Проект по патриотическому воспитанию " Родной край- люби и знай"
проект (подготовительная группа)
Проект по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnoy_kray_-lyubi_i_znay.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по патриотическому воспитанию дошкольников
Тема: « Родной край – люби и знай».
Название проекта: « Родной край – люби и знай».
Сроки проведения: с 1.09.2022 – 31.05.2023г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели Шерстнёва Н.А. и Иванова Н.В.
Пояснительная записка: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему району, свое республике – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему город. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Актуальность темы:
- Создание особого психологического пространства для развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопознания, самоопределения;
- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами;
- Создание условий для творческого развития каждого ребенка;
- Вовлечение родителей в процесс проекта.
Условия реализации проекта: Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов, наглядного и дидактического материала. Накопление, систематизация материалов по патриотическому воспитанию, наличие методической и художественной литературы. Сотрудничество с музыкальным руководителем. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Проблема: вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о родном крае или не имеют их вовсе.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Интеграция образовательных областей
Область «Познание»:
1. Расширять кругозор детей о семье и родном крае.
2. Закрепить знание о родах войск, военных профессиях, о боевой
технике.
3. Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, армии
Область «Коммуникация»:
1. Активизировать словарь за счет названия родов войск, техники и
оружия
2. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь,
понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи
3. Закреплять знания слов связанных с военной тематикой
4. Формировать умение подбирать определения к заданным словам
Область «Художественная литература»:
1. Продолжать знакомить с литературными произведениями в виде
стихотворного текста
2. Эмоционально следить за содержанием и развитием событий
Область «Социализация»:
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым
игровую ситуацию
Область «Музыка»:
1.Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.
2.Развитие умения воплощать в творческом движении настроение,
характер и процесс развития образа.
Область «Художественное творчество
1. Создание выразительного художественного образа,
2. Организация коллективной работы при создании
многофигурных сюжетных композиций,
3. Обучение самостоятельному нахождению приѐмов изображения,
материалов
Цель проекта: обогащать имеющий опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине, через культурно - историческое наследие своего родного края.
Задачи:
- Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
- Расширять знания о малой родине, месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой он должен беречь.
- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
- Воспитывать детей в духе патриотизма, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну: от былинных героев до героев великой отечественной войны.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививать ему любовь к семье, близким людям.
- Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
- Создание предметно-развивающей среды к детском саду и на участках.
Методы проекта:
- Беседы
- Экскурсии
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, былин)
- Игры
- Литературно-развлекательные мероприятия (праздники, развлечения)
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Анкетирование
Подготовительный этап:
Определение инициативной группой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап реализации проекта:
Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (фотографий, иллюстраций, книг, видеороликов и т.п.) по теме проекта, иного познавательного материала;
Участие в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, экскурсиях).
Заключительный этап:
1 Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта
Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.
— Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя мой край родной»
— Составление картотеки игр
— Выставка детских рисунков в детском саду
2 Отчет о выполнении и результатах работы
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
План реализации проекта.
Временной период | Блоки (тематика) | Компоненты (формы и методы работы) |
Сентябрь-октябрь | «Мой дом, моя семья» Цель: воспитание добротолюбия, христианской любви в родной семье, проявлять заботу и любовь к каждому члену семьи | Культурно-патриотический: Приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города , а также путешествие по родному краю – с помощью фотографии, слайдов, небольших видеороликов. Драматизации русских народных сказок и сказок разных народов рассказывающих про былинных героев-богатырей, чтение стихов, разучивание песен и т.д. Посещение с детьми музея |
Ноябрь-декабрь | «Мой детский сад» «Мой край и город, в котором я живу» Цель: воспитание гордости за свою малую Родину, свой детский сад (детский сад – моя большая семья, где много друзей, общих интересных дел). Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного города, своего детского сада, улицы, украшая новыми посадками и воспитывая бережное отношение к насаждениям и постройкам. | |
Декабрь-январь | «Наша Родина - Россия» «Москва-главный город нашей Родины» Цель: воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. | Гражданско-патриотический: Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины (флаг, герб, гимн), улицы и проспекты в главном городе страны названные именами герой Советского Союза и Героев России, памятники воинам. (просмотр видеороликов, альбомов, слайдов и т.п.) |
Февраль-март | «Наши защитники» «Герои малой Родины моей» Цель: знакомство детей с различными родами войск, специальной техникой и вооружением, углубление и расширение знаний о героях – летчиках родного края и памятных местах связанным с увековечиванием их героических подвигов детей с Героями ВОВ и героями России погибшими при исполнении своего гражданского и воинского долга. | Героико-патриотический: Тематические занятия- «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества». Беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героев освободителей родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, высаживание цветов у обелиска погибшим воинам ВОВ. Участие в педагогическом марафоне проведение музыкально– литературного развлечения посвященного «Дню защитника Отечества» |
Апрель-май | «Этот День победы» Цель: знакомство детей с памятными захоронениями и памятниками расположенными в городе посвященных памяти героев ВОВ. Воспитание заботливого отношения к цветникам, как дань памяти героям воинам. Закрепить знания о героях воинах родного края защитниках Отечества Герои Советского Союза : Петр Самохин, Петр Медведев, а также Василий Пойденко – летчики защищавшие родное небо от немецких захватчиков, Матрена Бурмистрова - защитница блокадного Ленинграда несла службу на «дороге жизни», различных родах войск. | |
Ожидаемые результаты:
•Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
•Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
•Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
•Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Литература:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. — Издательство Детство-пресс, 2004.
5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55.
6. Якушева Т. А. Воспитание Гражданско – патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в соответствии с проектом "Родной край - люби и знай" Блок: "Мой дом, моя семья, моя страна"
Тема: "Моя Родина - Россия"...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край – люби и знай».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной край-люби и знай"Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Моя семья"Конспект занятия по нравственно-патриотическ...
Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию «Воронежский край - люби и знай»
. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении лично...
Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма
Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...
Проект по региональному компоненту «Родной край люби и знай!»
Цель: Систематизация и расширение представлений дошкольников о своем крае, городе, развитие чувств патриотизма, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу....
Проект в подготовительной группе «Родной край Люби и знай»
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и...
Проект по патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"
Проект по патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"...