Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по музыке на тему

Тимрова Виктория Александровна

       Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности по художественно- эстетическому развитию, на занятиях по музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тимрова Виктория Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Ровеньская  средняя общеобразовательная школа №2

 Ровеньского района Белгородской области»

Опыт работы

«Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС ДО»

                                                                  Автор опыта:

Тимрова Виктория Александровна,

                                                                   музыкальный руководитель

структурного подразделения-

«Детский сад»

                                                                   МБОУ « Ровеньская средняя

                                                                   общеобразовательная школа №2»

                                                                   

п. Ровеньки

2018

Содержание:

  1. Информация об опыте                                                    3
  2. Технология опыта                                                           7
  3. Результативность опыта                                                12
  4. Библиографический список                                          14
  5. Приложения к опыту                                                      15

  1. Информация об опыте
  1. Условия возникновения и становления опыта

         Становление педагогического опыта  по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» осуществлялось в условиях структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2». Обучение и воспитание  детей в учреждении  осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2», разработанной на основе  основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой. С декабря 2016 года в учреждении реализуется региональный проект «Танец как средство эстетического развития детей» («Танцевальная палитра»).   В  детском саду  при общеобразовательной школе целенаправленно ведётся работа  по художественно- эстетическому  развитию детей на музыкальных занятиях и во время свободной деятельности. Работа с детьми  по данному направлению строится в соответствии с  требованиями ФГОС дошкольного образования, где в пункте 3.4.2 говорится, что педагогические  работники должны обладать основными  компетенциями,  необходимыми  для  создания   условий для  развития способностей и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В этот период жизни дети охотно приобщаются к искусству, музыке, творчеству. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств.

Огромные возможности в развитие интеллекта, физического и психического здоровья, культуры, нравственности заложены в синтезе танца, музыки,  игры и пластичных  движений. Музыкально- ритмическая и танцевальная  деятельность выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Музыкально- ритмические  движения и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.

Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых методов и форм музыкально- ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

       

1.2.Актуальность опыта

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности, модернизацией процесса образования в Российской Федерации, повышением требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Родители заинтересованы в том, чтобы дети с раннего возраста овладевали двигательной культурой, укрепляли свое физическое здоровье, гармонично развивались. Решение данной проблемы начинается уже в детском саду. Именно в дошкольном учреждении дети знакомятся с музыкально- ритмической и танцевальной деятельностью, происходит их первое активное приобщение к творчеству. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, потому что музыкально-ритмическое творчество сможет развиться только при целенаправленном руководстве педагога, а благодаря правильной организации данного вида творчества поможет ребенку развить свои творческие способности.

Наблюдается ряд противоречий:

- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию музыкально- ритмической и танцевальной деятельности в детском саду, и недостаточной  сформированностью у дошкольников творческих способностей;

-между наличием у воспитанников  закомплексованности  и необходимостью выступать на публике.

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности использования музыкально- ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

1.4.Длительность работы над опытом

       Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года, когда из детей дошкольного возраста была сформирована  средняя  группа, по май 2017 года, выпуска детей в школу.

1 этап - начальный (констатирующий) – сентябрь 2014 год - по май 2015года

2 этап – основной (формирующий) – июнь 2015 год - по август  2016года.

3 этап – заключительный (контрольный) сентябрь 2016 года – май 2017 года.

      Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности музыкально- ритмической и танцевальной деятельности детей.

      На формирующем этапе была проведена  проверка эффективности использования музыкально- ритмической и танцевальной деятельности в процессе развития творческих способностей дошкольников.

      На заключительном этапе проводился анализ и обобщение результатов работы.  Диагностика доказала успешность выбранных методов для решения обозначенной педагогической проблемы.

1.5. Диапазон опыта

         Так как в основу работы положено развитие творческих способностей   дошкольников в ходе использования музыкально- ритмической и танцевальной деятельности, то опыт имеет широкий диапазон.  В опыте представлена система распределения музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности (разминки, тематические занятия, игры- импровизации), которая позволяет развить у детей творческие способности, практические умения и навыки в танцах на всех уровнях: индивидуальном, групповом, фронтальном. Опыт охватывает все основные направления в работе дошкольного учреждения:

- информационное;

- художественно- эстетическое;

- управление  музыкально- ритмической и танцевальной деятельностью.

1.6.Теоретическая база опыта

       Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных развитию у дошкольников творчества в танцевальной деятельности на основе обучения их музыкально- ритмическим движениям. В нее вошли региональная дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа  Тяпугиной И.В., Бондарь А. А. «Танцевально-игровая гимнастика», «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.  Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения». Музыка – это самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Нет детей равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак- Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения.  В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, позднее—Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева и другие.

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

         В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы художественно- эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника.  Научный поиск эффективных средств развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

        Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод  о том, что необходимо расширить  знания и изучить методики развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности более углубленно, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

1.7. Новизна опыта

       Новизна опыта состоит в создании условий для  развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности, нацеленных на использование элементов ранее известных и современных методик.

1.8. Характеристика условий,

 в которых возможно применение данного опыта

       Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности по художественно- эстетическому развитию, на занятиях по музыке,  независимо от определенной методической литературы.

                      II. Технология опыта

2.1.Постановка целей и задач.

      Изучение научной и методической литературы, определение актуальности и условий формирования опыта позволили поставить цель и определить задачи реализации.

       Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе  музыкально- ритмической  и танцевальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста  в процессе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности.

2. Выявить особенности развития основ музыкальной культуры, музыкальных и творческих способностей детей в процессе освоения ритмических движений;
3. Продолжать развивать у детей умение  воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
4.Развивать танцевальные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального творчества.

2.2.Организация, формы и методы работы.

       Для решения поставленных задач, при работе над опытом, использовались следующие принципы:

1. Организация непринужденной атмосферы на занятиях, когда дети себя чувствуют комфортно и непосредственно.
2. Творческие занятия, во время которых дети самостоятельно создают новые движения, которые основаны на использовании полученных навыков и умений.
3.Системность и последовательность.
Систематичность и  непрерывность всего материала, его повторение на последующих занятиях. Выполнение заданий от простого к сложному.
4.Индивидуальный подход к детям и доступность музыкальных образов, т.е. характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям, учитывать его интересы и возможности.
5.Наглядность. То, что ребёнок услышит при словесном задании, дополняется практическим воспроизведением движения.
6. Партнёрство с воспитателями и родителями, вовлечение их в воспитательно–образовательный процесс (совместное проведение открытых занятий, праздников, концертов).
Свою работу строю на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Занятия проходят результативнее, если воспитатель оказывает помощь  в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает наладить творческие процессы сотрудничества детей в коллективе, контролировать их эмоции, оказывает помощь при организации индивидуальной работы.

Организация учебно-воспитательного процесса

1 этап 

Основная задача первого этапа работы  это выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных  способностей. Использовали следующие  методы исследования:

  1. Наблюдение

      2. Беседа с детьми (выявление предпочтения музыкально-ритмической деятельности)

      3. Диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности. (Приложение 1)

В ходе диагностических исследований детей были получены следующие результаты:

Выполнение музыкально-ритмических  движений:

высокий уровень - 7%;
средний уровень - 48%;
низкий уровень - 45%.

Выполнение танцевальных движений:

высокий уровень -10%;
средний уровень - 37%;
низкий уровень - 53%.

На основании итогов диагностики, было выявлено, что дети  испытывали затруднения по многим параметрам, поэтому решили  начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями, развитию их творческих способностей.


2 этап

На данном этапе работа с воспитанниками средней группы начата  для  формирования контакта друг с другом. Для этого использовали на занятиях с детьми  игры и танцы: «Разноцветные  шары», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. Данные  игры и танцы способствовали развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию индивидуальности детей.  
На занятиях в музыкальном зале и во время свободной деятельности в группах организуем дидактические игры, музыкальной тематики такие как:
- «Танец, песня, марш», во время которой детям  раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.
- «Весело и грустно», где ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные, задание изобразить эмоции  животного, его движения и повадки.
        Также на данном этапе знакомили детей  с элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. Подготовка к танцевальной деятельности проходила и во время пения, где предлагаем детям обратиться к движению, чтобы  жестами передать вокальный образ. Для  развития выразительности движений проводим  инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева, «Зима в России», и др.
         Затем проводилась с детьми  работа над образом, где  дети сами пробовали составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный мишка, весёлый Петрушка, хитрая лиса и т. д.), импровизация в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
        Для развития танцевальных движений, отмечаем на занятиях, кому из детей необходима помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает детям представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.
На  занятиях проводим музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:
(«Барбарики», «Вальс цветов», «Аквариум» и другие)
Танцевальные композиции продумываем с учетом не только двигательного развития, но и творчества. Для этого организуем  танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Парад шляпок» и др.)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми средней группы на празднике 8 Марта («Вальс», «Танец с лентами», «Моряки», «Кадриль» и т.д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
На новогоднем празднике в игре «Танец с Дедом Морозом», ребята средней группы выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: русскую народную, современную, восточную и т.д.

В старшей и подготовительной группах работа по развитию у детей творческих способностей во время музыкально- ритмической и танцевальной деятельности продолжалась более углублённо. Осуществлялась она на музыкальных занятиях, в процессе совместной деятельности и в индивидуальной работе. Был разработан календарно- тематический план, подобран репертуар, картотека игр и танцев.

Работа по развитию творческих способностей во время музыкально- ритмических движений  включила в себя три этапа:

1. Начальный этап обучения состоял из создания предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения рассказывали, объясняли и демонстрировали упражнения, а дети пытались воссоздать увиденное, воспроизвести упражнение. Показ упражнения проводили  в зеркальном изображении. Объяснением техники исполнения упражнения дополняли информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения оказывают немаловажное значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. При удачном выполнении упражнения предлагаем детям повторить его несколько раз для закрепления.

2. Этап углубленного разучивания направлен на уточнение и совершенствование  деталей техники выполнения упражнений. Главная задача этого этапа сводилась к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, развитию чувства ритма, свободного выполнения упражнения. На данном этапе количество повторений увеличивалось. По нашему  мнению, все это способствует развитию у детей умения самостоятельно выполнять знакомые упражнения в целом.

3. Этап закрепления и совершенствования строился образованием двигательного навыка и переходом его к творческому проявлению в танце. На этом этапе совершенствовались качество исполнения упражнений и формировался у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начинают  свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.

На занятиях с детьми старшей и подготовительной групп, включали выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивали композиции и танцы, рекомендуемые программой, проводили и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.

Занятия состоят из вводной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляли упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм, включаем  в нее ходьбу, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начиналась с поклона. Основная часть занятия – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее включаем танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение. В этой части ребята могут  самостоятельно создавать образы в танцах.  Упражнения распределялись с учетом возрастания физической нагрузки в основной части занятия. Сначала выполняются упражнения малые по амплитуде и выполняемые в медленном, умеренном темпе, затем постепенное увеличение движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части. В заключительной части проводим постепенное снижение нагрузки.

Тщательно проводили отбор репертуара, использовали  музыку, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста в соответствии с программой и возрастными особенностями детей. Также использовали  детские песни, песни из мультфильмов, народные, эстрадные и классические произведения. В соответствии с двухнедельной тематикой проводили  музыкально- ритмические занятия следующих видов:

- Тематическое занятие;

- Сюжетное занятие;

- Игровое занятие;

- Импровизация.

Так как развитие творческих способностей  это одна из задач, которые решались в процессе работы над опытом, то  обучение детей музыкально- ритмическим  движениям и танцевальной деятельности являлось подготовкой к творчеству. Большой  интерес у детей вызывал танец, который являлся очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение и драматизацию.

Особое внимание уделялось развитию творческих способностей одаренных детей. Перед нами стояла задача, чтобы развить их способности, помочь их проявить. С этими детьми разучивали более сложные танцы «Кадриль», «Вальс с цветами», «Спортивный танец с лентами» и другие, устраивали флэшмобы.

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию творческих способностей

Обязательной  частью деятельности в процессе работы над опытом являлась работа с родителями. В соответствии с ФГОС ДО,  семья является полноценным участником образовательного процесса. В нашем учреждении родители являются активными участниками утренников, праздников и развлечений. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время.  Именно родители являются  союзниками в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. В уголке для родителей «Советы музыкального руководителя» регулярно выставляются рекомендации и консультации: «Развиваем  ритмические способности ребенка», «Значение танца в развитии творческих способностей дошкольников»,  «Музыка как средство творческого развития ребенка», «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой», «Развиваем  музыкальные способности детей вместе» и другие.

3 этап

        На данном этапе с детьми проводилась диагностика с целью выявления результата целенаправленной систематической работы по развитию творческих способностей  детей  через музыкально- ритмическую и танцевальную деятельность.

III. Результативность опыта

Положительный результат проводимой работы подтвердили итоги  диагностики, которая показала положительные изменения по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности:
Муз. ритмические движения:

высокий уровень -73%,

средний - 25%,

низкий-2%.
Танцевальные движения:

высокий уровень -27%,

средний- 65%,

низкий-8%.
        Результаты проведенной работы  за 2014-2017 годы показали, что музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность способствовала:
-развитию фантазии, воображения, оригинальности;
-дети научились перевоплощаться  в образ во время танца;
-получению  положительных эмоций, необходимых  для творческого развития личности.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы над опытом, выступления в концертах,  на детских утренниках, развлечениях, на родительских собраниях в детском саду и  районных мероприятиях:
- в 2017 году участие детей  в районном творческом концерте, проведённом в ЦКР Ровеньского района «И помнит нашу музыку Рейхстаг»;
- в 2017 году участие детей  в литературно- музыкальной композиции «На привале» в ЦКР Ровеньского района.

Наличие грамот является подтверждением признания опыта работы по данной теме педагогическим сообществом.
1. Коллектив  воспитанников занял 3 место в третьем туре регионального фестиваля  «Мозаика детства»  в номинации «На крыльях слова, музыки и танца» (хореография), проходившем в городе Алексеевка - 2017 год.

2. Коллектив  воспитанников занял 2 место в третьем туре регионального фестиваля  «Мозаика детства»  в номинации «На крыльях слова, музыки и танца» (детский оркестр), проходившем в городе Алексеевка - 2017 год.
3. 1 место в муниципальном видеоконкурсе танцевальных флэшмобов - 2017 год.
4. Благодарность главы администрации Ровеньского района, за многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в обучении и воспитании детей и в связи профессиональным праздником Днём учителя - 2017 год.

5. Благодарность начальника Управления образования администрации муниципального района «Ровеньский район» за творческий подход в подготовке и проведении образовательной деятельности и активное участие в работе районного методического объединения – 2017 год.

Таким образом, положительные результаты диагностики, достигнутые успехи в работе  свидетельствуют об эффективности организации музыкально- ритмической и танцевальной  деятельности дошкольников: разработанная и апробированная на практике система доказала свою эффективность в развитии творческих способностей дошкольников.

Библиографический список

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) – М.: Просвещение, 1994. - 288 с.
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.
6. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

8.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие./ О.П. Радынова, А.И.Катенене; под.ред. О.П. Рыдановой.- М.: Просвещение, 1999.- 222с.
9. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Тяпугина И. В., Бондарь А. А., Лисовенкова В.В., Лысюк Д. Р. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа

«Танцевально-игровая гимнастика», Белгород,  2006.- 35 с.

11.Танцевально-игровая гимнастика в детском саду «Са-фи-дансе»/ Ж.Е. Филирева, Е.Г.Сайкина.- М.: Сфера, 2000.-176 с.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»

Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка»

по развитию творческих способностей

во время музыкально- ритмической и танцевальной деятельности

на тему

«Всё о русском народном танце»

(с детьми старшей группы)

Подготовила:

Тимрова Виктория Александровна,

музыкальный руководитель

структурного подразделения

«Детский сад»

п. Ровеньки

2018

План- проект     интегрированной образовательной деятельности

по музыке с детьми старшей группы

на тему «Всё  о русском народном танце»

Цель: Выявление, раскрытие и развитие творческих танцевальных  способностей  воспитанников в процессе приобщения детей к русскому народному танцевальному искусству.

Задачи:

1.Образовательные:

- Познакомить детей с  элементами русского народного танца.

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

 -Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

2.Развивающие:

- Развивать творческие способности детей.

- Развить музыкальный слух и чувство ритма.

- Развить воображение, фантазию.

3. Воспитательные:

-Воспитывать интерес и любовь  к русскому танцевальному искусству.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование:  русские народные костюмы для детей:  сарафаны, ленточки, рубашки, деревянные ложки, погремушки, вертушки, бубны, ноутбук для показа презентации, телевизор, картинки для игры «Танцевальная угадай-ка», видео хоровода, кокошник из бумаги, цветы из бумаги. 

Репертуар: Песня-  хоровод  «Как пошли наши подружки», музыка и видео  из мультфильма «Маша и медведь», русская народная  пляска «Утушка луговая», русская народная плясовая «Полянка». 

Ход занятия

Дети входят в зал

Музыкальный руководитель:  Ребята, я рада вас видеть в нашем зале, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поприветствуем их. ( дети здороваются )

Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами одеты в русские народные костюмы, посмотрите, какие вы нарядные, полюбуйтесь друг на друга. Сегодня  я предлагаю поговорить о русском народном танце. Вы согласны? (да)

 Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости пришла   Маша, из мультфильма «Маша и медведь».

Видео Маши: «Какое добренькое утро,зовите меня просто Маша».

Музыкальный руководитель: Здравствуй Маша. Наши дети  поздороваются с тобой и с гостями русским поклоном. Ребята, а вы знаете как выполняется русский поклон?  Мы говорим жестам: « От всей души большое спасибо»! ( Педагог показывает, дети выполняют русский поклон).

Музыкальный руководитель:  Маша, а ты умеешь танцевать?

 Видео:  Маша  танцует  современный танец.         

Музыкальный руководитель:  Молодец Маша, а русский народный танец,  ты знаешь?

Видео Маши: Машет головой «нет», разводит руки в стороны.

Музыкальный руководитель:   Ребята, я предлагаю рассказать и показать   Маше  всё, что мы знаем  о русском народном танце. Скажите дети, когда люди танцуют?

Ребёнок: Когда весело! В праздник!

Музыкальный руководитель:   Правильно, сейчас мы танцуем на сцене или в музыкальном зале  во время праздников, а в старину люди выходили на поляну лесную или за околицу в селе, запевали песни, играли, водили хороводы.  Ребята, кто знает, что такое – хоровод? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Правильно, это танец в кругу! Да, именно в кругу водили первые хороводы. Воспевали круглое солнце, теплое и ласковое. Без солнца нет радости, нет урожая.  Сначала только кругами водили хороводы, их могло быть много, взрослые и дети, молодые и пожилые вставали в хоровод. Позже хороводы стали исполнять на сцене - узорные, кружевные.  Посмотрите на экран, как красиво исполняют  артисты Академического ансамбля танца «Берёзка» - «Весенний хоровод». (Видео хоровода)

Музыкальный руководитель:  Этот хоровод  рассказывает нам о том, как просыпается русская природа весной, как стройные берёзки танцуют, когда мимо них проходишь в рощице, как облака плывут над землёй русской. Художник изображает картины кистью и красками, поэт воспевает красоту в стихах, а танцующие люди своими движениями под музыку. Музыка в хороводе плавная, неторопливая, задушевная, лиричная – вот и хоровод получается нежным, изящным. Да богата талантами земля русская. Можно и с музыкальными инструментами танцевать, они помогают  украсить этот танец – хоровод.

Музыкальный руководитель:  Ребята, давайте покажем Маше наш хоровод «Как пошли наши подружки!»  Смотри, Маша!

Хоровод сейчас станцуем,

Погуляем от души!

Инструменты не забудем

Веселей народ пляши!

 (дети танцуют с музыкальными инструментами)

Дети исполняют хоровод «Как пошли наши подружки!»

Фото Маши: Смотрит с интересом.

Музыкальный руководитель:  Молодцы, ребята!

Видео Маши: «Поиграй со мной».

Музыкальный руководитель:  Ой, дети, Маша играть хочет! А вы хотите?

 Что же предлагаю поиграть в русскую народную игру "Колпачок".

Проводится  русская народная игра: «Колпачок»

 Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Колпачок, колпачок

Красные сапожки

Мы тебя кормили

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Музыкальный руководитель:  Молодцы, ребята, поиграли, садитесь на стульчики.  Кто из вас знает, что такое пляска? (ответы детей). Скажите дети,  чем отличается пляска от хоровода?

Дети: Пляска быстрая, весёлая, задорная!

Музыкальный руководитель:  Правильно, молодцы! А какие движения русской пляски вы знаете? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель:  А, сейчас мы с вами послушаем русскую  народную  пляску «Утушка луговая», вы её внимательно послушаете и подумаете, как под неё можно сплясать, будьте внимательны.

(Дети слушают русскую  народную  пляску«Утушка луговая», затем музыкальный руководитель просит показать одного или двух детей как бы они станцевали под эту музыку, затем показывает сама движение «Ковырялочка» и выполняет его ещё раз вместе с детьми под музыку).

Музыкальный руководитель:  Молодцы! А теперь послушаем русскую  народную  пляску «Полянка». 

(Дети слушают русскую  народную  пляску «Полянка», затем музыкальный руководитель вызывает одного или двух детей, что  бы они станцевали под эту музыку, затем показывает сама движение «Топотушки» и выполняет его ещё раз вместе с детьми под музыку).

Музыкальный руководитель:  Молодцы, а теперь давайте поиграем, подойдите к столу, смотрите, здесь лежат картинки танцевальные, но  вы будете находить только те, где изображены русские народные танцы!  

Игра  « Танцевальная угадай-ка»

Музыкальный руководитель:  Скажите, а почему вы выбрали именно эти картинки? Как вы определили, что это русский народный танец? (ответы детей). Правильно, они танцуют в русском народном  костюме! Наряжались девушки в русский сарафан, блузку сами расшивали цветочной вышивкой, на голове веночек или платок одевали, а самый праздничный считался « кокошник».  Он у каждой девушки был, своими руками изготовленный. Всё самое нарядное и праздничное надевали для танца русского!

Музыкальный руководитель:  Ребята, я предлагаю для Маши сделать кокошник, посмотрите, вот кокошник,  в старину он украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой, жемчугом, бисером, блёстками. (показывает готовую вырезанную форму кокошника) Я предлагаю вам его украсить цветами, смотрите, перед вами на столах лежат цветочки красного и синего цвета.  Мы с вами наклеим их на кокошник, чтобы он стал красивым и нарядным, но для начала подумайте если у вас после нашего занятия осталось хорошее настроение, вы наклеите красный цветок, если плохое, то синий.

(Звучит  музыка, дети выбирают цветы и оформляют кокошник по своему желанию).

Музыкальный руководитель:  Маша, посмотри, какой кокошник сделали для тебя ребята, будешь в нём русские народные танцы исполнять. Нравится тебе наш подарок?

Видео: Маша говорит «Класс и показывает большой палец».

Музыкальный руководитель:  Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы занимались. До свидания Маше и гостям мы тоже скажем русским праздничным поклоном!  (выполняют поклон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...

Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"

Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....

педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».

работа музыкального руководителя и педагогов  над  развитием творческих способностей детей разного возраста....

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"  Платон  Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка заня...