КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
ПО ТЕМЕ
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Цели:
Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры-эксперимента на его развитие. Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания детей о назначении воды в жизни человека:
─ 1.1. источники питьевой воды.
─ 1.2.круговорот воды в природе.
─ 1.3.агрегатные состояния воды.
─ 1.4.жизнь и болезни водоёмов.
─ 1.5. выяснить, сколько воды содержится в живых организмах. Вручить детям ВОДНЫЕ ПАСПОРТА.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
3. Прививать бережное отношение к воде.
4. Обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Материалы и оборудование:
Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник, холодное стекло.
Схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему «Вода» и «Человек и водоёмы», «Вода в живых организмах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_vody_v_prirode.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
ПО ТЕМЕ
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Цели:
Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры-эксперимента на его развитие. Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания детей о назначении воды в жизни человека:
─ 1.1. источники питьевой воды.
─ 1.2.круговорот воды в природе.
─ 1.3.агрегатные состояния воды.
─ 1.4.жизнь и болезни водоёмов.
─ 1.5. выяснить, сколько воды содержится в живых организмах. Вручить детям ВОДНЫЕ ПАСПОРТА.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
3. Прививать бережное отношение к воде.
4. Обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Материалы и оборудование:
Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник, холодное стекло.
Схема круговорота воды в природе.
Иллюстрации на тему «Вода» и «Человек и водоёмы», «Вода в живых организмах».
1.1. Источники питьевой воды.
Ход занятия.
Создать организационный момент. Для этого попросить детей встать «рядышком друг с другом, словно месяц, ─ полукругом». Предложить малышам отгадать загадку:
Книзу летит капельками,
А кверху ─ невидимками! (Вода).
Педагог. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено ВОДЕ: мы познакомимся с круговоротом воды в природе, с источниками питьевой воды, с жизнью и болезнями водоёмов. Попытаемся выяснить, что нужно делать, чтобы водоёмы в нашей огромной стране никогда не болели.
Проводится игра «Сложи картинку». Дети делятся на 4 группы (если их 20 человек), на 2 группы (если из 10 человек), на 3 группы (если их 15 человек). На каждом столе лежат картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. Количество картинок варьируется от 5 до 10. Каждая подгруппа подходить к своему столу. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по 2 разрезные картинки. Дети начинают собирать картину из отдельных кусочков.
После того как картинки собраны, воспитатель просит детей внимательно их рассмотреть и сказать, что общего во всех изображениях. После высказанных предположений мы приходим к выводу, что всё это ─ источники воды. Затем с помощью вопросов воспитателя дети, смотря на собранные картинки, говорят, что на Земле вода содержится во многих водоёмах: морях и океанах, реках, ручьях, озёрах, родниках, болотах и прудах. В морях и океанах вода солёная, она непригодная для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки её используют как питьевую
1.2. Круговорот воды в природе.
Педагог. А теперь давайте поговорим вот о чём. Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озёр, подземных водохранилищ. Наш город очень большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы её берём тоже много. Скажите мне, пожайлуста, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?
Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.
Перед опытом дети садятся за столы так, чтобы всем было хорошо видно. Надо предупредить детей, что нельзя покидать своё место во время опыта.
Опыт: В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струёй.
Педагог. Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.
Дети: Пар появился потому, что вода стала нагреваться, а потом закипела и превратилась в пар.
Педагог. Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар.
А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное стёклышко, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло со стеклом?
Дети: На стекле мы видим капельки воды.
Педагог. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.
Дети: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Педагог. Молодцы, ребята!
Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда ─ снежинки ─ и попадают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Рассказ иллюстрируется с помощью схемы круговорота воды в природе.
После беседы воспитатель проводит игру, «Что вода делает». Воспитатель берёт мяч, кидает его каждому ребёнку, говоря: «Вода бежит». Дети отвечают словом «да» или «нет». ( Примерные вопросы воспитателя: вода журчит, горит, летит, плачет, греет, ходит и т.д.).
1.3. Агрегатные состояния.
Педагог. Одно из замечательных свойств воды вы наблюдали уже сотни раз зимой на реке, на озере или на пруду. Вы видели там лёд, то есть твёрдую воду. Подо льдом ─ жидкая вода. Надо льдом ─ водяной пар, он всегда есть в воздухе.
Что же здесь необычного? А вот что. Вода ─ единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Воспитатель просит детей назвать воду в твёрдом состоянии (примерные ответы детей: лёд, снег, град, айсберг т.д.). Аналогично, воспитатель просит детей назвать воду в жидком состоянии и парообразном состоянии.
Педагог. Теперь вы знаете, что вода бывает жидкая, твёрдая и в виде пара. А теперь подумайте и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель проводит игру, «Какая бывает вода». Педагог берёт мяч, кидает его каждому ребёнку, говоря: «Вода пушистая». Дети отвечают словом «да» или «нет» (примерные вопросы педагога: вода скользкая, круглая, живая, высокая, толстая, смешная и т.д.).
Задание «На что вода похожа »: После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель с помощью магнитов помещает на мольберт карточки. На них изображены следующие действия: ползёт змея, идёт дождь, лежит одеяло, стоит замок, окружённый морем, душ из которого бежит вода, идёт пар над чайником, лежат сугробы снега, журчит ручей, странствует айсберг, плывёт облако.
Воспитатель вызывает каждого ребёнка. С помощью маркера он должен соединить линиями те карточки, которые визуально подходят друг другу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Педагог. Встали на лужок и сделали кружок! Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас ─ частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе, ─ каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно (дети показывают как им холодно: дрожат, правая рука поглаживает левое плечо и наоборот левая рука правое плечо). Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа ─ это всё же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному. Расскажите, как связаны частички друг с другом.
Дети вместе с воспитателем делают выводы.
■ Когда вода находится в виде пара, связей между частичками воды практически нет, каждая из них движется как будто сама по себе.
■ В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
■ А когда вода находится в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии ─ это лёд, имеющий свою форму.
1.4. Болезни водоёмов.
Педагог. Ребята, присаживайтесь на стульчики. Сегодня на занятии мы поговорим о болезнях водоёмов. Обратите внимание на стенд. Эту картину можно часто увидеть на наших реках: прямо в воду сливает завод вредные для жизни рыб отходы производства, а то и ядовитые вещества. За речными судами тянутся следы бензина и мазута. В воду часто сбрасывают всякий мусор, загрязняя и портя её. От этого в реках и озёрах понижается поверхностное натяжение воды, поверхностная плёнка становится всё тоньше и тоньше из-за химических отходов. А такие насекомые как водомерки используют поверхностную плёнку воды для передвижения (показать рисунок, как водомерки передвигаются по воде).
Взять стакан, доверху наполненный водой. Осторожно на поверхность воды положить канцелярскую скрепку. Сказать детям, чтобы они представили, что это водомерка. После этого взять жидкое мыло и капнуть на скрепку. Спросить у детей, что произошло со скрепкой?
Дети говорят, что скрепка тонет. Воспитатель вместе с ребятами делает выводы: на месте, куда попала капелька мыльного средства, поверхностное понижение воды стало меньше, и поэтому скрепка утонула. Так же и водомерки не смогут передвигаться по воде, и будут тонуть, если наши водоёмы будут загрязняться химическими отходами.
Там, где осталась рыба, люди часто ловят её широким неводом или сетью с мелкими ячейками. При этом попадается много мальков, а не взрослых рыб. Значит, молодые рыбки не станут взрослыми и не оставят потомства.
Задание на закрепление материала: Воспитатель ещё раз спрашивает детей, как люди наносят вред водоёмам и его жителям. Опираясь на рисунок, дети дают свои ответы.
Замечание: Воспитатель должен следить за тем, чтобы ответ каждого ребёнка был полным.
Педагог. Ребята, наверное, многие из вас летом играли и загорали на берегах рек и озёр. (Воспитатель просит детей обратить внимание на следующий стенд). Конечно, это очень приятно. Вот только всегда ли люди правильно ведут себя во время отдыха на природе? Давайте подумаем вместе. Иногда нам кажется, что от одного человека ничто не зависит: ни плохое, ни хорошее. Завод может погубить всё живое в реке вредными отходами, а один человек ─ нет. Подумаешь, кидал палками в уток! Может, ещё и не попал? Уток-то на реке целая стая!
Ну, намусорил на берегу, набросал пустые банки и бутылки в воду. Река-то большая! Не важно, что рвать водяные лилий запрещено: никто ведь не видел! Помыли машину у реки, пошли по воде радужные бензиновые круги, зато удобно, воды много. А что, если так станет поступать каждый?
Задание на закрепление материала: Воспитатель даёт каждому ребёнку рисунок. На нём надо закрасить прямоугольники красным цветом там, где люди поступают неправильно, и зелёным ─ где они ведут себя правильно. Объяснить, почему они так считают.
В заключении воспитатель ещё раз говорит детям о том, что, загрязняя водоёмы, ─ и большие и маленькие,─ люди вредят, прежде всего, сами себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. И поэтому нам особенно надо ценит чистую воду.
1.5. Вода в живых организмах.
Водные паспорта.
Дети сидят за столами.
Педагог. Вода необходима всем живым организмам: растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. Также всё живое на земле состоит из воды. Мы ─ люди, растения и животные принимаем участие в общем круговороте воды в природе. Во всех живых организмах содержится определённое количество воды, которое постепенно уменьшается, а потом пополняется. Сейчас я расскажу, сколько воды содержится в различных организмах.
Перед детьми находится стенд с изображением человека, кита, рыб, листьев растений, картофеля, яблок и груш, огурцов, помидоров, моркови, грибов, водорослей, медузы и хлеба. Все эти рисунки закрашены в светло- голубой цвет на столько, сколько в них содержится воды. Воспитатель объясняет это детям.
! Справка для воспитателя: содержание воды в млекопитающих – 60-68%; в рыбах – 70%; в водорослях – 90-98%; в медузе – 97%; в листьях растений – 75-85%; картофеле – 80%; в яблоках и грушах – 85%; в огурцах, помидорах, моркови, грибах – 90-95.
Педагог. А вы хотите узнать, сколько в вашем организме содержится воды?
Дети: Хотим!
Педагог. Сейчас мы это узнаем. Для этого мне нужно знать ваш вес. У нас есть весы и я прошу вас подойти поближе ко мне, чтобы начать взвешиваться.
Воспитатель поочереди взвешивает детей. После взвешивания воспитатель приглашает детей занять свои места на стульчиках.
Педагог. У меня для вас сюрприз! Наверняка вы их обожаете. Вы не просто узнаете, сколько воды в вашем организме, но и ещё каждый из вас получит СОБСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ ПАСПОРТ. В нём будет указано, сколько литров воды содержится в вашем организме. В паспорте будет указано, сколько чайников с водой, сколько чашек с водой и сколько ложек с водой содержится в вашем организме.
Воспитатель начинает церемонию вручения водных паспортов. Примерно это выглядит так:
ВОСПИТАТЕЛЬ: ВОДНЫЙ ПАСПОРТ ВРУЧАЕТСЯ НИКИФОРОВОЙ СОФЬИ.
НАСТОЯЩИЙ ДОКУМЕНТ УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО В НИКИФОРОВОЙ СОФЬИ СОДЕРЖИТСЯ: 12 ЛИТРОВ ВОДЫ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ: 7,8 ЧАЙНИКОВ, 58 ЧАШЕК, 2336 ЛОЖЕК.
После вручения паспортов воспитатель поздравляет детей, благодарит их за то, что на всём протяжении занятия они были внимательные, активные и усердные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Круговорот воды в природе"
занятие по экологии с экспериментальным опытом...
Конспект занятия-экспериментирования по теме: «Вода вокруг нас»
Конспект занятия -экспериментирования по теме " Вода вокруг нас"...
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».
Занятие формирует у детей знания о конкретных представлениях свойств воды: у воды нет собственной формы, она прозрачная, вода растворитель; что вода иногда нуждается в очистке; занятие вос...
Конспект занятия Экспериментирования. Тема; "Поможем воде стать чистым "
Создать условия о накоплении представлений о способах очистки воды....
Конспект занятие-экспериментирование Тема: «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах); уточнять значение воды для всего живого на земле. Объяснить слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная. Развивать у детей позна...
Конспекты занятий-экспериментирований с воздухом, водой, песком, глиной в старшей и подготовительной к школе группах.
Материал посвящён организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия-экспериментирования «Агрегатные состояния воды» в подготовительной группе
Конспект занятия-экспериментирования «Агрегатные состояния воды» в подготовительной группеВоспитатель: Мальцева Наталья СергеевнаЦель: Развивать желание познавать мир через исследоват...