Проект по патриотическому воспитанию "Птицы нашего края"
презентация к уроку по окружающему миру по теме
В данной работе содержится конспект одного занятия из проекта по патриотическому воспитанию "Птицы нашего края", также описание самого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
![]() | 44.5 КБ |
![]() | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по программе модуля Вариативной части
Именного образовательного чека
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г.
Выполнила:
Котина Ангелина Сергеевна
социальный педагог МАДОУ ЦРР
д/с № 377 г.о. Самара
Самара, 2013 г.
Педагогический проект
на тему: «Птицы нашего края»
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Преимущества патриотизма:
- Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
- Патриотизм даёт ответственность за семью, народ и Родину.
- Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
- Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
- Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
- Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Чтобы воспитать патриотов своего края надо его знать. Знать его историю, его особенности, историю народа, национальные традиции, обычаи, животных и птиц.
Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
- провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
- научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться чувство патриотизма к родине.
Этапы реализации проекта «Птицы нашего края».
- Подготовительный этап.
-изучить познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист».
-подготовить оборудование для реализации данного проекта; сделать подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
-приготовить оборудование для оформления информационной газеты о птицах нашего края;
-подготовить совместно с родителями сообщения о птицах;
-сделать опорные карточки с изображением птиц;
-разработать цикл наблюдений за птицами нашего края;
-подобрать серию мультфильмов о птицах.
- Основной этап. Основной этап реализации нашего проекта включает в себя 2 направления – работа с родителями и работа с детьми.
Работа с родителями:
-сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;
-привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
2. Защита сообщений детьми о птицах.
Дети совместно с родителями готовят сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнаем, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д. Прорабатываем информацию о том, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.
3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.
Наблюдая за птицами, мы узнаем, какие пернатые друзья прилетают на территорию детского сада (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
4. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия с детьми (ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы, развитие речи), просмотр мультфильмов.
5. Акция «Покормите птиц зимой». Необходимо научить детей методом объяснений и личным примером как правильно и чем кормить птиц.
6. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует? », «Раздели птиц на перелётных и зимующих».
7. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети приносят кормушки в детский сад, мы на своём участке развешиваем кормушки. Каждый день ведутся наблюдения из окна за птицами. Делаем вывод, о том, чем правильно кормить птиц, в каком количестве необходимо давать корм, как часто необходимо менять корм, как ведут себя птицы во время принятия пищи. Подходим к общему мнению о том, что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время. Наблюдения обсуждаются совместно с детьми в группе.
8. Просмотр мультфильмов о живой природе, птицах. Обсуждение увиденного, прорабатывание ситуаций, в которых оказались герои мультфильмов. Совместное придумывание сказки с детьми.
Построение плана занятий на неделю
Понедельник: ознакомление с природным окружением на тему «Птицы нашего края».
Вторник: конструирование на тему «Птица».
Среда: рисование по теме «Снегири на ветках».
Четверг: лепка на тему «Птицы на кормушке».
Пятница: развитие речи «Чтение художественного произведения Е. Чарушина «Воробей», рисование на тему «Воробушки».
- Заключительный этап.
Выпуск газеты «Берегите птиц!». Праздник «Птицы – наши друзья». Подведение итогов. Рефлексия полученных результатов.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта интересная, увлекательная, познавательная. Проект позволяет раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. В реализации проектной деятельности дети учатся:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.
Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
В результате проведённой работы у детей формируются следующие ценностные ориентиры:
- Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с природой родного края.
- Семья, хранящая и прививающая детям любовь и чувство заботы о пернатых друзьях человека.
- Потребность у дошкольников помогать нуждающимся.
- Бережное отношение к природе родных мест.
- Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
Таким образом, приобщая детей к природе и животному миру своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, так как это помогает детям воспринимать чувства любви к родному краю и окружающему его миру.
Использованные ресурсы:
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – 106 с. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12,
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
7. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html
8. http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv65.htm
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия «Знакомство с птицами»
Цель: формирование общих представлений о птицах.
Задачи:
- изучить строение тела птиц;
- найти между ними сходство и различия;
- продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
- развивать речь детей;
- прививать чувства любви и заботы о птицах.
Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по конструированию; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.
Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.
Методические рекомендации:
- Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Наблюдение через окно от сезона года не зависит.
- Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы даже городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птицы и ее вид не имеют существенного значения.
- Поскольку одна из программных задач – развитие речи детей, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждают детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят из наблюдений и экспериментов.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но, несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.
1. Строение тела птицы
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
2. Рассматривание перьев
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Как они окрашены?
- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
3. Питание птицы
Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.
Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.
Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.
Так что же они съели в первую очередь?
4. Органы чувств
Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?
- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?
- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).
- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.
- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.
- Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, а не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)
5. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)
- Расскажите, как птица ходит.
- Как она летает?
- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.
- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?
- А мы так сможем? После занятия проверим.
6. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц
Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.
Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длинной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.
Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.
7. Сравнение разных птиц между собой
Рекомендация. Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?
Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.
8. Заключение
Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами?
Данный блок занятия может идти двояко.
- Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
- Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)
- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторых раздумьев дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине. Г. Чернышевский
Актуальность Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Чтобы воспитать патриотов своего края надо его знать. Знать его историю, его особенности, историю народа, национальные традиции, обычаи, животных и птиц.
Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям. Задачи: - провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой; - развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц; -выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами; -вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года; - научить детей правильно подкармливать птиц; -воспитывать заботливое отношение к птицам.
Этапы реализации проекта «Птицы нашего края» 1 этап. Подготовительный 2 этап. Реализация проекта 3 этап. Заключительный
1. Подготовительный этап -изучить познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист». -подготовить оборудование для реализации данного проекта; сделать подборку игр для детей старшего дошкольного возраста; -приготовить оборудование для оформления информационной газеты о птицах нашего края; -подготовить совместно с родителями сообщения о птицах; -сделать опорные карточки с изображением птиц; -разработать цикл наблюдений за птицами нашего края; -подобрать серию мультфильмов о птицах.
2. Основной этап Работа с родителями: 1. Сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы. 2. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах). 3. «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе). Работа с детьми: 1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края. 2. Защита сообщений детьми о птицах. 3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года. 4. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познаватель-ные занятия с детьми (ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы, развитие речи), просмотр мультфильмов. 5. Акция «Покормите птиц зимой». Необходимо научить детей мето-дом объяснений и личным примером как правильно и чем кормить птиц. 6. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует? », «Раздели птиц на перелётных и зимующих». 7. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. 8. Просмотр мультфильмов о живой природе, птицах.
3. Заключительный этап Выпуск газеты «Берегите птиц!». 2. Праздник «Птицы – наши друзья». 3. Подведение итогов. 4. Рефлексия полученных результатов.
Выводы: В результате проведённой работы у детей формируются следующие ценностные ориентиры: - Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с природой родного края. - Семья, хранящая и прививающая детям любовь и чувство заботы о пернатых друзьях человека. - Потребность у дошкольников помогать нуждающимся. - Бережное отношение к природе родных мест. - Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
Таким образом, приобщая детей к природе и животному миру своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, так как это помогает детям воспринимать чувства любви к родному краю и окружающему его миру.
Использованные ресурсы: 1. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12, 2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 3. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 4. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. 5. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html 6. http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv65.htm
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край Ямал». (обобщение опыта)
Актуальность проекта: Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с рождения. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную ро...

Проект по патриотическому воспитанию "Мой край родной - частичка Родины большой"
работа с детьми по патриотическому воспитанию...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма
Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...

Проект по патриотическому воспитанию "Донской край"
С помощью данного проекта развить в детях желание быть патриотом своей Родины ...

Проект по патриотическому воспитанию " Родной край- люби и знай"
Проект по патриотическому воспитанию...

Проект по патриотическому воспитанию "Мой край родной"
Тема: «Мой край родной»Актуальность и обоснование выбранной темы: Целенаправленность ознакомления ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь ч...