Проект "Птицы нашего края"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и представлен результат в виде презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_rodnogo_kraya.docx | 27.42 КБ |
ptitsy.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Золотой ключик»
Проект
"Птицы нашего края"
Выполнили: Чувашкина Л. П.
Докудовская Г. Н.
г. Гай 2013 г.
"Охранять природу - значит охранять Родину".
М. Пришвин.
Актуальность проекта.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) .К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: среднесрочный. Октябрь – апрель.
Цель проекта:расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
- знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни;
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие».
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
- формировать экологическое сознание детей.
-воспитание любви к родному краю.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
- Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Конкретные ожидаемые результаты.
- Расширение кругозора детей о зимующих и перелетных птицах.
- Улучшение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, безопасность, социализация.
Образовательная область: «Социализация»
Задачи: Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ».
Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них.
Развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.
Образовательная область: «Труд»
Задачи: Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Изготовление скворечников, кормушек.
Посадка лука, семян.
Образовательная область: «Безопасность»
Задачи: Формировать навыки природоохранного поведения при наблюдении за птицами.
Образовательная область «Познание»:
Задачи: Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах.
Поощрять интерес к источникам информации.
Развивать умственные способности с помощью инновационных технологий.
Образовательная область «Коммуникация»:
Задачи: Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности, развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию.
Образовательная область: "Чтение художественной литературы"
Задачи: Познакомить со структурой книги (макет).
Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, приговоркам. Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.
Образовательная область: «Художественное творчество»
Задачи: Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию.
Формировать представление об изделиях народного промысла.
Образовательная область: «Музыка»
Задачи: Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений.
Способствовать развитию певческих навыков.
Образовательная область «Здоровье»
Задачи: С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.
Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.
Работа с родителям
Задачи: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.
Планирование поэтапных мероприятий.
1. Этап. Подготовительный.
- Подготовка материала для изодеятельности, чтения, игровой деятельности.
- Подбор методической литературы.
- Приобретение иллюстраций по теме.
- Определение знаний детей о птицах.
2. Этап. Реализация проекта.
- Подбор бесед о птицах.
- Наблюдения.
- Чтение художественной литературы.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Продуктивная деятельность.
- Работа с родителями.
3. Этап. Заключительный
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
- Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».
Результаты реализации проекта.
- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
- Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями. Сделали альбом «Птицы нашего края», картотеку наблюдений за птицами, бесед о птицах, подвижных игр по теме «Птицы», стихи, рассказы, загадки о птицах, дидактические игры «Разрезные картинки», «Зимующие и перелетные птицы» «Покормите птиц зимой», «Прятки», раскраски «Птицы», изготовили шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр, атрибуты для пальчикового театра.
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Считаем необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:
-расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие;
-расширять и активизировать словарь по данной теме;
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- Воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.
1.ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» Н.Е.Вераксы.
2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.
3. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская
4. Воронкевич О. А. "Экология".
5. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности".
6.Лыкова И. А. "Изодеятельность в д/с".
7.Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".
8. «Наши птицы» В. Бианки
9.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
10.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Охранять природу - значит охранять Родину". М. Пришвин. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Срок реализации проекта: среднесрочный, октябрь – апрель.
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Образовательные задачи: - формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе; - знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни; - расширять и активизировать словарь детей по теме; - закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала; - развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память. - дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие»
Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни; - формировать экологическое сознание детей. -воспитание любви к родному краю.
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный. II этап – основной (практический). III этап – заключительный.
I этап – подготовительный. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический). Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, интеграция образовательных областей
Образовательная область «Здоровье» Образовательная область: «Физическое развитие» Задачи: * С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние. *Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия. Задачи: * Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки. *Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры
Подвижные игры, физминутки , птичья зарядка, пальчиковые игры.
Образовательная область «Коммуникация»: Задачи: *Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности. *Развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. *Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию
Подбор бесед о птицах. Наблюдения. за птицами
Образовательная область: "Чтение художественной литературы" Задачи: *Познакомить со структурой книги (макет). *Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам , приговоркам. *Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.
Образовательная область: «Социализация» Задачи: *Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ». *Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них. * Развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх; конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.
Образовательная область: «Художественное творчество» Задачи: *Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию. *Формировать представление об изделиях народного промысла. Лепка « Дерево и скворечник»
Рисование «Снегирь» Аппликация «Сова»
Образовательная область: «Музыка» Задачи: *Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений. *Способствовать развитию певческих навыков. Музыкально-дидактические игры, драматизация «Доживем до весны»
Пальчиковый театр Пальчиковые игры
Образовательная область: «Труд» Задачи: * Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. *Привлекать к изготовлению скворечников, кормушек.
Работа с родителями Задача: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.
III этап – заключительный. Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц». Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
«Праздник П Т И Ц» Цель: Создать радостное, праздничное настроение. Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах; 2) воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам. 3) развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
Итоги проекта Сделали альбом «птицы нашего края», картотеку наблюдений за птицами, бесед о птицах, подвижных игр по теме «птицы», стихи, рассказы, загадки о птицах, дидактические игры «разрезные картинки», «зимующие и перелетные птицы» «покормите птиц зимой», «прятки»,раскраски «птицы», изготовили шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр, атрибуты для пальчикового театра.
альбом «птицы нашего края» дидактическая игра «разрезные картинки»
стихи, рассказы, загадки о птицах шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр
Итоги проекта Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Считаем необходимым продолжить работу по формированию патриотизма через экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края: расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие; расширять и активизировать словарь по данной теме; развивать наблюдательность, внимание, память; воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Животный мир нашего края и птицы нашего края.
Презентация для занятия....
презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа
В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....
БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"
Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...