спектр экологического воздействия эстетических, познaвaтeльноэкологических, игровых, криативных стремлений ребенка.
Система дошкольного образования медленно реагирует на запросы педагогов дошкольников. 1997 - 1998 годы в городах России и городе Иркутске был проведен эксперимент по использованию видеопрограммы познавательного образовательного цикла «Улица «Сезам». В настоящее время только в нескольких детских садах города использования этого пособия введено в расписание и учебный план для изучения и познания окружающего мира средствами экранного искусства и стало нормой.
Большая часть педагогов дошкольников используют кино только как элементарное средство наглядной агитации, не учитывая богатейшие персептивные возможности экранного искусства, способных на интегральном уровне комплексно решать проблему по трем направлениям: экологического воздействия, эстетического воспитания и художественного развития.
Использование в учебном процессе видеотехники резко расширился спектр эвристических, проблемных и игровых методов, а также форм проведения занятий с дошкольниками, эффективных в плане раскрытия в творческих планах индивида.
Использование видеофильмов о природе отражающих условия регионального компонента помогают педагогам пополнять такие существенные недостатки дошкольного образования, как одностороннее, изолированное друг от друга познание, изучение окружающего ребенком природного мира с точки зрения экологической культуры.
Так на третьем этапе говорят высокие процентные соотношения сформированности экологической культуры, о которых мы можем судить по следующим проявлениям у ребенка:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде, вошло в привычку;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объект свой экологической деятельности;
- присутствует доброта, отзывчивость и внимание к природе сопровождающаяся готовностью ребенка оказать помощь окружающим.
Ведущие отечественные специалисты в области экологического воспитания на материалах кино и телевидения сходятся во мнении, что в младшем школьном и дошкольном возрасте, средство экранных искусств один из существенных факторов образовательного процесса в современной социокультурной ситуации.
Итак использование экранных искусств направленных на формирование экологической культуры дошкольника не нашло широкого распространения в работе дошкольного учреждения и продолжает оставаться уделом немногочисленных энтузиастов.
Большая часть педагогов дошкольников используют экранное искусство только как элементарное средство наглядной агитации, не учитывая его богатейшие персептивные возможности.
Использование в учебном процессе видеотехники позволило резко расширить спектр эвристических, проблемных и игровых методов, а также форм проведения занятий с дошкольниками, эффективных в плане раскрытия творчества личности.
Использование видеофильмов о природе отражающих условия регионального компонента помогают педагогам пополнять такие существенные недостатки дошкольного образования, как одностороннее, изолированное друг от друга познание ребенком окружающего природного мира с точки зрения экологической культуры.
Итак, использование экранных искусств направленного на формирование экологической культуры дошкольника нашло широкое распространение в работе нашего дошкольного учреждения.
Коллективом педагогов создан банк теоретического и практического материала по организации экологического образования дошкольников на материале экранного искусства:
- консультаций и рекомендации для воспитателей и родиrелей по использованию технических возможностей применения экранного искусства;
- проведено анкетирование детей, педагогов и родителей;
- разработаны проекты по использованию экранного искусства в формировании экологической культуры дошкольников;
- создана картотека видеофильмов, аудиозаписей, диафильмов по темам, предлагаемым в программе « Детство»;
- на 54 серии видеофильмов « Улица «Сезам» оформлена картотека и составлено подробное содержание всех серий;
- Оформлена подборка конспектов - занятий с использованием экранного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию "Игры по экологии в детском саду"
Игры по экологии в детском саду...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"...
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...
Консультация для педагогов тема: "Экологическое воспитание на музыкальных занятиях"
quot;" Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношен...
Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»
Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию «Дидактические игры в экологическом воспитании»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...