"Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тимофеева Ирина Викторовна

Ознакомление со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_voda.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Волшебница вода"                                                                                       (подготовительная группа)

Цели.                                                                                                                            1.Образовательные:

  • ознакомление детей со свойствами воды:
  • отсутствие собственной формы;
  • текучесть;
  • пар тоже вода;
  • вода может растворять предметы.
  • объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • развивать навыки проведения лабораторных опытов:
  • закрепить умение работать с посудой
  • стеклянной и прозрачной.
  • закрепить умение работать с
  • незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые
  • меры безопасности.                                                                                                         2.Воспитательные.
  • развивать социальные навыки:
  • умение работать в группе;
  • учитывать мнение партнёра;
  • отстаивать собственное мнение,
  • доказывать свою правоту.
  • прививать бережное отношение к воде.                                                                 3.Развивающие:
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Проведение занятий - экспериментирований с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
  • Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за водой во время прогулок.

  МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.

  • Электрообогреватель или кипятильник.
  • Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
  • Фильтровальная бумага.
  • Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.
  • Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
  • Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

1 ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.                                                                                            Дети подходят к фонтану и рассматривают его.                                                                              Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?                                                                                                                                                   Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

2 ЧАСТЬ.

"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".

Воспитатель: Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?                                                                                     Дети: Стеклянная.                                                                                                                           Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться.                                                                                 Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.                                        Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.                                        Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.                                                        Дети: Вода жидкая.                                                                                                                          Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?                                Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.                                                             Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?                                                                                                                                        Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.                                                        Самостоятельная работа детей.                                                                                                          Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?                                                                                                                                                            Дети: Форму баночки.                                                                                                                       Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?                                   Дети: Вода приняла форму этих предметов.                                                                                       Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?                                                      Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.                                                                                                                                               Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?". Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".                                                                                                   Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

"ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ".

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?                                                                                                                                                    Дети: Когда её нагревают.                                                                                                                 Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?                                                       Дети: Огонь, газ, электронагреватель.                                                                                                 Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.                                                                                                             Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.                                                                                  Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?                                       Дети: Она кипит, булькает, бурлит.                                                                                              Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?                                                                                  Дети: Да, она очень горячая.                                                                                                                Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.                                    Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях. Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?                                            Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.

"ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА".

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей. Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".

Физкультминутка "Рыбки плавали, ныряли".

"ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ".

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.                              Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает.                                                                                                                          (сахар).

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родиться,                                                                                                                                        Воды боится.                                                                                                                                               (соль).

Убираем салфетку со второго блюдца.                                                                                          Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,                                                                                                                                     Льется, а не вода,                                                                                                                                               На сковороде - пенится,                                                                                                                      Брызгается и шипит.                                                                                                                                (масло).

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.                                                                        Дети: Потому что они в ней исчезают.                                                                                             Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.                                               Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых.                                                                        Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?                                                                                                Дети: Сахар растворилась в воде.                                                                                                      Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?                                                                                                                                       Дети: Соль растворилась в воде.                                                                                                   Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.                                                                                                                                                                   Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.                                                                                                                                                               Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились                                                                                                  Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.                                                                  Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

"ОЧИСТКА ВОДЫ".

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?                                        Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.                                                                         Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?                                                                                                                                              Дети: Её нужно очистить от масла.                                                                                                        Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю), спитатель показывает, как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.                                                                Самостоятельная работа детей.                                                                                                            Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.                                                                                                                                                        Идет самостоятельная работа детей.                                                                                            Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?                           Дети: Вода стала чистой.                                                                                                                Воспитатель: Куда же делось масло?                                                                                                       Дети: Все масло осталось на фильтре.                                                                                          Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

3 ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все-таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?"                                        ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.                                                   Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.                                                                                        Дети: 

  • Вода это жидкость;
  • Вода не имеет собственной формы;
  • Вода может нагреваться, быть горячей;
  • Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
  • Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?                                                                                                                                  Говорят она везде!                                                                                                                                             Вы в пруду её найдёте,                                                                                                                                     И в сыром лесном болоте.                                                                                                                                 В луже, в море, в океане                                                                                                                                     И в водопроводном кране,                                                                                                                             Как сосулька замерзает,                                                                                                                                      В лес туманом заползает,                                                                                                                                 На плите у вас кипит,                                                                                                                            Паром чайника шипит.                                                                                                                                     Без неё нам не умыться,                                                                                                                                   Не наесться, не напиться!                                                                                                                            Смею вам я доложить:                                                                                                                                       Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Resource id #6038

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...