Проект по патриотическому воспитанию " Родной край- люби и знай"
проект (подготовительная группа)

Наталья Валерьевна Иванова

Проект по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rodnoy_kray_-lyubi_i_znay.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по патриотическому воспитанию  дошкольников

Тема: « Родной край – люби и знай».

Название проекта: « Родной край – люби и знай».

Сроки проведения: с 1.09.2022 – 31.05.2023г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели Шерстнёва Н.А. и Иванова Н.В.

Пояснительная записка: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему району, свое республике – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

    В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему город. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

    Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

   Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

    Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

    Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Актуальность темы:

- Создание особого психологического пространства для  развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопознания, самоопределения;

- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами;

- Создание условий для творческого развития каждого ребенка;

- Вовлечение родителей в процесс проекта.

Условия реализации проекта: Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов, наглядного и дидактического материала. Накопление, систематизация материалов по патриотическому воспитанию, наличие методической и художественной литературы. Сотрудничество с музыкальным руководителем. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Проблема: вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о родном крае или не имеют их вовсе.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Интеграция образовательных областей

Область «Познание»:

1. Расширять кругозор детей о семье и родном крае.

2. Закрепить знание о родах войск, военных профессиях, о боевой

технике.

3. Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, армии

Область «Коммуникация»:

1. Активизировать словарь за счет названия родов войск, техники и

оружия

2. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь,

понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи

3. Закреплять знания слов связанных с военной тематикой

4. Формировать умение подбирать определения к заданным словам

Область «Художественная литература»:

1. Продолжать знакомить с литературными произведениями в виде

стихотворного текста

2. Эмоционально следить за содержанием и развитием событий

Область «Социализация»:

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым

игровую ситуацию

Область «Музыка»:

1.Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

2.Развитие умения воплощать в творческом движении настроение,

характер и процесс развития образа.

Область «Художественное творчество

1. Создание выразительного художественного образа,

2. Организация коллективной работы при создании

многофигурных сюжетных композиций,

3. Обучение самостоятельному нахождению приѐмов изображения,

материалов

Цель проекта: обогащать имеющий опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине, через культурно - историческое наследие своего родного края.

Задачи:

- Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.

- Расширять знания о малой родине, месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой он должен беречь.

- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.

- Воспитывать детей в духе патриотизма,  любовь к Родине, чувство гордости за свою страну: от былинных героев до героев великой отечественной войны.

- Способствовать общему развитию ребенка, прививать ему любовь к семье, близким людям.

- Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

- Создание предметно-развивающей среды к детском саду и на участках.

Методы проекта:

- Беседы

- Экскурсии

- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, былин)

- Игры

- Литературно-развлекательные мероприятия (праздники, развлечения)

- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.

- Анкетирование

Подготовительный этап:

Определение инициативной группой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение проекта с родителями и  инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап реализации проекта:

Участие родителей в проектной деятельности:

Участие в подборе информации (фотографий, иллюстраций, книг, видеороликов и т.п.) по теме проекта, иного познавательного материала;

Участие в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях, экскурсиях).

Заключительный этап:

1 Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта

Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.

— Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя мой край родной»

— Составление картотеки игр

— Выставка детских рисунков в детском саду

2 Отчет о выполнении и результатах работы

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

План реализации проекта.

Временной период

Блоки (тематика)

Компоненты (формы и методы работы)

Сентябрь-октябрь

«Мой дом, моя семья»

Цель: воспитание добротолюбия, христианской любви в родной семье, проявлять заботу и любовь к каждому члену семьи

Культурно-патриотический:

Приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города , а также путешествие по родному краю – с помощью фотографии, слайдов, небольших видеороликов.  Драматизации русских народных сказок и сказок разных народов рассказывающих про былинных героев-богатырей, чтение  стихов, разучивание песен и т.д.

 Посещение с детьми музея

Ноябрь-декабрь

«Мой детский сад»

«Мой край и город, в котором я живу»

Цель: воспитание гордости за свою малую Родину, свой детский сад (детский сад – моя большая семья, где много друзей, общих интересных дел). Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного города, своего детского сада, улицы, украшая новыми посадками и воспитывая бережное отношение к насаждениям и постройкам.

Декабрь-январь

«Наша Родина - Россия»

«Москва-главный город нашей Родины»

Цель: воспитание гордости за свою  Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья.

Гражданско-патриотический:

Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины (флаг, герб, гимн), улицы и проспекты в главном городе страны названные именами герой Советского Союза и Героев России, памятники воинам. (просмотр видеороликов, альбомов, слайдов и т.п.)

Февраль-март

«Наши защитники»

«Герои малой Родины моей»

Цель: знакомство детей с различными родами войск, специальной техникой и вооружением, углубление и расширение знаний о героях – летчиках родного края и памятных местах связанным с увековечиванием их героических подвигов детей с Героями ВОВ и героями России погибшими при исполнении своего гражданского и воинского долга.

Героико-патриотический:

 Тематические занятия- «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества».

Беседы «Русские традиции  проводы в армию»,  о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героев освободителей родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, высаживание цветов у обелиска погибшим воинам ВОВ.

Участие в педагогическом марафоне проведение музыкально– литературного развлечения посвященного «Дню защитника Отечества»

Апрель-май

«Этот День победы»

Цель: знакомство детей с памятными захоронениями и памятниками расположенными в городе посвященных памяти героев ВОВ. Воспитание заботливого отношения к цветникам, как дань памяти героям воинам. Закрепить знания о героях воинах родного края защитниках Отечества  Герои Советского Союза : Петр Самохин, Петр Медведев, а также Василий Пойденко – летчики защищавшие родное небо от немецких захватчиков, Матрена Бурмистрова - защитница блокадного Ленинграда несла службу на  «дороге жизни», различных родах войск.

Ожидаемые результаты:

•Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

•Формирование чувства национального достоинства, ответственности.

•Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.

•Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Литература:

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. — Издательство Детство-пресс, 2004.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55.

6. Якушева Т. А. Воспитание  Гражданско – патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной край – люби и знай».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной край-люби и знай"Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Моя семья"Конспект занятия по нравственно-патриотическ...

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию «Воронежский край - люби и знай»

. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении лично...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма

Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...

Проект по региональному компоненту «Родной край люби и знай!»

Цель: Систематизация и расширение представлений дошкольников о своем крае, городе, развитие чувств патриотизма, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу....

Проект в подготовительной группе «Родной край Люби и знай»

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и...

Проект по патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"

Проект по патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"...