Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема «Космическое путешествие»
Коррекционно-образовательные задачи: расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, слуховое восприятия, память, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование: презентация, мячики су-джок, счетные палочки, листы для графического диктанта, карандаши, игрушка инопланетянин.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Сообщение темы.
Чтобы узнать тему занятия, отгадайте загадку.
Загадка: Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
Показ 1 слайда
Правильно, мы будем говорить о космосе. Что такое космос? (Все, что окружает нашу планету Земля и находится за ее пределами.)
С давних времен люди смотрели в небо и мечтали полететь в космос. Что люди изобрели для изучения космоса? (космический спутник, ракету или космический корабль).
Кто первым полетел в космос? (Собаки Белка и Стрелка)
Показ 2 слайда
Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
Показ 3 слайда
(Включить звук сигнала SOS)
Ребята, вы слышите этот звук? Это кто-то, подает сигнал о помощи. Вы, согласны отправиться в космическое путешествие и помочь?
Тогда нам нужно послать сигнал с помощью азбуки Морзе. Давайте потренируемся.
Развитие слухового восприятия.
Воспроизведение ритмического рисунка по образцу педагога
Молодцы. Вот мы и передали сообщение, надеюсь нас услышали.
Кто летает в космос? (космонавты)
Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым.)
Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм- делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы сделаем массаж. Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (су-джок):
«Пальчиковая гимнастика»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Молодцы разминку вы выполнили. А теперь я хочу проверить насколько вы сообразительные.
Словесная игра «Подскажи словечко»
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе …(звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Молодцы вижу вы готовы стать космонавтами
Откуда взлетает ракета? (с космодрома)
Показ 4 слайда
Как называется костюм, который надевают космонавты? (скафандр, на голову шлем)
Показ 5 слайда
Ребята, а как же узнать куда нам лететь. Ведь наша солнечная система огромная. Посмотрите сколько планет. Давайте посчитаем сколько их.
Показ 6 слайда
Игра «Посчитай»
1 планета, 2 планеты, 3 …, 5 …, и т.д.
Стихотворение (читает педагог)
По порядку все планеты
Назовет любой из нас!
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом
И девятая планета,
Называется Плутон.
Чтобы узнать на какую планету лететь мы должны проложить маршрут.
Графический диктант. (раздаются листы в клетку на которых нарисованы ракета и планеты. От заданной точки дети под диктовку педагога прокладывают маршрут и определяют на какую планету надо лететь).
Вот мы и определили, что лететь надо на Марс. Пора в путь. (дети встают)
Динамическая пауза.
- К запуску космического корабля приготовься!
Дети: — есть, приготовься! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх)
- включить контакты.
Дети: — есть включить контакты (соединить большие пальцы рук)
- Завести мотор!
Дети: — есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга)
- 5,4,3,2,1… ПУСК!!!! (разгибают пальцы на руках, сомкнуть руки и поднять вверх)
- Ребята, мы в невесомости. (Встаем на одну ногу, плывем, двигаемся как в невесомости медленно, затем встают на др. ногу.)
Ой кажется на нашем космическом корабле перегрузка. Нам надо избавится от всего лишнего.
Игра «Лишнее слово»
Солнце, сон, солнечный, солнышко
космос, космонавт, косматый, космический
Планета, план, межпланетный, планетарий
Звезда, звездный, звенеть, звездочет
Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А наша ракета готова приземлиться на Марс.
Показ 7слайда
Педагог достает игрушку инопланетянина. Он приветствует ребят.
С какой вы планеты? (Земля).
Ребенок читает наизусть стихотворение. (Яков Аким «Есть одна планета-сад …»)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Что у вас случилось? (сломалась летающая тарелка.)
Ребята давайте поможем инопланетянину, починим летающую тарелку.
Развитие мелкой моторики. (Дети выкладывают из счетных палочек летающую тарелку).
Показ 8 слайда
Молодцы, хорошие летающие тарелки получились. Теперь инопланетянин может лететь домой. (Дети прощаются с инопланетянином).
Итоги
Мы спасли инопланетянина, и теперь можем вернуться домой, на свою любимую планету.
Показ 9 слайда
Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста: кроссворд "Электрические помощники человека".
Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с электробытовыми приборами....
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста: кроссворд "Салон мебели".
Данный методический материал составлен в виде кроссворда. Вопросы к кроссворду заданы в виде загадок. Отвечая на вопросы кроссворда, дети знакомятся с мебелью, её формой и функциональностью....
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"
Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...
Конспект организованной образовательной деятельности «Мурманск - спортивный» по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Занятие по познавательному развитию с региональным компонентом....
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром
Конспект занятия предназначен для детей с ЗПР старшей группы, в нём подроны описаны методы и приёмы работы по развитию речи на основе ознакомления с окружющим миром...