Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим «Как животные готовятся зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятие «Как животные приготовились к зиме»
Целевая группа: дети дошкольного возраста 4-7 лет
Коррекционно - развивающие задачи:
Расширить и уточнить представления детей о том, как звери подготовились к зиме, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах в зимний период.
Закрепить:
- название детенышей диких животных (медвежата, бельчата, ежата, и т.д.);
- умение обобщать животных по существенным признакам, используя модель, умение составить модель животного;
- умение проводить карандашом линии, соединяя ими рисунки по смыслу;
Формировать:
- способность имитировать характерные движения для диких животных, менять в соответствии с музыкой характер этих движений;
- умение менять силу голоса, говорить шепотом.
Расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться и др.);
Развивать:
- логическое мышление - отгадывать загадки, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов, делать умозаключения;
- умение счетные навыки;
- подбирать рифмы в двустишиях;
- зрительное, слуховое внимание, наблюдательности, мышление.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оборудование: динамичные модели (медведь, белка, ежик), демонстрационные картинки диких животных: (заяц, лиса, волк); письмо, два мольберта, обобщенная модель «Звери», музыкальное сопровождение, загадки.
Раздаточный материал: карточки для составления обобщенной модели «Звери», контурные рисунки диких животных и их жилища, предметные картинки для игр: «Четвертый лишний», «Найди маму», простые карандаши по количеству детей, медальки, губки для пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
I –часть Сюрпризный момент
Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес письмо, зачитывает его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. Я вас сегодня приглашаю в мой лес. К сожалению, я не могу с вами встретиться, так как у меня много дел, но я приготовил для вас много интересных заданий. А что бы вы не заблудились в лесу, идите по дорожкам. Желаю удачи. До свидания».
II – часть Беседа о животных
Ребята, а вот и дорожка. Пойдем по ней, чтобы нам не заблудиться в лесу.
«Посмотрите, что это за большой сугроб? Из него, даже пар идёт.
Давайте присядем (шепотом) и посмотрим, кто-то же здесь живёт? Ребята, посмотрите, и дверь здесь есть, но она откроется только тогда, когда вы отгадаете загадку:
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь) (осторожно открываю дверь)
Вопросы к детям:
- Ребята, кто это? (медведь)
- А что медведь делает зимой? (спит)
- А почему он спит? (потому что с наступлением холодов медведь ложится спать, и спит всю зиму);
- А как называется жилище медведя? (берлога)
Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
Давайте мы не будем его беспокоить, пусть спит, а мы с вами пойдем дальше.
(За правильный ответ получите фишки от Старика-Лесовичка)
(Подходим к мольберту, где находится динамическая модель: дерево с дверкой)
Ребята, а здесь дерево с дверью. Дверь откроется после того, как вы отгадаете загадку.
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится,
Не большой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
Вопросы к детям:
- Кто же это? (белка)
- Где живёт белка? (в дупле)
- Чем питается белка? (с осени запасает орешки, грибы, шишки);
- А как белка зимует? (она меняет шерсть на серую)
- Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.)
- А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.)
- А как белка спасается от врагов? (умеет быстро перебраться с дерева на дерево и это спасает её).
Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём, на зиму делает запасы.
Давайте закроем белочке дупло, что б её не беспокоить (что б ей не было холодно) и пойдём дальше, но прежде, чем идти получите фишки.
- Ой, посмотрите, а тут пенёк; пенёк - то не простой, а с дверцей, а что бы дверца открылась, нужно отгадать загадку:
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками
Вопросы к детям:
- Кто это? (ёжик)
- А что он делает? (спит)
- А почему он спит зимой? (нет корма)
Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками мелкими грызунами и даже змеями. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.
Ёжик как и медведь, ищет себе укрытие, утепляет его и ложится спать на всю зиму. (За правильный ответ дети получают фишки)
- Ребята, давайте присядем.
- А это про кого загадка:
Летом серенький, зимой беленький.
Вопросы к детям:
- Кто это? (заяц)
- А как же заяц зимует? (заяц меняет шерсть на белую, шубка у него становится густой и теплой).
- Чем питается заяц? (корой деревьев, ветками, молодыми побегами)
- А есть ли у зайца враги? ( волк, лиса, охотники, ястреб);
- Как заяц от них спасается? (его спасают быстрые ноги)
- А где же он спит? (на снегу, под ёлочкой; шубка у него тёплая, белая и его не видно).
- А это кто? (волк) а это? (лиса)
Загадка:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут ее ... (Лиса.)
У лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.
Вопросы к детям:
- Как вы думаете, они ложатся спать зимой? (нет)
- А как же они зимуют? (у них тоже шерсть становится очень густой и теплой, лапки покрываются шерстью, в зимней шубе им не страшны сильные морозы.)
- А чем они питаются? (они нападают на зайцев, птичек, мелких грызунов).
- Как можно назвать одним словом медведя, зайца, лису, ёжика, белку? (дикие животные).
- А можно ещё назвать зверями.
Посмотрите, вот это модель зверей.
- Что есть у всех зверей? (зубы, тело покрыто шерстью, детёнышей мама кормит молоком).
Составление детьми обобщенной модели «Звери»
Молодцы, ребята, за правильные ответы вы получаете фишки.
III – часть «Физминутка»
А сейчас давайте поиграем в игру
«Вокруг себя повернись и в медведя превратись» (лису, зайца волка)
IV – часть игра «IV - лишний»
Ребята, посмотрите, нам Лесовичок приготовил, еще одно задание, какие-то карточки (раздаются), а карточки не простые. Посмотрите, внимательно на карточки, скажите, кто на них изображен и кто лишний.
(За правильный ответ дети получают фишки).
Посмотрите, куда же дальше ведет дорожка Лесовичка? Давайте пойдём дальше (доходят до стола).
Ой, а тут карточки с заданиями, но прежде, чем его выполнить, давайте с вами поиграем с пальчиками:
V – Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж,
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить! (повтор 2 раза)
VI- упражнение «Чего не хватает?»
А теперь давайте посмотрим на карточки.
Какие животные на них изображены?
Что же здесь не так? (нет хвостов).
Давайте дорисуем хвосты животным (дети выполняют задание)
Вопросы к детям:
- Посмотрите, хвосты у животных одинаковые или разные?
- У кого хвост самый длинный? (У лисы).
- У кого короткий? (у зайца, медведя)
- Самый пушистый хвост у кого? (У лисы, белочки)
(Кто быстрее выполнит, получает фишку)
Вот мы и выполнили все задания Старичка - Лесовичка), давайте посмотрим, кто больше порадовал Старичка - Лесовичка и набрал больше всех фишек (дети считают фишки).
Молодцы, а давайте возвращаться в группу. Чтобы не заблудиться идем по следам Старичка - Лесовичка. Вот мы и в группе. Ребята, устали? Давайте тихонечко ляжем на ковёр, закроем глазки и отдохнём, послушаем спокойную музыку.
VII – часть «Релаксация» (Дети на ковре отдыхают)
VIII – Итог занятия
Ребята, где мы с вами сегодня были?
О ком в лесу говорили? (как животные зимуют)
Вам понравилось путешествие?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_tom_kak_zhivotnye_zimuyut.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Как животные приготовились к зиме»
Целевая группа: дети дошкольного возраста 4-7 лет
Коррекционно - развивающие задачи:
Расширить и уточнить представления детей о том, как звери подготовились к зиме, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах в зимний период.
Закрепить:
- название детенышей диких животных (медвежата, бельчата, ежата, и т.д.);
- умение обобщать животных по существенным признакам, используя модель, умение составить модель животного;
- умение проводить карандашом линии, соединяя ими рисунки по смыслу;
Формировать:
- способность имитировать характерные движения для диких животных, менять в соответствии с музыкой характер этих движений;
- умение менять силу голоса, говорить шепотом.
Расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться и др.);
Развивать:
- логическое мышление - отгадывать загадки, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов, делать умозаключения;
- умение счетные навыки;
- подбирать рифмы в двустишиях;
- зрительное, слуховое внимание, наблюдательности, мышление.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оборудование: динамичные модели (медведь, белка, ежик), демонстрационные картинки диких животных: (заяц, лиса, волк); письмо, два мольберта, обобщенная модель «Звери», музыкальное сопровождение, загадки.
Раздаточный материал: карточки для составления обобщенной модели «Звери», контурные рисунки диких животных и их жилища, предметные картинки для игр: «Четвертый лишний», «Найди маму», простые карандаши по количеству детей, медальки, губки для пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
I –часть Сюрпризный момент
Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес письмо, зачитывает его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. Я вас сегодня приглашаю в мой лес. К сожалению, я не могу с вами встретиться, так как у меня много дел, но я приготовил для вас много интересных заданий. А что бы вы не заблудились в лесу, идите по дорожкам. Желаю удачи. До свидания».
II – часть Беседа о животных
Ребята, а вот и дорожка. Пойдем по ней, чтобы нам не заблудиться в лесу.
«Посмотрите, что это за большой сугроб? Из него, даже пар идёт.
Давайте присядем (шепотом) и посмотрим, кто-то же здесь живёт? Ребята, посмотрите, и дверь здесь есть, но она откроется только тогда, когда вы отгадаете загадку:
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь) (осторожно открываю дверь)
Вопросы к детям:
- Ребята, кто это? (медведь)
- А что медведь делает зимой? (спит)
- А почему он спит? (потому что с наступлением холодов медведь ложится спать, и спит всю зиму);
- А как называется жилище медведя? (берлога)
Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
Давайте мы не будем его беспокоить, пусть спит, а мы с вами пойдем дальше.
(За правильный ответ получите фишки от Старика-Лесовичка)
(Подходим к мольберту, где находится динамическая модель: дерево с дверкой)
Ребята, а здесь дерево с дверью. Дверь откроется после того, как вы отгадаете загадку.
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится,
Не большой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
Вопросы к детям:
- Кто же это? (белка)
- Где живёт белка? (в дупле)
- Чем питается белка? (с осени запасает орешки, грибы, шишки);
- А как белка зимует? (она меняет шерсть на серую)
- Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.)
- А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.)
- А как белка спасается от врагов? (умеет быстро перебраться с дерева на дерево и это спасает её).
Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём, на зиму делает запасы.
Давайте закроем белочке дупло, что б её не беспокоить (что б ей не было холодно) и пойдём дальше, но прежде, чем идти получите фишки.
- Ой, посмотрите, а тут пенёк; пенёк - то не простой, а с дверцей, а что бы дверца открылась, нужно отгадать загадку:
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками
Вопросы к детям:
- Кто это? (ёжик)
- А что он делает? (спит)
- А почему он спит зимой? (нет корма)
Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками мелкими грызунами и даже змеями. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.
Ёжик как и медведь, ищет себе укрытие, утепляет его и ложится спать на всю зиму. (За правильный ответ дети получают фишки)
- Ребята, давайте присядем.
- А это про кого загадка:
Летом серенький, зимой беленький.
Вопросы к детям:
- Кто это? (заяц)
- А как же заяц зимует? (заяц меняет шерсть на белую, шубка у него становится густой и теплой).
- Чем питается заяц? (корой деревьев, ветками, молодыми побегами)
- А есть ли у зайца враги? ( волк, лиса, охотники, ястреб);
- Как заяц от них спасается? (его спасают быстрые ноги)
- А где же он спит? (на снегу, под ёлочкой; шубка у него тёплая, белая и его не видно).
- А это кто? (волк) а это? (лиса)
Загадка:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут ее ... (Лиса.)
У лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.
Вопросы к детям:
- Как вы думаете, они ложатся спать зимой? (нет)
- А как же они зимуют? (у них тоже шерсть становится очень густой и теплой, лапки покрываются шерстью, в зимней шубе им не страшны сильные морозы.)
- А чем они питаются? (они нападают на зайцев, птичек, мелких грызунов).
- Как можно назвать одним словом медведя, зайца, лису, ёжика, белку? (дикие животные).
- А можно ещё назвать зверями.
Посмотрите, вот это модель зверей.
- Что есть у всех зверей? (зубы, тело покрыто шерстью, детёнышей мама кормит молоком).
Составление детьми обобщенной модели «Звери»
Молодцы, ребята, за правильные ответы вы получаете фишки.
III – часть «Физминутка»
А сейчас давайте поиграем в игру
«Вокруг себя повернись и в медведя превратись» (лису, зайца волка)
IV – часть игра «IV - лишний»
Ребята, посмотрите, нам Лесовичок приготовил, еще одно задание, какие-то карточки (раздаются), а карточки не простые. Посмотрите, внимательно на карточки, скажите, кто на них изображен и кто лишний.
(За правильный ответ дети получают фишки).
Посмотрите, куда же дальше ведет дорожка Лесовичка? Давайте пойдём дальше (доходят до стола).
Ой, а тут карточки с заданиями, но прежде, чем его выполнить, давайте с вами поиграем с пальчиками:
V – Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж,
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить! (повтор 2 раза)
VI- упражнение «Чего не хватает?»
А теперь давайте посмотрим на карточки.
Какие животные на них изображены?
Что же здесь не так? (нет хвостов).
Давайте дорисуем хвосты животным (дети выполняют задание)
Вопросы к детям:
- Посмотрите, хвосты у животных одинаковые или разные?
- У кого хвост самый длинный? (У лисы).
- У кого короткий? (у зайца, медведя)
- Самый пушистый хвост у кого? (У лисы, белочки)
(Кто быстрее выполнит, получает фишку)
Вот мы и выполнили все задания Старичка - Лесовичка), давайте посмотрим, кто больше порадовал Старичка - Лесовичка и набрал больше всех фишек (дети считают фишки).
Молодцы, а давайте возвращаться в группу. Чтобы не заблудиться идем по следам Старичка - Лесовичка. Вот мы и в группе. Ребята, устали? Давайте тихонечко ляжем на ковёр, закроем глазки и отдохнём, послушаем спокойную музыку.
VII – часть «Релаксация» (Дети на ковре отдыхают)
VIII – Итог занятия
Ребята, где мы с вами сегодня были?
О ком в лесу говорили? (как животные зимуют)
Вам понравилось путешествие?
БУ ХМАО - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси»
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим
«Как животные готовятся зиме»
Подготовила: воспитатель Сергиенко Н.В..
г. Нижневартовск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детеныши»
Занятие способствует воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко - тихо;закрепляет знания детей о домашних животных,использ...
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана....
Конспект комплексной НОД ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Эти милые Первоцветы».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе....
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим, музыка) в группе компенсирующей направленности.
Закрепить элементарные знания о зимних явлениях: зимой холодно, везде лежит снег, деревья стоят голые, только елки зеленеют в лесу, медведь спит в берлоге, зайцы прячутся от лисы и волка.Развивать вни...
Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + рисование) "Русские матрешки"
Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой....