Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)
статья по теме
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орленок» детский сад
Обобщение опыта работы по теме:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела
Мустафаева Т.С.
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязненные вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения, ее недостаточность или полное отсутствие и породило потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, заставлять задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наш дом стал краше и богаче. Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем в детях с самого раннего возраста. Прежде всего стремимся побудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о рыбках, хомячках, черепахах, птицах. Воспитатели стремятся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту.
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Поведение маленького ребенка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме как малыша, так и животного. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, но и воспитывать бережное отношение к ней, учить ориентироваться в окружающей среде.
Чтобы помочь ребенку усвоить правила общения с животным и растительным миром, мы создаем в детском саду эколого - развивающую среду - в помещении группы и на участке. В работе используем разные методы и приемы.
Эффективным методом является наблюдение: за птицами на участке, изменениями в природе в разное время года, за животными в уголке природы. Дети начинают замечать их разные состояния. Они учатся сопереживать, сочувствовать, ухаживать за ними. На территории детского сада есть экологическая тропа, на которой дети упражняются в выполнении правил поведения в природе. Знакомятся и закрепляют знания о деревьях. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.
Такой путь как развитие поисковой деятельности я считаю наиболее удачным. На начало учебного года в своей группе у ребят среднего возраста были представления о временах года и о тех изменениях, которые происходят в связи с этим в природе, в жизни и деятельности взрослых и детей. В новом учебном году программа требовала от меня решения более сложных задач: я должна была развивать у детей наблюдательность и любознательность, формировать обобщенные представления о явлениях природы, подводить к установлению простых связей между ними.
Учитывая наглядно - действенную и наглядно - образную формы мышления у детей, соответственно подбирала и методы развития познавательных интересов. Богатый материал для этого дала нам осень.
Ежедневные наблюдения за состоянием погоды помогли закрепить у детей знания о признаках осени: стало холодно, редко показывается солнышко, небо покрыто тучами, часто идут дожди, трава мокрая, земля холодная, много луж, которые долго не просыхают, дует холодный ветер.
Много проводили экскурсий в это время года. Экскурсия в парк в пасмурный день убедила детей, что в парке не слышно птиц, исчезли комары, небо серого цвета, землю покрывают желтые и оранжевые листья.
Предложила детям тихонько потрясти дерево, чтобы они увидели, как опадают желтые листья. Это помогло в объяснении такого явления, как листопад.
Само слово "осень" стало у детей обобщающим понятием, так как вызвало у них определенные ассоциации, связанные с состоянием погоды.
Наблюдениям детей я старалась придать активный характер: учила не просто смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление. Стараюсь обратить внимание на один объект во время наблюдения: следим за небом или определяем силу ветра, рассматриваем горы или только какое - то дерево.
Любое наблюдение начинаю с того, что указываю объект, ставлю перед детьми цель. Так перед рассматриванием березы в начале сентября я сказала детям: "Сегодня мы с вами внимательно рассмотрим это дерево". Дала время на осмотр березы и предложила вопросы:
"Как называется это дерево? Как вы узнали, что это береза? Какой была береза летом? Как изменила ее осень?".
Вопросы заставили детей более внимательно наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Например, на последний вопрос при наблюдении за березой дети ответили так:
- "Береза пожелтела, остались только желтые листья, потому что осень";
- "Зеленые листья стали желтыми, потому что наступила осень";
- "Листьев стало мало. Скоро листья все опадут, потому что осенью бывает листопад".
Затем собрали букет из опавших листьев березы, и дети увидели, что они не только желтые, но и бывают красные, и багряные. Это было маленькое открытие для детей.
Эту березу мы рассматривали еще не один раз: и в конце ноября, когда она сбросила листву, и весной когда набухли почки. После первого снегопада ответы детей были разные:
- "Стоит укутанная снегом";
- "Березе тепло, укрылась снегом, как теплым одеялом".
Чувствовалось, что ребята эмоционально откликнулись на состояние березы.
Но пришлось их немного разочаровать, обратив внимание на пригнувшиеся под тяжестью снега ветки. "Почему ветки так низко наклонились к земле?".
Дети ответили не сразу. Задумались. Первым сообразил Ваня: "Снегу много на ветках, им тяжело".
И сразу вопрос другого ребенка: "А ветки не сломаются?".
Мне пришлось разъяснить: "Могут сломаться, поэтому надо помочь березе. Как это сделать? А если я легонько потрясу дерево? Снег упадет и ветки поднимутся".
Развитию у детей наглядно - образного мышления помогло и ведение календаря природы, где показана береза в разное время года. Дети легко устанавливали причинно - следственную связь в изменении дерева в зависимости от времени года.
Вопросы, которые предлагаю детям, стараюсь ставить в логической последовательности, чтобы у них вырисовывался образ наблюдаемого явления или объекта.
Много радости вызвал у детей первый снег. Я познакомила их со свойствами снега в морозную, умеренно теплую погоду, в оттепель, когда снег скрипел под ногами и его легко было убирать лопатой. Дети, сопоставляя состояние погоды со свойствами снега, делали простейшие выводы, отмечали его свойства.
Так рассматривая снежинки, сравнивали их со звездочками, палочками, пушинками, крупинками. Снег падал на рукавичку, на ладошку, и дети сами делали выводы, где и почему снежинки быстрее тают. Вспоминали загадки:
- "Что за звездочки резные на пальто и на платке? Все
сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке";
- "С неба - звездой, в ладошке - водой".
Проводили наблюдения за птицами. Подкармливали их в холодное время года. Как - то подошли к кормушке и на свежевыпавшем снегу увидели птичьи следы, большие и маленькие.
"Чьи это следы?" - спросила я.
"Маленькие воробьев, большие голубей" - ответили ребята.
"Как вы догадались?" - последовал другой вопрос.
"Воробьи маленькие, у них лапки и следы маленькие. Голуби большие, у них и следы большие " - правильно пояснили дети.
Календарь наблюдения за птицами помог детям получить первые впечатления о видовом различии птиц, они сопоставляли картинки с увиденным во время прогулок.
В уголке природы посеяли лук, овес, чтобы дети могли наблюдать за процессом роста семян и овощей. Мотивировка была такой: зеленные перья лука нужны для еды детям, а зеленные всходы овса - для корма попугая. Такая постановка цели вызвала у ребят интерес к работе.
Развитию познавательных способностей наших воспитанников помогают дидактические игры: "От какой ветки эти детки?", "Узнай растение по описанию", "Где, что растет", "Найди дерево по листочку", "Какая это птица?". С помощью их дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явления, группировать их по отдельным качествам. Много внимания уделяю решению познавательных задач на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Занятия проводятся с подгруппами по 5 человек. Так читая рассказ Л. Толстого "Умная галка", помогаю понять детям идейный смысл произведения, через простой опыт: в банку с водой бросали камушки, и дети увидели, как поднимался уровень воды. Тогда вопрос, почему галку назвали умной, не показался детям сложным.
Знания, которые я даю детям на занятиях, экскурсиях, во время наблюдения, усваиваются ими неодинаково.
Естественно, возникает необходимость индивидуальной работы, которую я обычно провожу в утренние и вечерние часы, а также на прогулках. Организую беседы, наблюдения, рассматривание картинок, привлекаю детей к труду в уголке природы, предлагаю сделать зарисовки наблюдений, чтобы потом они рассказали о том, что видели. Не забываю об этих детях и на занятиях, используя такой прием: предлагаю правильный ответ товарища, спрашиваю, согласен ли он с ответом, задаю вопросы проще. Делаю это с той целью, чтобы у малоактивных детей не пропал интерес к приобретению знаний.
Удачным считаю прием, когда дети с хорошими знаниями и умениями показывают и рассказывают другим, как, например надо ухаживать за хомяком или чем кормить попугая.
К работе привлекаю и родителей. Провожу открытые занятия, в уголке для родителей помещаю советы и рекомендации, даю консультации с описанием приемов ознакомления детей с природой во время прогулок.
Целенаправленная работа дала положительные результаты: дети стали внимательные во время наблюдений, научились делать простейшие выводы, замечать необычное в природе, у них появилась любознательность, любовь к живому, сочувствие, потребность узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в природе долж...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в п...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в п...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в природе должна быт...