НОд Апельсин
презентация к занятию по окружающему миру (младшая группа) по теме

Соколова Ольга Ивановна

 

Мы жители России!                                                               

  Все с разных городов.

      И где бы мы ни жили,                                                  

        Закон для всех таков:

           Любить свою Отчизну,

             Друг друга защищать,

               А также всю природу

                 От грязи очищать!

                    Давайте-ка представим,

                      Что было бы тогда,

                         Если бы от пыли

                            Задыхалась вся страна?!

                               Природа бы погибла,

                                 И люди вместе с ней.

                                    Давайте примем меры!

                                        Быстрей, быстрей, быстрей!

 

 

    У  людей, живущих в современном обществе, множество  проблем. Но, пожалуй, одной из самых насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений, животных; мы физически страдаем от загрязнённости  воздуха, воды и почвы…. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.  

    В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю экологическое воспитание дошкольников.  Поэтому тему для самообразования выбрала «Мир природы и дошкольник».

     Целью данной темы считаю, создание благоприятных условий развития личности дошкольников через экологическое воспитание.

  

 

           Данная цель реализуется через следующие задачи:

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста,

-развитие познавательной активности через экспериментирование,

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе,

-воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

           При построении системы работы по экологическому воспитанию  дошкольников я выделила следующие основные направления:

-познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;

-познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

-практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;

        Пути реализации работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста:

- создание условий ( программно – методическое обеспечение);

- повышение собственной экологической грамотности;

- изучение и применение современных методик и технологий в обучении и воспитании детей

- экологическое просвещение родителей.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте  ребенок начинает выделять себя из окружающего среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, которые появляются во взаимодействиях ребенка с природой, осознании с неразрывностью с ней. Именно в этом возрасте можно легко и ненавязчиво воздействовать на душу ребенка, ведь именно в это время  дети  любят всех животных / «потому что, они похожи на игрушки»/,  все растения  /  «потому что, они красивы»/

          Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка или бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. 

   И мы, взрослые, погруженные в повседневные дела и заботы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться  пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться в младшем дошкольном возрасте. Мы не должны говорить о воспитании детей лозунгами типа «не рви», «не руби», «не губи» и т.д., а воспитании экологии человеческой души. Растить душу ребенка внимательно, осторожно и с любовью – это огромный труд.

          Влияние природы на детей огромно. Дети ежедневно в той или иной форме  соприкасаются с ней.  На прогулках наблюдают за явлениями и объектами , за птицами и насекомыми. Слушают стихи, рассказы. Дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли. Ухаживают за растениями и животными в уголке природы и т. д.

          Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно- это составная часть такого воспитания, но не  редки приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны.

      Например, с этой  целью в неволе  содержат животных (хомячков, морских свинок и т.д.), которые страдают без должного ухода на глазах детей.   И дети часто не замечают их мучений.

image               Под экологическим  воспитанием детей, я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

     

 

 

 

 

 

 

Тему «Мир природы и дошкольник» я выбрала  не случайно, потому что, именно природа  формирует у детей  познавательный интерес. Интерес с одной стороны , является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой его результатом. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники  и птичьи гнёзда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них во время не  был  поддержан интерес  к окружающей природе и её охране, не были сформированы  нравственные чувства и природоохранные мотивы.

Работая над данной темой, я изучила и использовала в своей работе следующую литературу:

С.Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей».М«Новая школа».1993.

       С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».   М. «Новая школа».1995.

 

     С.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. «Новая школа».1996.

 

    С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. АСТ.1998.

 

    С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».1999.

 

   С.Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе». М. «Новая школа». 1999.

 

     С.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.

 

      Н.А. Рыжова «Я и природа». Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка - Пресс».1996.

 

    Н.А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс.1997.

 

    Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка - Пресс». 1998.

    Н.А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники. М. «Линка- Пресс». 2002.

 

Пособия для детей

1.Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.

2. Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.

       Изучая большое количество методической литературы, пришла к выводу, что правильно организованное, систематически осуществляемое экологическое воспитание оказывает интенсивное и благоприятное влияние на ум, чувства и волю дошкольника. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей, и исследовательское направление играет важную роль в экспериментальной деятельности.

          В своей работе большое внимание уделяю поисково-экспериментальной деятельности, поэтому  занятия с детьми строю используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), но и проблемные методы обучения (проблемного изложения, поисковый, исследовательский). С этой целью провела НОД на тему «Апельсин». Работа по этой теме была отмечена сертификатом на межрегиональном конкурсе образовательных программ «Радуга открытий».

imageimage

                                   

   

 

 

 

 

 

 

 Методы проблемного обучения помогают ребенку учить, не бояться выражать свои мысли, развивают логику, мышление, учат находить разнообразные варианты и пути решения образовательной задачи.

       Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. 

      После изучения данной литературы пришла к выводу , что детский сад  является первым звеном  системы  непрерывного экологического воспитания.  При этом нужно детям создать  условия и своеобразный подход.

Программа С.Н.Николаевой осуществляет экологическое воспитание  не изолированно, а в связи  с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Развивает гуманное отношение к природе и предполагает участие детей в посильном труде, а также  освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды . изучение этой методики идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере  совершенствования знаний и навыков  у детей  усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Направлять активную деятельность дошкольников на осознанное  сохранение природы.
  2. Воспитывать в дошкольниках гуманно – целостное отношение к природе.
  3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
  4. Формировать у детей экологическое знание, культуру и отношение к природе.

  Трудность в решении этих задач состояла в том , что дети должны  были

  видеть положительный пример в поведении  взрослых . Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя как окружающие их взрослые. 

imageРаботая над темой в раннем возрасте, старалась привить у детей доброжелательное отношение к животным, а именно к домашним. С этой целью в конце учебного года во второй ранней группе провела итоговое занятие «В гости к бабушке», где закрепили названия домашних животных и формирование доброжелательного отношения к ним.                                                     

        

                                              

  

 

  Мы с вами  живем в относительно чистом экологическом  районе . Наши дети дышат чистым воздухом, постоянно контактируют с природой, у них  есть возможность видеть взаимосвязь явлений в природе и  при необходимости  оказывать действенную помощь. Поэтому в каждое время года стараюсь научить детей видеть красивое, неповторимое. Для этого выделяю такие объекты  и явления, которые обладают наибольшей выразительностью. Например:

- живая природа: деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, птицы, рыбы,

насекомые и т.п.

- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва ,вода,

воздух и т.п.

         При выступлении на районном методическом объединении  воспитателей

групп раннего возраста на тему «Наблюдаем – развиваем »  отметила, что окружающий мир – это одна большая развивающая среда, и нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.

Ежедневно наблюдая с детьми за природой, мы отмечаем такие моменты:

  • какие животные реагируют на «настроение» природы?
  • как люди ( дети) реагируют на «настроение» природы?

Круглый год в группе дети ведут календарь природы. В начале  каждого месяца вывешиваем чистый лист бумаги в календаре, и все свои наблюдения фиксируем на нем. Создаем «портрет» каждого месяца.

imageПо моему мнению метод наблюдения играет большую роль в воспитании. С этой целью провела открытое мероприятие для воспитателей  на тему «Знакомство зимними явлениями природы»                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собираем с детьми материал о растениях и животных по темам:

  • « Животные нашего края»
  • «Растения нашего края»
  • « Мы их знаем»
  • « Наши любимцы» и т.п.

Дети рассматривают иллюстрации, описывают их внешний вид, рассказывают о растениях и животных  то, что уже знают.

Осенью стараюсь показать детям, как осенняя  окраска листьев придает растениям особую чарующую силу. У хвойных деревьев: ели, сосны, особо привлекают шишки. Плоды у шиповника и т.д.

Знакомлю детей с красиво цветущими осенними цветами – астрами, георгинами, портулаком и др.

image            Поздней осенью обращаю внимание на растения, находящиеся в состоянии покоя, без листьев. Их стволы и ветки очень контрастно выделяются, особенно при хорошем освещении.                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимой знакомлю детей с красотой хвойных деревьев и кустарников. Помогаю почувствовать разнообразие таящихся в них образов:

                        Сосны на опушке, до небес верхушки,

                          Слушают стоят.

                         А внучата ёлочки, тонкие иголочки,

                         У лесных ворот водят хоровод.

Не забываем зимой понаблюдать за птицами, замечать их трудности. Напоминаю детям, что зимой птицам страшен не только мороз, но и голод.

Весной  наблюдаем за изменениями в жизни природы и человека примерно в следующей последовательности:

  1. изменения в неживой природе ( солнце ярко светит, тает снег и т.д.)
  2. изменения в растительном мире ( растения начинают просыпаться).
  3. Изменения в животном мире ( как меняется их жизнь в течении весны).

Весной дети также наблюдают за активным ростом комнатных растений, учатся ухаживать, пересаживать и т.д.

 

image      Летом  дети начинают наблюдать за яркими красками природы – . чем ярче становятся краски окружающиеся нас, тем больше проявляется радости и впечатлений у детей.

                                            

 

 

 

 

 

 

 

     Подвожу к пониманию, того, что лето – время труда и забот .летом люди не только отдыхают, но и много трудятся ( в садах, огородах, на полях).

     Художественная литература тоже воспитывает у детей умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а также учит видеть закономерности природных явлений.

       Постепенно подвожу детей к пониманию того, что наша земля очень богата. Она единственная в солнечной системе «живая планета». Земля является общим домом для всех людей, животных, растений, рыб, насекомых и др. и этот дом надо беречь. Чтобы лучше закрепить у детей осознанное отношение к природе, было проведена районном уровне НОД на тему «Природу любить–добрыми быть»                                                               

       

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В течение последних 5 лет повышаю свой профессиональный и методический уровень, изучаю методическую литературу, ежегодно посещаю семинары и практикумы по обмену опытом, участвую в районных  секциях, районных и всероссийских конкурсах .

       В своей работе уделяла внимание родителям, с которыми хотелось    достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя

от ребенка требовать выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые

сами не всегда следуют ему. Например, сложно объяснить детям, что надо

беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные 

требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них

 растерянность, обиду или агрессию. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической  культурой. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает  уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг.

image     

                    

 

   

 

 

 

 

 

 В группе организован  уголок для родителей, где размещен материал о временах года, русские народные пословицы и поговорки, стихи, интересная информация. Также провожу индивидуальные консультации о роли экологического воспитания. Родители охотно участвуют в выставках поделок из природного материала, посещают развлечения. Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в экологическом воспитании ребенка. Только совместными усилиями можно развивать личностные качества  дошкольника.

image      

 

                  

 

        

 

 

 

 

 

 

    Организовала кружковую работу, за основу  взяла программу С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».   М. «Новая школа».1995.

Направление деятельности кружка: познавательно – экспериментальное.

Цель: развитие самостоятельности и любознательности детей через экспериментирование. Данная цель реализуется через следующие задачи: обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать развивать мелкую моторику; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно – гигиенические навыки.

Работа кружка рассчитана на 3 года: средняя, старшая, подготовительная группы.  Планируя кружок, стараюсь сделать подбирать материал занятий интересным и разнообразным . В конце учебного года подводим итог кружковой деятельности каким – либо мероприятием. В этом 2013 году провели развлечение с показом для детей старшей и подготовительной групп на тему « Праздник прилета птиц».

                                 image

Результатом своей работы считаю следующее:

   В группе созданы  условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

   Дети имеют первоначальные представления о живой и неживой природе-93%

 Знают основные потребности растений и животных( тепло, свет, вода, пища)-91%

      Знают характерные особенности времен года. В процессе наблюдений замечают сезонные изменения в природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями и жизнедеятельности живых объектов

  С удовольствием  принимают участие в уходе за растениями, обитателями живого уголка. Дети замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней.

   Диагностика по экологическому воспитанию показала, что проводимая работа дает положительный результат. Для диагностики детей использовала программу С.Н.Николаевой «Юный эколог».  Проводимая  диагностика уровня развития детей по экологическому воспитанию показала хорошие результаты. При систематическом проведении работы по экологическому воспитанию дошкольников заметно изменилось отношение детей к природным объектам, в сознании детей сложилось представление о предметах и явлениях природы. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал;

способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

         Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:

Воспитанник должен

 

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

 

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

 

 

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

 

 

   Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей.

    У детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая, показывают высокие результаты овладения экспериментальной деятельности;

у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

у детей средствами природы сформированы эстетические и этические чувства.

   Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – показать ребенку, что окружающая его природа не только красива, но и необходима, так как жизнь человека вне природы, окружающей среды просто невозможна.

      Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В дальнейшем   свою работу по экологическому воспитанию хочу продолжить, целью которой будет формирование элементарных научных экологических знаний; сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей в процессе воспитания  в ДОУ. Я уверена, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир.

   Самоанализ в рамках заявленной темы сделан на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.

 

 

 

 

Всё хорошее в людях - из детства!

 

         Как истоки добра пробудить?

 

              Прикоснуться к природе всем сердцем:

 

                     Удивиться, узнать, полюбить!

 

                             Мы хотим, чтоб земля расцветала,

 

                                       И росли, как цветы, малыши,

 

                                              Чтоб для них экология стала

 

                                                    Не наукой, а частью души!

 

 

 

 

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели занятия.

 Образовательная: Познание  

1. продолжать закреплять знания детей о природе.

2. обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

3. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей.

4. закрепить умение выразительно читать стихотворения.

5. учить понимать образный смысл загадок.

 Воспитательные: Социализация

 воспитывать чувство любви к родной природе;

 воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

 воспитывать любознательность, сочувствие;

 используя фольклор, воспитывать любовь к песенкам, .

 Развивающая:

 развивать интерес к жизни пернатых;

 развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

 развивать речь детей, обогащать их словарь;

 развивать связную речь;

 учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

 Активизировать словарь: "гнездо", "щебечут", "перелетные", "зимующие", "стрекочут".

 Предварительная работа:

 беседы на темы: "Перелетные птицы", "Наши пернатые друзья", "Что было бы, если бы не было птиц" и др.

 рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.

 чтение художественной литературы С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А.Шевченко "Гнезда", Т.Нужина "Ласточка", "Воробьи", чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику.

 загадывание загадок про животных, птиц, времена года.

 прослушивание аудиокассет "Голоса природы", "Природа, птицы и природа", "Звуки окружающего мира".

 дидактические и подвижные игры: "Совушка-сова", "Когда это бывает", "Покажи без слов", "Огородник и воробей", "Зимующие и перелетные птицы", "Пчелки и ласточки", "Воробышек"

загрузка...

Ведущий:

Если снег повсюду тает день становится длинней.

Если все зазеленело и в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит к нам пришла … (весна)

 Какое прекрасное время года – весна

(раздается стук в дверь, входит ребенок почтальон)

 Ребенок:

Телеграмма, телеграмма! Я бегу к вам с почты прямо.

У телеграммы срочной Адрес очень точный: детский сад № 5 «Айгуль»

Ведущая: Спасибо почтальон. Это действительно нам телеграмма, в наш детский сад. В твоей почтовой сумке я вижу больше нет писем, нет ни газет, ни телеграмм. Оставайся у нас погостить (почтальон остается).

Давайте узнаем, что в этой телеграмме и от кого она?

 Я хочу вас пригласить На поляне погостить,

Чтоб потом мы вспоминали, Как со мною здесь играли,

Чтоб поляночку найти, Надо мостик перейти,

А потом через болото, А потом, кому охота,

Ручеек перешагнуть,  И еще пройти чуть- чуть,

Здесь найдете вы меня. В добрый путь, смелей друзья!

С нетерпеньем жду я вас! Весна - красна.

 Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу (дети переходят их группы в зал). А вот и мостик (проходят по мостику). А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть (перепрыгивают). А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте (во время преодоления препятствия звучит веселая музыка). Вот мы и пришли. Какая красивая полянка. А где – же Весна – Красна?Давайте позовем. Зазывают весну

На поляне появляется Весна:

Я – Весна – Красна Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки. На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед. Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу Людям радость я несу.

 Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы откликнулись на мое приглашение. Пришли на поляну ко мне в гости

Сегодня  в своем лесу мы с вами устроим  праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

 Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

Звучит запись голосов птиц «В лесу».

Ведущий: 
Праздник птиц мы встречаем  Птичек  веселых в зал приглашаем.
Прилетайте, птички к нам! Будем рады мы гостям!

Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны "Увидел. грача — весну встречай".

Грач: 

Кричат, торопятся с утра В халатах чёрных мастера.

На ветках вяза и осины Грачи плетут свои корзины.

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают раз- личных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких — гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!

Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине. Запел о солнце и весне.

Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки — прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх.

Ласточка:   

Прилетаем к вам весной, Путь, проделав длинный.

Лепим домик под окном Из травы и глины.

Жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья Окраска полевого жаворонка покровительственная, она помогает ему маскироваться в траве и на земле.

Жаворонок: 
Много дней летали мы, Далека дорога.

Высоко под облаками, Над полями и лугами,
Были в жарких странах мы, не бывает там зимы.

Эту птицу можно увидеть не только в лесу, но и в парках.  маленькая, как воробышек.  Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам.

Синица: 

Спинкою мы зеленоваты, Животиком желтоваты,

Черненькая шапочка И полоска шарфика.

 Эта птица частый гость лесах зимой. Не случайно имя связано с первым снегом. Прилетает из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. У неё толстый черный клюв. Им  вылущивает семена ягод черемухи и рябины

Снегирь: 

Чернокрылый, красногрудый, и зимой найду  приют:

Не боюсь я  простуды- С первым снегом.  Тут как тут!

самый главный доктор наших лесов. Сидит на стволе эта птица своеобразно, Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей. Но клюв у дятла - это еще и музыкальный инструмент. Стоит ему весной постучать по сухому суку -так и разрежет тишину барабанная дробь: «Тра-та-та». Летают дятлы хорошо и быстро, однако предпочитают больше лазать по дереву, используя крылья лишь для перелета на 'соседнее дерево.Птицы, которые никуда не улетают.

Дятел:

Я в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной?
На людей я не гляжу, Все стучу, стучу, стучу.

Воробей – я трусишка вот  я - шалунишка?

Воробей – воробушек Сыплют мне зернышек!

Не улетаю, постою!

Про весну я вам спою!

Сорока:

 Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут  меня ...

Игра "Зимующие и перелетные птицы"

 Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

 Птички летают,  Зерна собирают.

 Маленькие птички,  Птички - невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у Солнышка, а "зимующие" - у Снежинки.

Следующее конкурс: викторина о птицах.

1. Чем покрыто тело птиц? (ответы детей) Правильно, перьями.

2. Какие птицы прилетают с юга первыми? (ответы детей) Правильно, это грачи.

3. Какую птицу называют лесным доктором?  (ответы детей) Правильно, это дятел.

Следующий вопрос: Перед вами изображения трех птиц (ласточка, воробей, снегирь). Скажите, как они называются и в чем между ними отличие.

(ответы детей)

Правильно, это воробей, ласточка и снегирь. Ласточка прилетает к нам весной, воробей – зимующая птица, а снегирь прилетает к нам с наступлением морозов. С приближением весны снегирь улетает туда, где холодно на север.

Весна: - Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор…

                     

 Инсценировка.

Скворец: Здравствуй, птичка – невеличка, Здравствуй, добрая синичка!

 Грач:  Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!

 Дятел: Расскажите птицы, Где вы побывали?

               Расскажите птицы  Что вы повидали?

 

Скворец:  В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны – великаны, Целый день кричат обезьяны,

           Под деревьями вьются лианы, Там кокосы растут и бананы.

Дятел: Хорошо ли жили Вдалеке от дома?

              С кем вы там дружили, В странах незнакомых.

 Скворец:   Мы скучали по деревне, По звенящему ручью,

                   По скворечне, по деревьям,  По соседу воробью.

 Синичка:   Вы б для нас потанцевали, Мы вас очень, очень ждали!

 Грач:  Чтобы было интересней,   Мы танцуем с вами вместе.

                                      Танец «Чижик – пыжик»

Весна – А пока наши птицы отдыхают я для гостей загадаю загадки

Загадки для гостей

1. По ночам летает  На охоту.

 Днём не видит Да и спать охота (Филин).

 2. Чёрный, проворный,  Кричит "крак",

 Червякам враг (Грач).

 3.В синем небе голосок,

 Будто крохотный звонок (Жаворонок).

4. Спереди шильце,  Сзади вильце,  Сам мал, А за морем бывал (Ласточка).

 5. Он прилетает каждый год  Туда, где домик его ждёт.

 Чужие песни петь умеет,  А всё же голос свой имеет (Скворец).

 6. Длинноноги, длинношеий,  Длинноклювый, телом серый,

 А затылок голый, красный.  Бродит по болотам грязным,

 Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.

 А как лето пробежит, Он уже на юг спешит

 По путям старинным, длинным  В стае, выстроенной клином (Журавль).

 7. Мать отца не знаю,  Но часто называю,

Детей знать не буду, Чужим сбуду (Кукушка).

 8. Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит?

 Голоском речистым, чистым –  Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.

 Тем ещё известна птица,  Что морозов не боится:

 Может в холод самый злой  Деток вывести зимой(Клёст).

 9. Длиннохвостая она,  Со спины черным- черна.

 Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи.

 Хоть кого увидит – вмиг  Подымает стрёкот-крик (Сорока).

10.Что за весенняя черная птица,

Трактору чуть ли на нос садится?

Кто за плугом носится вскачь…(грач)

11. Гнездо свое он в поле вьетГде тянуться растенья,

Его и песня и полет Вошли в стихотворенья. ( жаворонок)

 12.Я выступаю перед вами Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня… (скворец)

 13.Эта птица никогда не строит для себя жилья.Соседкам яйца оставляет,

А о птенцах не вспоминает… ( кукушка)

 Прилетает к нам с теплом, Пусть проделав длинный путь

Лепит домик под окном из песка и глины… ( ласточка)

Мальчишка из рогатки

Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стали щебетать,

И все они решили туда не прилетать.

В садах уже не слышен веселый перелив,

 В них нет ни красных вишен, и нет в них спелых слив.

Ни яблоко, ни груши никто в них не найдет.

На кухне у старушек не варится компот.

 Все сохнет, увядает, страдает все седло.

Страдает и не знает, что в нем произошло,

Мальчишка из рогатки  стрелял в веселых птиц…

Синичка:

Дети, гнезд не разоряйте,

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берегите,

Нас, друзья вы берегите!

 Ребенок:

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

 Весна: Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют. А вы умеете петь?  

. (исполняют дети) весеннюю песенку. Если вы ее знаете, то подпевайте. «Лесная полянка»

Ведущая: Как сегодня много вы узнали о птицах. Спасибо, Весна, что пригласила нас к себе на полянку. Наши дети всегда будут беречь птиц, заботиться о них, помнить, что птицы- наши друзья.

 Дети: Да, конечно. Спасибо тебе весна. До свидания

Весна: Жду вас еще в гости.

( дети под музыку возвращаются в группу)

           

           

        Управление дошкольного образования Нижнекамского муниципального района

                    Презентация проекта

                                 на тему:

    «Войди в природу

                      с добротой»

                     Развлечение

                         «Весенний праздник

                                    прилета птиц»

                                                           

                                                                Подготовила и провела руководитель

                                                                 кружка «Юный эколог»  

                                                                Соколова Ольга Ивановна                                                                                                                                                        

                                                                воспитатель первой квалификационной

                                                                категории                

                                                               МБДОУ « Детский сад общеразвивающего

                                                               вида  № 5  «Айгуль»

                                                               п.г.т. Камские Поляны

                                                               Нижнекамского муниципального района

                                                               Республика Татарстан

                                                       2013 год



Предварительный просмотр:

   

                      Коллективный просмотр воспитателями

               

                                   Конспект зимней прогулки

         « Знакомство с зимними явлениями природы»

                              (первая младшая группа)

                                                                               Соколова Ольга Ивановна

                                                                               воспитатель первой квалификационной категории

                                                                               МБОУ  «Начальная школа – детский сад «Айгуль»

                                                                               п.г.т. Камские Поляны

                                                                               Нижнекамский район

                                                                               Республика Татарстан

                                                   

                                                                     2010 гогд

                 

                           

                             

Программное содержание:

                                - знакомить детей с зимними явлениями природы; называть предметы зимы: снег, снегопад, мороз, холодный ветер, показать  

                                              свойства снега

                                - приучать детей выполнять простейшие трудовые  поручения; воспитывать желание трудиться совместно со взрослыми, учить правильно пользоваться лопатками

                                - повышать двигательную активность во время подвижных игр, действовать по сигналу.

                                - формировать у детей любовь и интерес к природе, тренировать меткость бросков.

Оборудование:

                - султанчики, лопатки детские, мешочки для бросания в цель, коробка.

Предварительная работа:

                -  чтение художественной литературы о зимних явлениях природы, рассматривания иллюстраций, беседы, подвижные игры.

Ход проведения прогулки:

Дети выходят из здания и стайкой идут на участок.

Воспитатель: - Какое время года, что сейчас у нас на улице? (Зима.) а как вы узнали, что зима.

Дети – Холодно, дует ветер, много снега.                                                            А снег какого цвета? Возьмите его на ладошку. ( Дети берут на варежку, дуют, снег разлетается, воспитатель обращает внимание на то, как снег  разлетается  в разные стороны, падают отдельно снежинки.

                            « Белый снег пушистый, в воздухе кружится

                               И на землю тихо падает, ложится…» («Зима» И.Суриков)

    Обратить внимание детей на то, какие сугробы намела Зимушка – зима из снега. И дорожки наши замела. - Давайте мы с вами возьмем лопатки и почистим наши дорожки от снега, чтобы нам было удобно по ним ходить.

     Во время работы спрашивать детей, какой снег, добиваться от детей ответов на поставленные вопросы: снег легкий, белый, пушистый, холодный.

- Молодцы, посмотрите, какие дорожки у нас стали чистые, теперь по ним мы без труда будем ходить. Давайте поставим свои лопатки у стены, они у нас устали, а вы не устали? Давайте мы с вами поиграем в игру  «Попади в обруч» ( дети поочередно бросают мешочки правой и левой рукой   в обруч на расстоянии 1 метра).

- Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру «Воробышки и автомобиль»

После п / игры дети играют самостоятельно по желанию  в свободные игры,  а воспитатель в это время проводит индивидуальную работу с Настей Б. и Эвелиной по закреплению названий предметов одежды, правильно произносить слова ( шапка, шарф, ботинки, варежки).

                  

                     

                             



Предварительный просмотр:

Кружок «Юный эколог» работает по программе С.Н.Николаевой  «Экологическое воспитание дошкольников». Большое  внимание в программе уделяется  природоохранной деятельности. Поэтому при планировании ставила перед собой цель: формировать активную жизненную позицию защитника природы у детей. Исходя из цели, задачи выделила следующие:

  - формирование элементарных экологических знаний;

  - развитие познавательного интереса к миру природы;

  - воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;

- привитие трудовых природоведческих навыков;

Для достижения этой цели использовала следующие формы работы: беседы, наблюдения, экспериментальную деятельность, самостоятельную деятельность.

Прекрасно сознавая, что главным условием решения поставленных задач является организация эколого-развивающей среды, которая окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние в детском саду  оборудовали кабинет экологии, который включает в себя экспериментальную и выставочную  зоны, комнатные растения, картотеку к ним и животных ( рыбки и черепахи), гербарии, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами. Главная особенность и преимущество кабинета экологии – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяло в течении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий.

Основными формами кружковой работы были наблюдения, беседы, опыты, чтение художественной литературы, которые старалась проводить в кабинете экологии, где дети имели возможность непосредственно наблюдать за животными и растениями, где дети становились экспериментаторами.

Экологические задачи решались и в самостоятельной деятельности. Немалый интерес и желание вызывала работа по уходу за комнатными растениями, рыбками, черепахами, что способствовало воспитанию доброты, чувства постоянной заботы о тех, кто живет рядом с нами.

Считаю, что занятия в кружке «Юный эколог»  и помощь со стороны педагогов оказала  большое влияние на детей для развития активного участия в процессе защиты природы и улучшения экологической обстановки, появилось чувство озабоченности состоянием окружающей среды.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-эксперементирования:"Мы делили апельсин"

Конспект игры экспериментирования с бумагой в средней группе "Мы делили апельсин"...

Консультация для родителей "Вместо гантелей - апельсины"

В консультации  представлено ттри комплекса утренней зарядки для детей 5 - 7 лет  в домашних условиях с "нетрадиционным" оборудованием, которое будет стимулировать детей к активному выполене...

Тематический проект «Оранжевое настроение. День апельсина».

Цель: Создание условий для снижения психоэмоционального напряжения.Основные задачи:- расширить знания детей о пользе продуктов питания;- развить наблюдательность, любознательность;- закрепить зн...

"Фрукт чудесный – апельсин, знать мы всё о нём хотим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( образовательная область: «Познание»)(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «...

Конспект НОД "Апельсин"

Это занятие направлено на развитие в детях умение решать проблемные задачи, через познавательно-исследовательскую деятельность....

"Мы делили апельсин"

О детской жадности....

Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»

Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...