Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)
Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития; объединение усилий педагога и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования на 2021 - 2024 учебный год
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Цель: изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития; объединение усилий педагога и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Предполагаемый результат: повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета о проделанной работе: выступления на педагогических советах, участие в методических объединениях.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение научной литературы по данной теме;
- пополнение ПРС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста;
- посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ для повышения профессионального уровня;
- посещение методических объединений, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- апробация изученной литературы и информации на практике, а также внесение необходимых коррективов;
- отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.
Источники самообразования:
- Курсы повышения квалификации;
- Онлайн семинары и конференции;
- Мастер-классы;
- Платные курсы;
- Мероприятия по обмену опыта;
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- Интернет - ресурсы.
Актуальность
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении, являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы:
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа.
- Неживая природа.
Для оформления центра детского экспериментирования в группах детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д.;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;
- оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
- литература и карточки - схемы;
- цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Используются такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Работа с семьей |
Организационные формы работы по направлениям | ||
ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); использование в ООД элементов проектной деятельности; беседы; дидактические игры; праздники, развлечения; конкурсы; выступления детей на родительских собраниях, концертах; исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). | открытые мероприятия (ООД); мастер – классы; семинары – практикумы; распространение опыта работы среди коллег; взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. | открытые мероприятия (ООД); беседы – консультации; родительские собрания; папки – передвижки, рекомендации; анкетирование. |
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический этап | 1. Изучение научной литературы, методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности; 2. Мазработать и внедрить проект «Малыши-исследователи» - по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста. 3. Изучение литературы и пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста; 4. Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности. | 1. «Проведение исследовательских занятий в детском саду». И.Л. Паршутова. стр.63. 2. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. 3. «Занимательные опыты и эксперименты». Москва. Айрис пресс.2007г. 4. «Почемучка». А. Дитрих, Г. Юрмин. 5. «Занимательные опыты». О.М. Наумова 6. «Домашняя лаборатория». 7. «Простые опыты с воздухом, водой и природными материалами». М. Султанова. 8. Просмотр вебинаров, презентаций, статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ. 1. Планирование и создание РППС в соответствии с ФГОС ДОУ. 2. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации». Н.В. Нищева. 3. «Секреты природы - это так интересно!» Л.В. Ковинько 1. Ознакомительный этап с кружковой деятельностью и привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду. Тема кружковой деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность «Что? Зачем? И почему?». |
Практический этап | 1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему самообразования; 2. Посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ; 3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов. 4. Работа с родителями. | 1. Посещение и участие в методических объединениях педагогов ДОУ для повышения профессионального уровня и выявления основных проблем образовательного процесса по экспериментальной деятельности, а так же организации РППС в детском саду в соответствии ФГОС ДОУ. 1. Обмен опытом с коллегами своего ДОУ:
2. Изучение дополнительной литературы. 3. Участие во всероссийских и международных конкурсах, викторинах на тему самообразования. 1. Открытый показ экспериментальной деятельности для родителей (кружковая работа). 2. Показ экспериментальной деятельности (опытов) совместно с братьями и сестрами детей (кружковая работа). 3. Участие в конкурсе совместно с родителями по экспериментальной деятельности ««Что? Зачем? И почему?».». |
Обобщающий этап | 1. Подведение итогов о проделанной работе на тему самообразования. 2. Оформление результатов (самоанализ). | 1. Обмен опыта на метод объединениях, педсоветах ДОУ. 2. Проведение серии открытых мероприятий для родителей. 3. Отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ. 4. Оформление отчета о проделанной работе на сайте нашего ДОУ. 5. Консультативная помощь педагогам и родителям на тему самообразования; организация мастер-классов на базе своего ДОУ по познавательной активности детей дошкольного возраста. |
Внедренческий этап | 1. Распространение опыта работы на тему самообразования. | 1. Публикация на сайтах, в журналах. 2. Организация мастер-классов для педагогов. 3. Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка, на сайте нашего ДОУ. 4. Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада. |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2021 – 2022 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | Изучение литературы по данной теме. Оформление картотеки экспериментов. | Сентябрь |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | Октябрь | |
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом. | Октябрь | |
Обогащение предметно-развивающей среды. | В течение года | |
На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций. | Сентябрь Май | |
Самоанализ и самооценка проделанной работы. | Май | |
Работа с детьми | 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования. 2. Исследование свойств песка во время игровой деятельности на прогулке. 3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой. 4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 5. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом. | Сентябрь Сентябрь Октябрь
Январь Апрель |
Работа с родителями | 1. Привлечение родителей к пополнению выставки «Удивительное рядом» | Сентябрь |
2. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи» | Октябрь | |
3.Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным». | Декабрь | |
4. Открытый показ образовательной деятельности «В гостях у Капитошки». | Май | |
Работа с педагогами |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| Май |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 - 2023 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | Изучение литературы по данной теме. | Сентябрь |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | Октябрь | |
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом. | Ноябрь | |
Обогащение предметно-развивающей среды. | В течение года | |
На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций. | Сентябрь Май | |
Самоанализ и самооценка проделанной работы. | Май | |
Работа с детьми | 1. «Какая бывает вода». Задачи: узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). 2. «Холодный – горячий». Задача: учить определять температуру воды. 3. «Чудесный мешочек». Задача: развивать умение на ощупь определять твердый предмет. 4. «Водичка – водичка». Задача: закрепить свойства воды. 5. «Откуда сосулька». Задача: познакомить детей об образовании льда. 6. «Игры с султанчиками». Задача: познакомить со свойством воздуха – движение. 7. «Мутная водица». Задача: развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. 8. «Сладкая водичка». Задача: формировать представление о том, что в воде растворяются. | Октябрь Декабрь Январь Февраль Апрель |
Работа с родителями | 1. Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты». | Октябрь |
2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание «Центра экспериментирования». | Ноябрь | |
3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе. | Ноябрь | |
4. Открытое заседание клуба «Что? Зачем? И почему? » по теме «Волшебница - вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой. | Декабрь | |
5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Апрель | |
| Май |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2023- 2024 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию. | Октябрь |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | В течение всего периода | |
Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). | Декабрь | |
На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций. | Сентябрь Май | |
Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год. | Май | |
Работа с детьми | Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко? | Октябрь |
НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений». | Декабрь | |
Проект «Волшебное семечко». Выращивание рассады для летнего огорода. | Март | |
НОД «Соль и его свойства». | Апрель | |
Итоговое занятие «Воздух вокруг нас». | Май | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования». Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка. | Октябрь |
Выставка рисунков «Путешествие капельки». Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу». | Декабрь | |
Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений. | В течение всего периода | |
Конкурс «Лучшая книга загадок». Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию. | Февраль | |
Проект «Огород на подоконнике». Задача: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. | Март | |
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование». Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Октябрь Ноябрь |
Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница - вода» Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Декабрь Март | |
Презентация проекта «Хочу всё знать!» Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения. | Апрель Май |
Список литературы:
1. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. Сайты интернета для воспитателей.
Самообразование Леонтьева Е,В.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО."
Материал по самообразованию...
Перспективный план самообразования на 2016-2020гг «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Программа по самообразованию Жарковой Анастасии Михайловны (воспитатель первой квалификационной категории)...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...