Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + рисование) "Русские матрешки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_matreshkah.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой (матрёшкой), как символом русского народного искусства.
Задачи:
- Познакомить детей с историей матрёшки; городами и селами, в которых делают матрешек.
- Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности росписи матрешек из разных уголков России.
- Развивать фантазию, творчество, воображение.
- Воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения матрешек.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
- Беседа о русской матрёшке: «Знакомитесь – матрешка!»;
- Рассматривание игрушек, альбомов, открыток;
- Разучивание пальчиковой гимнастики, стихотворений о матрешках.
Словарная работа:
полхов – майданская, загорская, семеновская, розан, шиповник, «кругляши», «пеструшка», полушалок,
Материал: Матрешки из разных городов и сел России; презентация «Русские матрешки»; дидактическая игра «Собери матрешку», силуэты матрешек; акварельные краски, кисти, салфетки, непроливайки.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон с аидиозаписями русских народных мелодий.
Ход занятия:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу.
Вос-ль: Ребята, сегодня на занятии мы с вами немного попутешествуем. Посетим некоторые города и села нашей страны. А что обычно привозят люди из путешествий. (ответы детей) Правильно, сувениры. А что же можно назвать сувениром? (ответы детей) Молодцы, правильно. В каждой стране свои сувениры. В России их очень много, но есть и самый главный сувенир. Все иностранцы, посещающие нашу страну, обязательно его покупают себе на память. Да и наши люди часто покупают его себе домой. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, о каком сувенире мы будем говорить.
Загадка про матрёшку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка.
Вос-ль. Как я вам и обещала, мы отправимся в небольшое путешествие по городам и селам России, в которых делают матрешек. А наши девочки будут рассказывать о матрешках, которых делают в этих городах и селах. Ведь матрешки стали одним из символов России, поэтому мы должны узнать о них побольше.
(воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и посмотреть презентацию «Русские матрешки»)
Вос-ль. Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад.(1 слайд) Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румян. (слайд 2) И назвали ее старинным русским именем – Матреной. А как будет звучать ласковое имя Матрены? ( Матренушка, Мотронушка, Матрешечка) Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки разные получаются. Давайте-ка посетим село Загорское. Вот таким было село в давние времена.(слайд3) Здесь появились первые загорские матрешки. (слайд 4)
1 девочка. Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Кругляши – горошек украшают платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
Вос-ль. Какие краски используют загорские мастера? (ответы детей) А как называют узор? (ответы детей) Сейчас село Загорское стало городом Сергиев Посад (слайд5) Это красивый русский город с множеством достопримечательностей. Здесь и по сей день мастера-матрешечники делают прекрасных матрешек. Мастеров очень много и матрешки у них получаются разные. (слайд 6)
Вос-ль. Дальше, ребята, мы отправляемся в город Семенов. (слайд7) Этот город является русским центром хохломской росписи. С изделиями хохломских мастеров мы знакомились ранее на занятиях. А сегодня рассмотрим семеновских матрешек. (слайд 8)
2 девочка. Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых,
В подарок принесла.
В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов. Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Это розаны, колокольчики, травки, рябинки, васильки. Платок у семеновской матрешки всегда завязан на узелок.
Вос-ль. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответы детей) А, какого цвета может быть платок? (ответы детей)
Вос-ль. Молодцы, ребятки! А теперь, мы отправляемся в Нижегородскую область в село Полхов-Майдан. (слайд 9) По сравнению с загорскими и семеновскими мастерами, полхов-майданские мастера стали изготавливать своих матрешек не так давно. Но эти мастера продолжают делать матрешек, как их прадеды и деды. (слайд 10) Давайте-ка рассмотрим полхов-майданских матрешек. (слайд11)
3 девочка. А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У полхов-майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов. Чаще всего в центре цветок шиповника или «большая роза», по краям колокольчики, яблоки, виноград. Платок не завязан на узелок и называется он полушалок. Так же мастера не прорисовывают руки у матрешек.
Вос-ль. Какие цвета используют мастера, изображая букеты цветов на сарафане матрешек? (ответы детей) Правильно. А как называется платок полхов-майданской матрешки? (ответы детей) Вот и закончилось наше путешествие. Давайте-ка, вспомним, где мы сегодня побывали. (дети называют города и села, в которых делают матрешек) А теперь предлагаю вам поиграть в игру.
Проводится игра «Собери матрешку»(детям раздаются части разрезных картинок. В разных местах группы вешают изображения загорской, семеновской и полхов-майданской матрешек. Дети должны рассмотреть часть своей картинки и определить по эпизоду росписи нужную матрешку. Каждая собравшаяся группа детей должна собрать из частей матрешку и назвать ее. Кто быстрее.)
Вос-ль. А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сейчас, ребята, я предлагаю стать мастерами по росписи матрешек. Но сначала подойдите к столу и выберите силуэт матрешки, которую будете расписывать. Вспомните особенности росписи разных матрешек и приступайте к работе.
Во время работы детей звучат тихие русские народные мелодии. Воспитатель помогает детям советом. После 10 минут работы проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Мы красавицы матрёшки, (разжимают кулачки)
Разноцветные одёжки. (шевелят пальчиками)
Раз-Матрёна, два-Малаша, (загибают поочерёдно пальцы )
Милы три, четыре - Маша,
Маргарита - это пять.
Нас не трудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)
После окончания работы, воспитатель предлагает сделать небольшую выставку матрешек и подводит итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
Открытое комплексное игра-занятие (ознакомление с окружающим и развитие речи): "Дали Маше погремушку" с ребенком 1 год 11 мес.
Цель: Приучать слушать короткие, доступные по содержанию авторские произведения (стихи).Задачи: Формировать умение детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровожд...
Конспект комплексной НОД ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Эти милые Первоцветы».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе....
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим, музыка) в группе компенсирующей направленности.
Закрепить элементарные знания о зимних явлениях: зимой холодно, везде лежит снег, деревья стоят голые, только елки зеленеют в лесу, медведь спит в берлоге, зайцы прячутся от лисы и волка.Развивать вни...
План - конспект по ознакомлению с окружающим миром "Русская матрешка"
Беседа о символике нашей Родины...