Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе "По следам Зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Стешенко Галина Леонидовна

НОД для детей подготовительной к школе группы. Проводиться в форме игры. Для открытого просмотра воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_zimy.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

                   общеразвивающего вида № 63 «Звёздочка» г.Волжского Волгоградской области

               

Конспект непосредственной образовательной деятельности                                                                                 по формированию кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе

на тему: «По следам Зимы»

Составила:

воспитатель  высшей                                                                                                          квалификационной категории

Стешенко Галина Леонидовна

г. Волжский – 2013 год

Образовательная область: «Познание/развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»

Тип: интегрированное

Возраст детей: подготовительная  группа

Формы непосредственной образовательной деятельности: двигательная (физминутка), познавательно – исследовательская (дидактические игры и упражнения) коммуникативная  

( взаимодействие детей в команде, с жюри, с родителями)

Формы организации: группа

Задачи:

  Образовательные:

  • способствовать формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей;
  • уточнить представления детей об окружающем мире, полученные в разных образовательных областях в течение зимних месяцев;
  • выявить уровень овладения детьми умения классифицировать.

Развивающие:

  • способствовать формированию логического мышления, умения отвечать на вопросы, аргументировать свои высказывания;
  •  создать условия для развития речи детей, активизации  их словаря.

 Воспитательные:

  • воспитывать умение понимать учебную задачу, работать в команде
  • формировать умение радоваться, достигая цели.

Предварительная  работа:

 непосредственно образовательная деятельность по развитию речи, обучению грамоте, знакомство с художественными произведениями разных жанров, разучивание стихов, пословиц, поговорок о зиме.

Оборудование и материалы: два стола и стулья вокруг них по количеству участников в команде. На столах колокольчики. Стол  и стулья для жюри. Магнитная доска и столик с необходимым материалом: вопросы для разминки; шкатулка с конфетами; песочные или гелевые часы; эмблемы команд; два кроссворда; вопросы к ним и два карандаша; снежинки для жюри; разрезные приметы на разных цветом бумаге; напечатанные на карточках названия птиц; два листа для игры «Хорошо – плохо»; листы для игры «Четвертый – лишний»; «следы Зимы» с номерами ( на обратной стороне написано задание); картинка сундучка с сокровищами.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Деятельность проходит в виде игры, на которую в качестве зрителей можно пригласить родителей, а в качестве жюри – воспитателей. Мероприятие  лучше проводить в зале – там и места побольше и можно заранее подготовить оформление, что уже будет являться сюрпризным моментом для детей. Дети заранее, в  группе, разбиваются на команды и придумывают название, чтобы была связь с зимой, а также выбирают себе капитанов. Мои ребята придумали такое: «Зимняя  роза» и  «Льдинки», а я соответственно изобразила их эмблемы. После того, как в зале сели все зрители и жюри, ведущий (воспитатель) представляет  команды, они  по - очереди заходят в зал и садятся на свои места.

1 Разминка.

Кто в команде знает ответ – звонит в колокольчик и отвечает. Жюри за каждый правильный ответ выдает снежинку и подсчитывает баллы после каждого конкурса.

1 Как по пню срубленного дерева узнать, сколько дереву лет?

2 Кто чистоплотнее – кошки или собаки и почему?

3 Все ли зайцы белы зимой?

4 Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

5 У каких птиц самки больше самцов? Почему?

6 С прилета каких птиц считаем мы начало весны?                                                                                                           7 Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе? Почему?

8 Какая птица не боится выводить птенцов зимой?

9 Что страшнее птицам зимой – холод или голод?

10 Где раки зимуют?

11 Пользу или вред приносят зимой человеку синицы?

12 Почему зимой многие звери и птицы жмутся к человеческому жилью?

13 Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?

14 Как в старину называли месяц декабрь?

15 Как в старину называли месяц январь?

16 Как в старину называли месяц февраль?

2 Пословицы

 Чья команда больше вспомнит пословиц, та выигрывает этот конкурс.

 Зима не лето, в шубу одето.

 Зима - 3 месяцев владыка.

 Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

 Зима лето пугает, да все равно тает.

 Все зимой сгождается, что летом урождается.

 Мороз не велик, да стоять не велит.

 Спасибо, мороз, что снегу нанес.

 Береги нос в большой мороз!

 Солнце - на лето, зима - на мороз.

 Зимний денек - воробьиный скок.

 Зима - хранительница полей.

 Готовь зимой телегу, а летом сани.

3 Приметы

Командам раздаются карточки  разных цветов – белые и желтые. На белых -  начало приметы, а на желтых – ее концовка, нужно прочитать, вспомнить примету и правильно подобрать  карточки.

 Дым из трубы столбом - к морозу.

 Дым из трубы коромыслом - к теплу.

 Воробьи дружно расчирикались - к продолжительной оттепели.

 Будет снег глубокий - будет хлеб хороший.

 Зима снежная - лето дождливое.

 Мухи проснулись среди зимы - к продолжительной оттепели.

 Гусь лапку поджал - к стуже.

 Кошка нос прячет - к морозу.

 Если ночью был иней - днем снег не выпадет.

 Ясное небо - к морозу.

 Волки воют возле жилища - к морозу.

 Ветер к вечеру усиливается - к ухудшению погоды.

4 Стихи

Дети читают стихи, которые заучивали ранее, чья команда вспомнит больше.

Зима.

Одуванчик из снежинок

Поднесет к губам Зима,

Только дунет — и пушинок

Разлетятся семена!

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет                                                                                                                               Белым звездочкам ладонь.

Заколдованный дворец. 

Снежинки медленно летят —

Крупные, тяжелые.

Я не узнала старый сад,

Когда пришла из школы.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной,

Как заколдованный дворец                                                                                                                          Царевны ледяной.                                                                                                                                              

   Снегири.                                                                                                                                                                           Стынут ветки на морозе

 У сосны и ели.

Что за чудо? На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей –                                                                                                                               Облепила деревце.

           Крылатые снежинки.                                                                                                                                                          Под ногой снежок скрипит,                                                                                                                         Дети с гор катаются,                                                                                                                                        Лишь у Тани грустный вид,

Таня маме говорит:

- Оттого снежок скрипит,

Что у маленьких снежинок                                                                                                                    Крылышки ломаются!

             Синица

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

 Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.                                                                                                                                                                      

 Снеговик                                                                                                                                                                      Мы с подругой Катей                                                                                                                                              Ком большущий катим.                                                                                                                                          Из пушистого комка –                                                                                                                                             Слепим мы снеговика.                                                                                                                                                             В белой шубке меховой,                                                                                                                                                  С угольками вместо глаз,                                                                                                                               Улыбаясь, как живой,                                                                                                                                         Снеговик глядит на нас.                                                                                                                                              Мы дадим ему метелку,                                                                                                                                    Слепим пышный воротник,                                                                                                                            Пусть по улице поселка,                                                                                                                                               Ходит дворник – снеговик!

  • Музыкальная пауза – песня «Русская зима»

5 Четвертый лишний.                                                                                                       Выбрать из 4 слов лишнее и позвонив в колокольчик – назвать.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.

Шуба, свитер, шарф, платье.

Воробей, голубь, синица, ласточка.

Береза, клен, ель, дуб.

Новый год, Рождество, Крещение, 8 марта.

Лисица, волк, заяц, медведь.

Свитер, джемпер, валенки, шуба.

Воробей, галка, клест, снегирь.

Снегопад, листопад, метель, иней.

Синица, дятел, кукушка, сорока.

Медведь, барсук, ежик, лиса.

6 Птицы.  

 Прочитать  и  разложить названия птиц на:  «зимующие»  и  «перелетные»  ( синица, скворец, лебедь, жаворонок, ласточка, снегирь, голубь, стриж, кукушка, дятел, ворона, воробей).

                                                                                                                                                                 7 Хорошо – плохо.

Одна команда думает – почему зима – это хорошо, а вторая – почему зима – это плохо. Совместно с родителями записываем на бумагу и зачитываем –  у кого больше, та команда выигрывает в этом конкурсе.

8 Кроссворд                                                                                                                  Совместно с родителями дети разгадывают и предоставляют жюри.

Первый

По горизонтали:

  1.  Жил я посреди двора,

Там, где играет детвора,

      Но от солнечных лучей

      Превратился я в ручей.

  1.  Прозрачен, как стекло, но не вставишь в окно.
  2.  И не снег, и не лед,

     А серебром деревья уберет.

  1.  Щиплет уши, щиплет нос,

      Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет                                                                                     Не вода уже, а лед.

По вертикали:

  1.    Покрутилась звездочка

         В воздухе немножко,

          Села и растаяла

На моей ладошке.

  1.       Гуляет в поле, да не конь.

  Летает на воле, да не птица.

  1.     Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

  1.  Все лето стояли,

       Зимы ожидали,

      Дождались поры,

      Помчались с горы.

Второй

По горизонтали:

  1.  Неведимкой, осторожно,

   Он является ко мне,

   И рисует, как художник,

   Он узоры на окне.

  1.  Скатерть бела, весь свет одела.
  2.  Ее всегда в лесу найдешь –

            Пойдем гулять и встретим:

    Она колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем.

  1.  Очень любят дети

          Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок!

  1.  Назовите - ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длинее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

         Мы встречаем Новый год.

По вертикали:

  1.  Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.

  1.  Осенью листопад, а зимой...
  2.  Всю зиму под крышей висела –

             Весной ее солнышко съело.

В конце игры жюри подводят итоги, объявляет победителей. Обычно у нас побеждает дружба. Детям предлагается посмотреть – что же за сокровища приготовила для них Зима, они открывают шкатулку, которая до этого была пустой, а потом воспитатель незаметно подкладывает туда конфеты, ребятам выдаются призы: пазлы или книги о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности "Мыльные фантазии "

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Мыльные фантазии" в старшей группе...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...