Проект "Птицы нашего края"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Детский сад №13 Золотой ключик

Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и представлен результат в виде презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_rodnogo_kraya.docx27.42 КБ
Файл ptitsy.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №13 «Золотой ключик»

Проект

"Птицы нашего края"

Выполнили: Чувашкина Л. П.

Докудовская Г. Н.

г. Гай 2013 г.

"Охранять природу - значит охранять Родину".

М. Пришвин.

Актуальность проекта.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных  -  воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы.   В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) .К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: среднесрочный. Октябрь – апрель.

Цель проекта:расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним. 

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

- дифференцировать понятия «  перелётные» - «зимующие».

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

-воспитание любви к родному краю.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
  • Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Конкретные ожидаемые результаты.

  • Расширение кругозора детей о зимующих и перелетных  птицах.
  • Улучшение предметно-развивающей среды.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, безопасность, социализация.

Образовательная область: «Социализация»
Задачи: Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ».
Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них.      
 Развивать игровые навыки  детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.
 
Образовательная область: «Труд»
Задачи: Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Изготовление скворечников, кормушек.
Посадка лука, семян.
Образовательная область: «Безопасность»
Задачи: Формировать навыки природоохранного поведения при наблюдении за птицами.
 
Образовательная область «Познание»:
Задачи: Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах.
Поощрять интерес к источникам информации.
Развивать умственные способности с помощью инновационных технологий.

  
Образовательная область «Коммуникация»:
Задачи:  Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности, развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию.
 
Образовательная область: "Чтение художественной литературы"
Задачи: Познакомить со структурой книги (макет).
Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, приговоркам. Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.            
Образовательная область: «Художественное творчество»
Задачи: Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию.
Формировать представление об изделиях народного промысла.
 
Образовательная область: «Музыка»
Задачи: Совершенствовать  навыки ритмических  и имитационных движений.
Способствовать развитию певческих навыков. 
Образовательная область «Здоровье»
Задачи: С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.
Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.
  
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.
Работа с родителям

Задачи: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.

Планирование поэтапных мероприятий.

1. Этап. Подготовительный.

  • Подготовка материала для изодеятельности, чтения, игровой деятельности.
  • Подбор методической литературы.
  •  Приобретение иллюстраций по теме.
  • Определение знаний детей о птицах.

2. Этап. Реализация проекта.

  •  Подбор бесед о птицах.
  •  Наблюдения.
  •  Чтение художественной литературы.
  •  Дидактические игры.
  •  Подвижные игры.
  •  Продуктивная деятельность.
  • Работа с родителями.

3. Этап. Заключительный

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
  • Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».

Результаты реализации проекта.

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
  • Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями. Сделали альбом «Птицы нашего края», картотеку наблюдений за птицами, бесед о птицах, подвижных игр по теме «Птицы», стихи, рассказы, загадки о птицах, дидактические игры «Разрезные картинки», «Зимующие и перелетные птицы» «Покормите птиц зимой», «Прятки», раскраски «Птицы», изготовили шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр, атрибуты для пальчикового театра.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.  

Считаем необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:  

  -расширять знания детей о жизни птиц, и об  особенностях их образа  жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка,  кукушка и другие;

-расширять и активизировать словарь по данной теме;

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- Воспитывать  любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Используемая литература.

1.ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» Н.Е.Вераксы.

2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.

3. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская

4. Воронкевич О. А. "Экология".

5. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности".

6.Лыкова И. А. "Изодеятельность в д/с".

7.Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".

8. «Наши птицы» В. Бианки

9.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

10.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Золотой ключик» Проект "Птицы родного края" Подготовили: Докудовская Г.Н., воспитатель 1 кв.категории, Чувашкина Л.П., воспитатель 1 кв. категории

Слайд 2

"Охранять природу - значит охранять Родину". М. Пришвин. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Слайд 3

Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Срок реализации проекта: среднесрочный, октябрь – апрель.

Слайд 4

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Слайд 5

Образовательные задачи: - формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе; - знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни; - расширять и активизировать словарь детей по теме; - закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала; - развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память. - дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие»

Слайд 6

Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни; - формировать экологическое сознание детей. -воспитание любви к родному краю.

Слайд 7

Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный. II этап – основной (практический). III этап – заключительный.

Слайд 8

I этап – подготовительный. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Слайд 9

II этап – основной (практический). Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, интеграция образовательных областей

Слайд 10

Образовательная область «Здоровье» Образовательная область: «Физическое развитие» Задачи: * С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние. *Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия. Задачи: * Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки. *Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры

Слайд 11

Подвижные игры, физминутки , птичья зарядка, пальчиковые игры.

Слайд 12

Образовательная область «Коммуникация»: Задачи: *Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности. *Развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. *Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию

Слайд 13

Подбор бесед о птицах. Наблюдения. за птицами

Слайд 14

Образовательная область: "Чтение художественной литературы" Задачи: *Познакомить со структурой книги (макет). *Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам , приговоркам. *Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.

Слайд 15

Образовательная область: «Социализация» Задачи: *Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ». *Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них. * Развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх; конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх.

Слайд 16

Образовательная область: «Художественное творчество» Задачи: *Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию. *Формировать представление об изделиях народного промысла. Лепка « Дерево и скворечник»

Слайд 17

Рисование «Снегирь» Аппликация «Сова»

Слайд 18

Образовательная область: «Музыка» Задачи: *Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений. *Способствовать развитию певческих навыков. Музыкально-дидактические игры, драматизация «Доживем до весны»

Слайд 19

Пальчиковый театр Пальчиковые игры

Слайд 20

Образовательная область: «Труд» Задачи: * Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. *Привлекать к изготовлению скворечников, кормушек.

Слайд 21

Работа с родителями Задача: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.

Слайд 22

III этап – заключительный. Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц». Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Слайд 23

«Праздник П Т И Ц» Цель: Создать радостное, праздничное настроение. Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах; 2) воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам. 3) развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.

Слайд 24

Итоги проекта Сделали альбом «птицы нашего края», картотеку наблюдений за птицами, бесед о птицах, подвижных игр по теме «птицы», стихи, рассказы, загадки о птицах, дидактические игры «разрезные картинки», «зимующие и перелетные птицы» «покормите птиц зимой», «прятки»,раскраски «птицы», изготовили шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр, атрибуты для пальчикового театра.

Слайд 25

альбом «птицы нашего края» дидактическая игра «разрезные картинки»

Слайд 26

стихи, рассказы, загадки о птицах шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр

Слайд 27

Итоги проекта Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Слайд 28

Считаем необходимым продолжить работу по формированию патриотизма через экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края: расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие; расширять и активизировать словарь по данной теме; развивать наблюдательность, внимание, память; воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...