Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Бойченко Олеся Олеговна

Консультация для педагогов

по экологическому воспитанию.

Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

(Экологические игры и методика их проведения)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

Консультация для педагогов

по экологическому воспитанию.

Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

(Экологические игры и методика их проведения)

Воспитатель:

Бойченко  О. О.

        Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

     Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой? Каковы ее функции и место в ряду методов и приемов, обеспечивающих формирование у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре?

     Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Ушинский К.Д. неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.

     Исследователями Удальцовой, Блехер, Сорокиной, Усовой, Аванесовой, Бондаренко установлено, что дидактическая игра на занятиях может быть использована и для обучения детей. С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

     Специфика дидактической игры как игры обучающей заключена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи. Установлено, что любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры (например, смещение акцента с игровых на учебные задачи, несоблюдение правил, ограничение игровых действий и т.д.) ведет к превращению игры в систему упражнений.

     В экологическом воспитании наблюдения природы, беседы по картинам, просмотр диа-видеофильмов, чтение художественной литературы природоведческого содержания осуществляются без игры. Знания дети получают посредством прямого обучающего воздействия взрослого. С другой стороны, наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показывают, что сведения о природе почти не включаются в нее, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на себя роли людей, регулирующих отношения человека с природой, игрушки-животные используются как персонажи в играх на бытовые и общественные темы.

     Именно поэтому усвоение знаний о природе при помощи дидактической игры, вызывающей эмоциональные проявления детей, влияют и на уровень интеллектуального развития, и на умственную активность и творческие способности, и на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

     В ознакомлении дошкольников с природой дидактические игры имеют особое значение. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои собственные действия, а это способствует развитию речи детей.

     Ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности, этическое развитие.

     В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, еловые и сосновые шишки, желуди, кора, листья деревьев и кустарников, травы, комнатные растения и т.д.

     Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Детей привлекает их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, можно с ними проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

     Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы в каждой группе. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти 9 месяцев в нашей природно-климатической зоне деревья и кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными круглый год, а некоторые цветут и зимой.

     Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминают их названия.

     Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

     Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в естественных условиях не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в парке были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

     Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.

     Последовательность дидактических игр должна соответствовать постепенному усложнению дидактических задач, учету уровня представлений детей. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, животных, других природных объектов, более разнообразных правил и игровых действий.

     Воспитатель может сам придумать различные варианты игры: ввести дополнительные задания, новые роли, обогатить сведения об окружающей детей природе.

     Во второй младшей группе дидактические игры лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи, фрукты, животные. С помощью воспитателя дети овладевают умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше взять вначале морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук и другие.

     В средней группе учитывают возросший уровень знаний детей, опыт решения предложенных задач. Усложнение дидактических игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.      Задания усложняются в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляют описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого одному ребенку предлагают перечислить отличительные или схожие признаки предмета.

     В старшей и подготовительной группах в процессе дидактических игр решаются следующие задачи:

  1. Находить предмет с помощью анализаторов (ев ощупь, на вкус, по запаху). Здесь требуется умение оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.
  2. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью анализаторов.
  3. Находить целое по части и часть по целому.
  4. Составлять целое из частей.
  5. Группировать предметы по месту произрастания и обитания.
  6. Группировать предметы по использованию их в жизни.
  7. Устанавливать последовательность стадий развития растений.

     Во время дидактических игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов. С младшей группы дети должны учиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина».

     Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Вот как, например, в серии игр отражается приобретение новых знаний об овощах и фруктах. Сначала проводится игра «Магазин «Семена». Дети различают и называют семена разных овощей, описывают способы их посева в зависимости от величины. Затем в игре «Съедобное - несъедобное» дошкольники уточняют, какие части овощных культур человек использует в пищу. В играх «Овощехранилище» и «Консервный завод» определяют спелость овощей и фруктов по хорошо заметным признакам (окраска, величина, плотность) и решают, в каком виде и где запасать их на зиму. И, наконец, детям предлагают игру «Магазин «Овощи-фрукты», в ходе которой уточняют, как овощи и фрукты попадают к покупателю.

     Выполнение игровых задач требует от детей умения делать выводы, умозаключения. Чтобы проверить их правильность, воспитатель предлагает мотивировать свои решения и действия.

     Итак, дидактические игры имеют большое значение в экологическом воспитании детей разных возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологическому воспитанию в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

консультация для воспитателей "дидактические игры в экологическом воспитание детей"

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

Консультация "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...