«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» (из опыта работы)
материал

Чеботова Мария Владимировна

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

(из опыта работы)

Здравствуйте уважаемые коллеги, свое выступление я хотела бы начать словами:

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС и ФОП включает несколько основных направлений: патриотическое, духовно – нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое. Изучая патриотическое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни. Несколько месяцев мы с вами работаем по второй годовой задаче: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.

Проблематика гражданственности и патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда без духовности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить

Нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Что такое патриотизм?

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина.

 Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель образовательного процесса - формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

В соответствии с целью и учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания перед нами стоят следующие задачи:

1. формировать позитивное, ответственное отношение к себе;

2. способствовать формированию модели поведения воспитанника во взаимоотношениях с другими людьми;

3. способствовать воспитанию гуманного, экологически целесообразного отношения ребенка к окружающему миру.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД (организованная образовательная деятельность), ОД (образовательная деятельность) в режимных моментах, в игровой деятельности, в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Для патриотизма характерны следующие черты: (представлены на слайде)

  • эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
  • чувство единения со своим государством (я – русский!);
  • обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
  •  готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.
  • К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».
  • Патриотизм является цементирующим средством, сплачивающим людей одной страны.

Формы работы с детьми: (представлены на слайде)

  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Беседы и консультации;
  • Целенаправленные прогулки и экскурсии;
  • Участие в конкурсах;
  • Чтение художественной литературы;
  • Сюжетно-ролевые игры.

Формы работы с родителями. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Беседы и консультации;
  • Проекты, мастер – классы;
  • Участие в конкурсах;
  • Поисковая деятельность (подборка статей, рисунков);
  • Обсуждение и распространение семейного опыта;
  • Участие родителей в мероприятиях ДОУ.

Основные направления патриотического воспитания:

  1. Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае. Наши воспитанники, уже не первый год, являются участниками конкурса «Фейерверка национальных культур». В 2023 году на очередном конкурсе заняли второе место в номинации «Песни моей страны». Педагоги проводят с детьми беседы о родном крае, о поселке, в котором живем. Воспитанники получают сведения из книг, видеоматериалов, презентаций. В нашем учреждении проходят творческие выставки земляков «Умелые руки не знают скуки», встречи с тружениками поселка. В феврале текущего года в нашем ДОУ осуществлялся проект «Регион-42». Благодаря данному проекту дошкольники пополнили и закрепили свои знания о Кузбассе, о родном поселке, определенных исторических событиях в жизни региона. В рамках проекта прошел флеш-моб «Мы дети твои Кузбасс!» и конкурс чтецов «Мой Кузбасс!». Огромное впечатление произвела на детей экскурсия в историко-краеведческий музей нашего Тисульского муниципального округа. Была проведена еще одна интересная и познавательная экскурсия в районную художественную школу, а так же была экскурсия к памятнику нашего земляка-космонавта А. А. Леонова.

  1. Духовно - нравственное. Это- семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству). Для этого в нашем детском саду мы организуем традиционные праздники и досуги «Осенины», «Пасха», «Масленица», «Приходила коляда», «Яблочный спас» и др., проводим тематические дни «Русская березка», «Рябина-именинница», «День Ивана Купалы».

  1. Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. В календарном плане воспитательной работы нашего учреждения много знаменательных и памятных дат. Мы знакомим детей с такими государственными праздниками как «День флага России» (в нашем детском саду стало традицией поднятие флага под гимн России, каждый понедельник новой недели), «День памяти и скорби», «День России», «День космонавтики», «День славянской письменности и культуры» и многими другими.

В группе создана предметно-развивающая среда патриотической направленности, которая периодически обновляется и дополняется.  Беседы с детьми на темы «Я гражданин России», «Что такое Конституция РФ», «Символика страны», «Какие права и обязанности есть у меня». Уроки мужества и проекты «Я – гражданин России», «Формула патриотизма», «Москва – столица России» развивают познавательный интерес к своей стране, ее жизни, воспитывают стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации.

  1. Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  2. Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.

Ежегодно с воспитанниками мы проводим акции «Георгиевская ленточка», «Голубь мира», «Свеча памяти», «Окна Победы».

Вовлекаем детей и родителей к подготовке важных праздничных мероприятий, «День Защитника Отечества», «День Победы». Разрабатываем и проводим проекты «Наша армия», «Победный май».

Сейчас, когда идет специальная военная операция, наш детский сад организует встречи-концерты для солдат поселка, приезжающих в отпуск. В этом году такая встреча состоялась в январе. В январе же мы провели акцию «Частичка тепла» по изготовлению окопных свечей для участников специальной военной операции. А в феврале наш педагогический коллектив и воспитанники подготовительной группы, приняли участие в большом благотворительном концерте в Доме культуры.

Кроме этого наши дети всегда охотно рисуют замечательные рисунки для писем солдатам в зону СВО. В феврале этого года 8 воспитанников приняли участие во всероссийской акции «Нарисуй защитника Отечества», организованной Государственным фондом поддержки участников СВО, и получили дипломы.

Очень много проводится работы с нашим филиалом №8 (библиотека) про военно-патриотическому направлению: «Сталинградская битва», «Дом Павлова», квест – игра «Семь чудес Кузбасса», «Блокадный хлеб», «Блокада Ленинграда», краеведческое лото «Наш Кузбасс», литературный час «Читаем Гайдара – детям» и многое другое.

  1. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  2. Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Итак, патриотическое дошкольном учреждении формирования сознательного человека который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, историческими свершениями своего народа, его культурой. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФОП дошкольного образования представляет собой важную задачу. Оно основано на формировании любви и уважения к своей Родине, активном участии в жизни страны, изучении и привлечении культурных традиций, а также усвоении государственных символов. Эффективное проведение патриотического воспитания поможет создать основу для будущего патриотического развития детей, сделав их истинными гражданами своей Родины.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Выступление на семире-практикуме. По теме проекта "Формирование чувства сопричастности к культурному, историческому наследию родного города и страны"...

Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»

Консультация для воспитателей на тему: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС» Гром Е.А., , воспитатель,руководитель ТГ «Патриотическ...