Педагогический проект "Чистый дворик"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Педагогический проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического и нравственно-патриотического воспитатния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_-_chistyy_dvorik.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СКАЗКА» ПОСЕЛОК КОНОША АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагогический проект
«Чистый дворик»
(старший дошкольный возраст)
Автор: Рудакова Нина Николаевна,
воспитатель первая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе их взаимосвязь с человеком, нашей цивилизацией.
Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, это формирование экологической культуры воспитанника.
Экологическая культура – это каждодневное поведение человека в природе, важной составляющей которой является психоэкология – культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое образуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Актуальность:
- сохранность окружающей природы: улиц, леса, поселка;
- экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого поселка.
Целью проекта является: привлечение внимания детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц и дворов поселка через создание воспитывающей среды, обеспечивающей овладение нормами экологического поведения.
Задачи проектной деятельности:
- через мероприятия проекта акцентировать внимание родителей и детей старшей группы на проблеме загрязнения улиц и дворов поселка;
- привлекать детей и взрослых к очищению поселка от мусора;
- призывать жителей поселка быть внимательными к данной проблеме, не добавлять нового мусора.
Название проекта: «Чистый дворик».
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: информационный, практико-ориентированный.
По характеру содержания: ребенок и природа.
По количеству участников: коллективный.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в контакте с семьей.
Постановка проблемы:
- откуда берется мусор в природе, на улицах и дворах поселка;
- сможем ли мы защитить окружающую нас природу.
Организация проектирования
Цель исследования: формирование у ребенка в детском саду и дома осознанного экологически правильного поведения; осознание мотивов своей деятельности и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи для ребенка:
- Развивать интеллектуальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
- Закрепить умение договариваться, организовывать членов детского коллектива для выполнения общего дела.
- Научить определять необходимость трудовых действий.
- Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Задачи для педагога:
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемый результат в процессе реализации проекта:
Воспитанники:
- овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
- проявляют заботу, уважительное отношение к природе;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других.
Родители воспитанников:
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, охране природы.
Педагог: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Участники проекта:
Участники: воспитанники старшей группы № 2, родители детей группы.
Длительность проекта: 1 неделя.
Формы и методы работы:
- анкетирование родителей воспитанников;
- консультация для родителей;
- беседы;
- игры экологической направленности;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность
- вернисаж рисунков;
- выставка поделок;
- трудовая акция.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Труд».
Основная часть
- Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
- изучить методическую литературу по теме проекта;
- скоординировать действия педагога и родителей по формированию у ребенка в детском саду и дома экологически правильного поведения;
- разработать основные методические материалы и подобрать необходимые дидактические пособия.
- Основной этап реализации проекта:
Цель основного этапа: экологическое воспитание дошкольников на основе бесед на различные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, художественное творчество.
1. Содержание деятельности родителей:
- Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников».
- Художественно-творческая деятельность: рисунки на тему «Вся Земля – наш дом: чистота кругом!».
- Изготовление поделок из бросового материала: «Мусор в дело: живем умело!»
2.Содержание деятельности воспитанников.
срок | Мероприятие | Содержание | Осуществление деятельности |
1-й день | - Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» (Приложение 1) - Беседа: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». - Чтение худ. произведения «Что такое хорошо, что такое плохо», В. Маяковского. | - Выявление знаний родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. - Формирование знаний по экологически правильному поведению. - Развитие умения давать моральную оценку поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию. | - Педагоги, родители. - Педагог, дети. - Педагог – чтение, дети – обсуждение. |
2-й день | - Консультация для родителей «Мусор-проблема поселка» - Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей. - Чтение стихотворений из книги «Лучшие на свете - воспитанные дети» - Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес» | - донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем поселке. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. - использование природоведческой тематики, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным - к живой природе. - расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. - закрепление навыков безопасного поведения на природе; развитие игровой деятельности. | - Педагог, родители.
- Педагог, дети.
- Педагог – чтение, дети – обсуждение. - Дети группы. |
3-й день | - Игровые ситуации «Как не надо поступать». - Беседа по пословице: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», - Рисование «За что я люблю природу» - Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников». (Приложение 2) | - обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций. - закрепление умения рассуждать, передавать свою точку зрения. - Трансляция через художественно-творческую деятельность впечатлений окружающей природной среды. - Информирование родителей о необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста. | - Педагог, дети группы. - Педагог, дети группы - Дети группы. - Педагог, родители. |
4-й день | - Рассматривание альбома «Животные Красной книги». - Беседа «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» - Зарождение замысла проведения акции «Мусору – нет!» - Дид. игра «Экологическое лото» - Буклет для родителей «А знаете ли вы, что…» (Приложение 3) | - формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; - закрепление умения рассуждать, передавать свою точку зрения. - активизация мыслительной деятельности при возникновении идеи проведения акции. - развивать умение классифицировать животных. - информировать родителей о длительности разложения различного вида мусора. | - Дети группы.
- Дети группы. - Дети группы. - Педагог, родители. |
5-й день | - Вернисаж детско-родительских рисунков: «Вся Земля – наш дом: чистота кругом!». - Акция – трудовой десант: «Мусору – нет!» - Обсуждение с родителями изменений в поведении ребенка. - Выставка поделок из бросового материала: ««Мусор в дело: живем умело!» | - закрепление умений совместного творчества; передача замысла рисунка средствами художественно-творческой деятельности. - закрепление правил экологически правильного поведения на улицах поселка; трудовая деятельность по сбору мусора. - Анализ изменений под влиянием педагогического воздействия в сфере экологического воспитания ребенка. - закрепление умений совместного творчества детей и родителей; развитие творческого воображения. | - Родители, дети группы.
- Педагог, дети группы. - Педагог, родители. - Дети и родители. |
- Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия «педагог – родители»: родители принимали активное участие в реализации проекта.
- воспитанники группы повысили свои знания в области экологической культуры поведения.
Презентация проекта:
- Вернисаж рисунков «Вся Земля – наш дом: чистота кругом!».
- Выставка поделок из природного материала: «Мусор в дело: живем умело!»
- Фотоотчет (мультимедийная презентация) о проведении трудового десанта: «Мусору – нет!».
Заключение.
Анализ реализации педагогического проекта «Чистый дворик» показывает, что если в ДОУ создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности воспитанников, то это помогает формированию экологической культуры старших дошкольников и успешной самореализации детей. При этом родители и дети группы раскрывают свои творческие способности, возрастает внутренняя самооценка ребенка, формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание - 1996-№7.
2. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993-№ 12.
3. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание -2003-№ 12.
4. Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. - М.: Наука, 1984.
5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС" 2004.
6. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4.
7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дворик детства"
Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды? Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детск...
Презентация "Спортивный дворик"
Презентация "Спортивный дворик" - это краткий обзор организации спортивной площадки в детском саду. Фотографии иллюстрируют организацию летней-оздоровительной работы в МБДОУ "Детский сад комб...
Наш маленький дворик
Данный проект поможет организовать оформление придворовой территории ДОУ...
Проект "Речевой дворик"
До проектная деятельностьМотив: Наблюдался недостаточный запас знаний детей о домашних животных и птицах, низкий уровень произносительной стороны речи.Модель трех вопросов. Что ...
Любимый мой дворик (инсценировка стихотворения)
Данный материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Дню города (занятия, концерты, родительские собрания и т. д.)...
Комплексное занатие "На бабушкином дворике" 2 младшая группа.
Комплексное занятие с использованием нетрадиционных техник рисования (пластелиновая живопись)...
Макет для группы раннего возраста "Дворик"
Актуальность нашей работы определяется тем, что макетирование имеет большое значение для формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников. В этот период происходит объе...