Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексной итоговой деятельности
по проекту «Наш Бажов» в старшей группе.
Цель: Закрепить знания детей о творчестве П.П.Бажова, доставить детям удовольствие от вхождения в мир сказки, театрального действа.
Задачи:
- Закрепить умение воспринимать и понимать сложный художественный текст.
- Воспитывать у детей любовь к родному краю, традициям и обычаям Урала через художественную литературу
- Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.
- Развивать творческие способности детей, предоставить возможность вхождения в образы героев сказок, выражение их в танце, песне, игре.
- Развивать мыслительные операции, умение фиксировать результаты, делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки.
Оборудование:
- Костюмы в русском стиле для детей.
- Портреты П.П.Бажова.
- Лента времени, где отмечены необходимые даты (наше время, годы жизни писателя, время жизни героев сказов).
- На столах предметы из уральских камней, работы детей по теме проекта, книги Бажова.
- Оформление зала в стиле Уральских сказов.
- Шкатулка с предметами – загадками.
Ход занятия.
Вед: Ребята, в течение зимы и весны мы много говорили о писателе Бажове, посмотрите на его портреты. Мы читали многие его сказы, полюбили его героев. События сказов рассказывают нам о давних временах, где люди жили, одевались и даже говорили по-своему. Вам хотелось бы побывать в старине, самим посмотреть эти удивительные события?
- Но я не знаю, как туда попасть. Придумала! Очутиться в далеком прошлом нам поможет лента времени. Покажите, где живем мы, где жил Бажов и куда мы сейчас отправимся. Чтобы не выделяться среди героев сказов надо выглядеть как они. Посмотрите друг на друга – как вы одеты. Почему?
- Итак, отправляемся в путешествие.
Звучит музыка, дети забегают в зал.
Дед Слышко «разводит костер».
Дед
-Эй, кто там? Что за люди у казенного места в поздний час? По какому праву? А?!
Дети
- Это мы – ребята заводские…
Дед
- Да не мыкай, а толком отвечай – кто идет.
Дети
- Прости, дедушка. Мы за сказками пришли
Дед
- За сказками?! Придумали тоже! Сказки – это, слыш-ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Вы, поди, опоздали такие сказки слушать! Про старинное житье расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. А почему сказы? – вы мне скажите.
( Не все, что рассказывается в них выдумка, о жизни тяжелой мастеровых людей и о трудном детстве правду писал Бажов.)
Дед:
- Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.
Мальчик
- А это новая сказка?
Дед
- Есть такая сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свое богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет.
«Урал» означает «пояс». Длина его 2500 километров. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Проживали здесь всегда люди знатные: мастера великие да затейники. Чудеса творили презанятные, с огоньком, с задором, с умелинкой.
Именно таких людей мы встречаем в Уральских сказах Павла Бажова.
Павел Бажов говорил: «Пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку»
- Э-хе-хе… Много сказов знает дед Слышко. Вижу, и вы их любите слушать. Я не ошибся? Сейчас проверю.
Вот, ребятушки, отгадайте о ком идет речь…
Кто-то сидит у окошка в избушке
А маленький козлик стоит на опушке
Ударит копытцем – каменья летят,
И россыпи их под луною блестят
С козленком рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка…..(Даренка)
Дед:
- Из какого сказа Муренка и Даренка?
- Как вы догадались?
Вед:
- А ребята-то наши знают песню о «Серебряном копытце» Хочешь, дед Слышко, её послушать?
Песня «Добрая сказка»
Дед
- Вторая загадка.
Шапочка Лейко
Говорит «Смелей-ка»,
С горки катится на нас…..(Голубая змейка)
Дед:
- Кто такие, Ланко Пужанко и Лейко Шапочка?
- Почему при встрече с голубой змейкой нужно быть смелым?
- Какую закличку придумал Лейко? Кто появлялся?
- Почему Голубая змейка говорила, - «Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу»? (Пришла посмотреть на охотников золото без работы добыть).
Игра «Голубая змейка».
Эй-ка, эй-ка, голубая змейка!
Объявись, покажись! Колеском покружись!
Дед
3. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой
Появится в огне
Как зовут? Скажи-ка мне…. (Огневушка -поскакушка)
Дед:
- Откуда появлялась девочка? (из угольков)
- Во что она одета?
Игра с платочком.
Дед
4. Смотрит Степушка, глядит, девица на камушке сидит.
А сама-то – красота, у нее длинная да черная коса.
Оглянулся он, и в тот же миг – ящерка на камне том сидит.
Назовите-ка, друзья, о ящерке какой рассказываю я?
- Как вы догадались?
Заходит Хозяйка Медной Горы.
- Здравствуйте, друзья, угадали, кто же я?
Конечно, хозяйка я медной горы, и все богатства тоже мои. Хочу – награжу, а хочу – накажу за жадность, за ложь, за плохие дела. Но не за тем я сегодня пришла. Сюрприз я для вас принесла. Но только умным, любознательным детям покажу его я. Сейчас проверю, вы готовы, друзья?
Игра «Чудесная шкатулка»
- пуговица («Малахитовая шкатулка»). Кто подарил Танюшке пуговицу? Что видела она в пуговице?
- 3 перышка («Синюшкин колодец»). Откуда у Ильи перышки появились? (память о бабке Лукерье). На что наговорены были? (белое на веселый день, черное – на спокойную ночь, рыженькое – на красное солнышко).
- Узелок («Серебряное копытце»). Что было в узелке у Даренки? Для чего она взяла веревку? Поймала ли Даренка Козлика?
- Бусинки («Медной горы хозяйка»). Что за бусинки дала Хозяйка медной горы Степану?
- Обруч – желтый браслет («Голубая змейка»). Что обозначает золотой обруч? Какой был второй обруч? Что он обозначает? (золотой – богатство, отводит беду от детей, черный – беда, ссора, раздор).
- Каменный цветок («Каменный цветок»). Из какого камня Данило свой цветок сделал?
- Платочек или уголек («Огневушка поскакушка»). Что за знак подавала Огневушка-Поскакушка старателям? (где она покажется там и золото).
- Зеркальце («Таюткино зеркальце»). Почему зеркало Таюткиным назвали?(она его нашла). Что случилось с большим зеркалом? (рассыпалось).
- Змея («Великий полоз»). Всегда ли Полоз змеёй по земле ходит? Кому он золото показывает? От кого отводит?
Дед
- А девицы-красавицы, шкатулочку берите, и хоровод с ней заводите…
Хоровод «Шкатулочка»
Хозяйка
- Сделал мастер чудо - каменный цветок,
Получил в подарок этот перстенек…
Игра «Перстенек»
Покатился перстенек через поле и мосток.
К кому перстень попадет, тот сейчас плясать пойдет.
Где ты, перстень-перстенек, ты подай свой голосок.
(Ребенок с перстеньком выходит в круг и танцует)
Дети садятся на стульчики
Дед - В народе говорят «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок».
Чему, ребята, научили вас сказы Бажова?
(- не ссориться; поступать правильно; не хвастать; не драться; говорить правду; любить Родину; уважать старших; трудиться и уважать труд других.)
Вед:
- А еще ребята стихи знают о сказах П.П.Бажова.
Стихи
1. Вечерний костер и старую вышку,
И думную гору, и дедушку Слышко
Представил я сразу. За ясное слово,
За чудные сказы спасибо Бажову.
2. Приволье, раздолье – родной наш Урал!
Твои камнерезы, твои мастера
Такое своими руками творили,
Что мертвые камни у них говорили.
3. Огнем загорались цветные каменья
И сказы рождались нам в поученье.
Он трогает словом и сердце и разум
Спасибо Бажову за чудные сказы!
Хозяйка:
- А в заключении моя загадка:
В глубине горы рождён.
Все притягивает он.
С виду вроде, невелик,
А затейник и шутник.
Вы иголку потеряли,
Он поможет вам всегда,
Даже в стоге сена
Найдет ее без труда.
И гвоздь к нему прилип.
Это чудо - (магнит).
- А вы знаете, что такое магнит?
Дети:
- Притягивает железо.
Хозяйка:
- Почему магнит притягивает железо?
- Зачем нужен магнит?
- Как его используют люди?
- Что бы вы хотели узнать о магните?
- Как об этом можно узнать?
- Где можно узнать?
- Кто может рассказать?
- Вижу, дети вы любознательные, пытливые, сможете найти ответы на свои вопросы, и взрослых, если надо спросите, значит, не зря читали вы сказы Бажова, многому они вас научили. А о магнитах и других камнях из моих кладовых вы еще много узнаете.
Вам сегодня принесла одно из чудес моих в подарок. (Дарит детям магниты).
Хозяйка:
В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов.
Вед:
- Закончилось наше путешествие в старину, во времена сказов Бажова. Я думаю, что вам это путешествие понравилось и запомнилось. А сейчас пора возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "На помощь Золотой рыбке" (итоговое)
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей Развиват...
Конспект комплексного итогового занятия НОД во II младшей группе «Сундучок сказок»
Цели деятельности педагога:Образовательная цель:- вспомнить содержание русских народных сказок «Три медведя», «Репка»; развивать связную речь; закрепить у детей знание известных им стихов и жела...
Итоговый конспект коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Цветы» (старшая группа компенсирующей направленности)
Данное итоговое занятие направлено на закрепление знаний по разделам программы: "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории", "Связная речь". В занятии использ...
Конспект комплексного итогового занятия НОД во II младшей группе «Сундучок сказок»
Конспект комплексного итогового занятия НОД во II младшей группе «Сундучок сказок»....
Комплексное итоговое занятие "Весна пришла" в старшей группе
Закрепить знания детей о весне, об изменениях в живой и неживой природе, в жизни людей; активизировать словарь по теме, упражнять в употреблении прилагательных; учить детей создавать солнечные образы ...
Конспект комплексного итогового занятия ООД во II младшей группе «Сундучок сказок».
Деятельность педагога...
План- конспект непосредственно- образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе (итоговое занятие)
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие в форме путешествия за кладом.( с презентацией)...