Проект по познавательному и нравственному воспитанию "Хлеб – всему голова"
проект по окружающему миру по теме

Полетаева Наталья Юрьевна

 

 

Актуальность проблемы.

 Началось все с того, что во время обеда мы стали замечать, как небрежно дети относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол.  Конечно, дети наши городские и никогда не видели, как делают хлеб, не ощущают, не ценят того труда, что вложен в кусок хлеба, который они не доели, выбросили в помойку. Да и зачастую в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что доступно и недорого. Также мы заметили, что дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинками.

И мы совместно решили организовать проект  под названием «Хлеб — всему голова», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: рассказать им об истории создания хлеба, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб и какой хлеб любят в других странах.

                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc118.5 КБ
Microsoft Office document icon skazka_o_khlebe.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательному и нравственному воспитанию "Хлеб – всему голова"

Актуальность проблемы.

 Началось все с того, что во время обеда мы стали замечать, как небрежно дети относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол.  Конечно, дети наши городские и никогда не видели, как делают хлеб, не ощущают, не ценят того труда, что вложен в кусок хлеба, который они не доели, выбросили в помойку. Да и зачастую в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что доступно и недорого. Также мы заметили, что дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинками.

И мы совместно решили организовать проект  под названием «Хлеб — всему голова», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: рассказать им об истории создания хлеба, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб и какой хлеб любят в других странах.

    Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно- исследовательской деятельности, развивать стремление узнать   больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей.

Участники проекта:

-дети  младшего, среднего и старшего возраста разновозрастной группы «Светлячок»   ГБОУ  ЦРР детского сада № 2402 г.Москвы

 - воспитатели;

 - родители;

Вид проекта:

долгосрочный , досугово-познавательный.

Цель  проекта: -  обогащать знания детей о хлебе, сформировать представления детей о выращивании хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба и пекаря.

 

Задачи проекта:

  • формировать представления детей о том , как выращивали хлеб раньше и сейчас;
  • формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий, вспомнить названия разных видов хлеба;
  • познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу:  продолжать знакомить детей с картинами известных художников; поддерживать интерес к литературным произведениям.
  • уточнить представление о свойствах муки, теста;
  • познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом; расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию.
  • формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
  • Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.
  • Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
  • Расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании.

   

Знакомство с хлебом проводили поэтапно.

Этапы проекта:

Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования,, выбор оборудования и материалов,  работа с родителями;

 2-й — познавательный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, досуг для детей и их родителей «Праздник хлеба».

Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к хлебобулочным изделиям.

  2. Ребята будут бережно относиться  к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.

  3. У ребят сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  4. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных хлебобулочных изделий.

 5. К  проекту будут привлечены родители. Просвещение родителей даст большой плюс в воспитании детей.

 

 Ресурсы проекта:

  • Иллюстрации, репродукции картин, энциклопедии,  наглядные пособия, засушенные колосья пшеницы, ржи, овса.
  • Методическая литература для педагогов: Шорыгина Т.А. «Беседы о хлебе». М., 2012.; Емельянова Э.Л. «Расскажите детям о хлебе». М., 2010.; Карандашева Ю.В. «Как хлеб на стол попадает» //Воспитатель ДОУ. 2009. № 4.  и др.
  •  Материалы из интернета.
  • Мини- музей хлеба в группе.
  • Видеотека  с собранием дисков познавательного материала.
  • Видеотека с мультфильмами о хлебе.
  • Набор «Хлеб» для с/р игры.
  • Кукольный и настольный театр по р.н.сказке «Колобок».
  • Аудиозаписи: В.Крупин , песни о хлебе.
  •  Художественная литература для детей, а также песенки, потешки, пальчиковые игры и т.д.

 

План действий по реализации проекта

 1 этап. Подготовительный.

Постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с родителями, подбор оборудования и материалов.

 2 этап. Познавательный

  • Цикл занятий и бесед по изучению темы.
  • Опытническая деятельность: приготовление дрожжевого и солёного теста.
  • Познавательные развлечения: просмотр м/ф «Хлеб», «История о девочке, которая наступила на хлеб», «Солнечный каравай», «Тёплый хлеб»
  • Мультимедийные презентации: презентация «Откуда берётся хлеб?», презентация «Откуда к нам приходит хлеб» (как выращивали хлеб раньше и сейчас), презентация «Как колосок на стол хлебом пришёл» (по стихотворению С.Богдан), видеофильм «Жатва».
  • Обогащение  предметно - развивающей среды в группе: мини -музей хлеба, дидактические игры и материалы по теме.
  • Чтение произведений о хлебе, хлеборобах.
  • Чтение энциклопедической литературы о хлебе.
  • Рассматривание картин  И. Шишкина «Рожь»,

                 И. Машковой «Снедь московская. Хлебы».

  • Пересказ произведения Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками» .
  • Заучивание стихов и песенок о хлебе: «Отличные пшеничные», «Пеку, пеку хлебушек», П.Каганов «Хлеб — наше богатство».
  • Ознакомление с пословицами и поговорками.
  • Разгадывание загадок.
  • Выстраивание схемы «Река времени» (Этапы появления хлеба).
  • Дидактические игры: «Узнай по запаху, что под салфеткой», «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке), «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье), «Разрезные картинки»(изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей),  «Подбери пару»(подбор картинки с изображением хлебных изделий и злаков, из которых изготовлены эти изделия), «Что лишнее?», «Четвёртый — лишний»,    
  • Словесные игры «Образуй словечко»(учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.).,«Продолжи пословицу».
  • Слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец «Хлеб- всему голова», песня в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песня- загадка «Бываю я чёрным, бываю я белым».
  • Этюды «Тесто», «Росток»(умение выразительно изображать определённые движения).
  • Подвижные игры: «Пахари и жнецы»,  «Где мы были, мы не скажем, а что делали –    покажем».
  • С/р игры «Магазин -булочная», «Семья», «Пекари» и
  • Художественное творчество: лепка из пластилина «Баранки и бублики», «Хала», «Печенье для зайчат», «Хлебный колос»(метод -барельеф), лепка из солёного теста; аппликация «Хлебные колосья в вазе», аппликация с элементами оригами «Колосок», рисование красками «Колос», «Пшеничное поле», сюжетное рисование по р.н.с.»Колобок», коллективная работа по украинской народной сказке «Колосок» (рисование, аппликация, квиллинг).

3 этап. Обобщающий.

     Обобщение результатов работы по  проекту "Хлеб — всему     голова"

     Викторина для детей.

Праздник хлеба для детей и родителей с последующим чаепитием.

Открытое занятие для воспитателей.

Оформление результатов проекта

Работа с родителями:

Роль родителей в реализации проекта: сбор материала по теме ,  посещение с детьми хлебного магазина, (рассматривание ассортимента, названий);

Оформление наглядной информации для родителей «В помощь родителям»(приметы, стихи про хлеб, пословицы и поговорки о хлебе,загадки о хлебе, считалки о хлебе, чистоговорки о хлебе, интересные факты).

Совместное с ребёнком придумывание сказки на тему: «Приключения хлебного зёрнышка».

Консультация для родителей «Учимся, играя»

Результаты реализации проекта:

За время проведения проекта «Хлеб — всему голова» у детей сформировались представления о хлебе: откуда появился хлеб (процесс выращивания), кто его выращивает, из чего делают хлеб и хлебопродукты, люди каких профессий помогают хлеборобам и т.п.

Нам удалось заинтересовать детей и их родителей. Мы заметили положительные изменения по отношению к хлебу. Во время проекта дети получили очень сильные впечатления: многое узнали о хлебе, о труде хлеборобов, пекарей, кондитеров.  Дети после проведения проекта стали бережнее относиться к хлебу.  Были моменты, когда дети забывали, и приходилось напоминать о бережном отношении к труду людей, которые пекли для них хлеб. И тогда они начинали вспоминать, как делают хлеб, делали друг другу замечания, если кто-то брал хлеб, откусывал, но не доедал его. Воспитательный момент укладывался на сильные впечатления и  интерес детей, что, наверное, и дало определенный эффект.

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.

Вопросы:      

  • О чём эти картинки?
  • Кто трудится в поле?
  • Как готовят землю перед посевом зерна?
  • Как человек заботится о посевах?
  • Когда поспевает зерно?
  • Что с зерном происходит дальше?
  • На каком заводе производят муку?
  •  Куда отправляют муку с мукомольного завода?
  • Какие хлебобулочные изделия выпекают на хлебозаводе?

                   

                   

Чтение Н.Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.  Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.

Вопросы: - Как называется стихотворение?

                   - Кто главный герой?

                   - Какой проступок совершил мальчик?

                   - О чём рассказала старушка мальчику?

                   -Почему люди так берегли хлеб?

                   -Какие чувства испытывал мальчик после

рассказа старушки?

                   - Чему учит нас это стихотворение?

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

 РИСОВАНИЕ

Тема: «Колосья в вазе»

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте.

Методы и приёмы:

*Загадка о колосе.

*Рассматривание колосьев в вазе

*Рассматривание образца

*Объяснение и показ способов и этапов работы

*Работа детей

*Анализ занятия

Лепка  

 Тема: « Хлебный колос».

Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с пластилином . Развивать умение отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать их между пальцами, формируя шарики и «колбаски». Учить выполнять изображение колоса на пластине по методу «барельеф».

Методы и приёмы:

*Загадка о колосе

*Рассматривание хлебного колоса

*Рассматривание образца

*Объяснение  и частичный показ способов и этапов работы

*Работа детей

*Анализ занятия

 АППЛИКАЦИЯ

Тема: «Хлебные колосья в вазе».

Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами. Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Учить детей вырезывать детали овальной формы из бумаги, сложенной «гармошкой».

КОММУНИКАЦИЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема: Заучивание стихотворения П.Каганова «Хлеб – наше богатство!»

Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.

Методы и приёмы:

*Упражнение «Сядет тот, кто назовёт хлебобулочное изделие»

*Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.)

*Чтение стихотворения П.Каганова «Хлеб – наше богатство»

*Вопросы: - О чём говорится в стихотворении?

                    - Когда сеют зерно?

                    - Когда зерно убирают?

                   - Куда поступает зерно после уборки?

                   - Кто испечёт хлеб?

                  - Что скажет пекарь ребятам?

*Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

*Рисование схемы последовательности стихотворения совместно с детьми.

*Рассказывание стихотворения по «цепочке» , хором и индивидуально, опираясь на схему.

                             В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ:

  • Приметы
  • Стихи про хлеб                                      
  • Загадки о хлебе.                                      
  • Чистоговорки о хлебе.
  • Пословицы и поговорки о хлебе.
  • Считалки о хлебе.
  • Интересные факты.

Приметы:

 Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

 ***

 Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

 ***

 При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

 ***

 Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

 ***

 Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

 ***

 Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

 ***

 Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Стихи про хлеб.

 

 ***

      В каждом зёрнышке пшеницы

 Летом и зимой

 Сила солнышка хранится

 И земли родной.

 И расти под небом светлым,

 Строен и высок,

 Словно Родина бессмертный,

 Хлебный колосок.

                                               В. Орлов

 ***

Пшеница

      Положит в землю Человек зерно,

 Прольётся Дождь- зерно орошено.

 Крутая Борозда и мягкий Снег

 Зерно укроют на зиму от всех.

 Весною Солнце выплывет в зенит

 И новый колосок позолотит.

 Колосьев много в урожайный год,

 И человек их с поля уберёт.

 И золотые руки Пекарей

 Румяный хлеб замесят поскорей.

 А женщина на краешке доски

 Готовый хлеб разрежет на куски.

 Всем, кто лелеял хлебный колосок,

 На совести достанется кусок.

                                              Аким. Я.

 ***            

                                                                                      Н.Тихонов

 Зёрна наших дней, светитесь

 Позолотою резной!

 Говорим мы: «Берегите.

 Берегите Хлеб родной...

 Не мечтали мы о чуде.

 К нам с полей живая речь:

 «Берегите хлеб, вы –люди!

 Научитесь хлеб беречь!

***

              Пахнет хлебом

         

 На пустых полях стерня

 Жухнет и сереет.

 Солнце только среди дня

 Светит, но не греет.

 По утрам седой туман

 Бродит по болотам,

 То ли что-то прячет там,

 Толи ищет что-то.

 После сумрачных ночей

 Выцветает небо.....

 А в деревне из печей

 Тянет свежим хлебом....

 Пахнет домом хлеб ржаной,

 Маминым буфетом,

 Ветерком земли родной,

 Солнышком и летом.

 Нож поточен о брусочек.

 -Папа, дай кусочек!

                ( Перевод И. Токмаковой)

 ***

 Вновь взращено и обмолочено,

 Вновь в закрома течёт оно.

 Ладонь натруженную дочерна

 Врачует, падая, зерно.

 Мы им во сне коротком бредили.

 И вот он, труд наш, на виду.

 Забыто всё, что недоедено

 И что не доспано в страду.

                                                    В. Буданов

 ***

          Радо солнцу небушко,

          полюшко подсолнушку.

      Рада скатерть хлебушку:

      он на ней как солнышко.

                                           Г.Виеру.

 ***

          Хлеб ржаной, батоны, булки

          не добудешь на прогулке.

     Люди хлеб в полях лелеют,

     сил для хлеба не жалеют.

                                                 Я.Аким.

           ***

      Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.

 Набежала туча издали, промочила лес насквозь.

 Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-

 Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

                                                                  Я. Дягутите.

             ***

      Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

 он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

 Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

 В нем - земли родимой соки,

 Солнца свет веселый в нем...

 Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

                                                          С. Погореловский         

    ***

      Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

 Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

 Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

 Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

 Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

 Только село солнышко, опустело зернышко.

                                                                            В.  Воронько

 ***

      Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

 Но сломить его за лето так они и не смогли.

 Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

 До того он загордился, вырос кверху бородой.

                                                                        С. Погореловский

                  ***

      Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

 Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

 Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

 А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

 Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

                                                                        В. Воронько

 ***

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

          ***

 -Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

***

 -Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

***

 -Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

***

 -У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру

***

 -И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

***

 -У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

***

 -Всяк на себя хлеб добывает.

***

 -Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

***

 -Хлеб – батюшка, вода – матушка.

***

 -Хлеб хлебу брат.

***

 -Худ обед, когда хлеба нет.

***

 -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

***

 -Хлеб да вода – мужицкая еда.

***

 -Хлебушко – калач дедушка.

***

 -Хлеба нет – корочка в честь.

***

 -Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

***

 -Человек хлебом живет, а не промыслом.

***

 -Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

***

 -Без хлеба, без соли худая беседа.

***

 -Палата бела, а без хлеба в ней беда.

***

 -Плевать на обед коли хлеба нет.

***

 -Хлеб – дар божий, отец, кормилец..

***

 -Хлеб да соль, и обед пошел..

***

 -Без хлеба, без соли никто не обедает..

***

 -Не в пору и обед, коли хлеба нет..

***

 -Хлеб черствый – обед честный..

***

 -Был бы хлеб, а зубы сыщутся..

***

 -Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит..

***

 -Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

 ***

 Отгадать легко и быстро:

 Мягкий, пышный и душистый,

 Он и чёрный, он и белый,

 А бывает подгорелый.

                                                   (Хлеб)

***

 Комковато, ноздревато,

 И губато, и горбато, и твердо,

 И мягко, и кругло, и ломко,

 И черно, и бело, и всем мило.

                                                       (Хлеб)

***

 Всем нужен, а не всякий сделает

                                                        (Хлеб)

***

 Бьют меня палками, жмут меня камнями,

 Держат меня в огненной пещере,

 Режут меня ножами.

 За что меня так губят?

 За то, что любят.

                                                        (Хлеб)

***

 Круглобок и маслян он,

 В меру крут, посолен, -

 Пахнет солнечным теплом,

 Пахнет знойным полем.

                                                         (Хлеб)

***

 Мнут и катают, В печи закаляют,

 Потом за столом.Режут ножом.

                                 (Хлеб)

 ***

 Кольцо не простое,

 Кольцо золотое,

 Блестящее, хрустящее,

 Всем на загляденье...

 Ну и объеденье!

                         (Баранка или бублик.)

***

 Что на сковородку наливают

 Да вчетверо сгибают?

                                                           (Блины.)

***

 В печь сперва его сажают,

 А как выйдет он оттуда,

 То кладут его на блюдо.

 Ну, теперь зови ребят!

 По кусочку все съедят.

                                             (Пирог.)

***

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

 В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

 В нем тогда, таких как я, будет целая семья.

                                                          (Зерно)

***

 Вырос в поле дом.

 Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

                                                           (Зерно)

Считалки о хлебе.

 ***

"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

 Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

 ***

 "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница.

 С кем ты хочешь поделиться?"

 

Чистоговорки о хлебе.

 Жок-жок-жок - это пирожок.

 Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

 Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

 Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

 Ач-ач-ач - вот калач.

 Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

 Чи-чи-чи - мы любим калачи.

 Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Интересные факты:

 Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

 ***

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

 ***

 Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.

 Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

 ***

 Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

 ***

 Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.

 ***

 Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

Национальные сорта хлебобулочных изделий

 У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

 ***

 На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

 ***

 На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.

 ***

 В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.

 ***

 Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

 ***

 Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

 ***

 Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.

 ***

 У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

 ***

 В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.

***

 По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.

 ***

 В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

 ***

 Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.

 ***

 У азербайджанцев популярен чурек.

Консультация для родителей

Уважаемые родители!

Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

объясните детям выражение «Хлеб - всему голова»;

с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб;

рассмотрите пшеничное зерно, муку;

поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Поиграйте в игру «Откуда хлеб пришёл».

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Колхозники.

Ребёнок должен знать значение слов:

 выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь;

Уметь подбирать родственные слова к слову хлеб.

 (Хлебница, хлебный, хлебушек, хлебороб);

Составлять предложение из «рассыпанных» слов.

 Хлеб, печь, мука, из.

Изменять слово хлеб в контексте предложения:

 Я знаю пословицу о ….

 Мама купила пшеничный ….

 Дети едят суп с ….

 Ваня пошёл в магазин за ….

 Я не люблю есть суп без ….

 У меня нет дома ….

Определять, на какую из геометрических фигур похожи хлебобулочные изделия.

Уметь образовывать существительные с уменьшительными суффиксами:

 хлеб – хлебушек, батон – батончик, баранка – бараночка, каравай – каравашек, пирог – пирожок, блин – блинчик, сухарь – сухарик. 

Уметь подбирать признаки: хлеб (какой?) - ………., булка (какая?) - Уметь отгадывать загадки.

Уметь составлять рассказ «Откуда хлеб пришёл» по картинкам.

Используйте упражнения на закрепление в речи детей поставленных звуков, на совершенствование фонематических представлений, на развитие навыков звукового анализа и синтеза, на развитие просодической стороны речи (чёткость дикции), на расширение и активизацию словаря.

Определи в названии каких хлебобулочных изделий есть звук «с» («з», «ч», «ш», «л», «р»)? Имеется ввиду поставленный звук у ребёнка.

Раздели на слоги слова: элеватор, тракторист, комбайнёр.

Произнеси по звукам слова: хлеб, булка, каравай.

Посчитай сколько звуков?

 Назови гласные звуки, сколько их в слове?

 Назови согласные звуки, сколько их в слове?

 Назови твёрдые согласные звуки, сколько их в слове?

 Назови мягкие согласные звуки, сколько их в слове?

Проговори скороговорку:

           Бублик, баранку, батон и буханку

 пекарь из теста испёк спозаранку.

Загадайте детям загадки и помогите отгадать их.

ЗАГАДКИ

          Сеюсь как из сита, Но не порошок.

 Заползаю в жито,  Но не червячок. (зерно)

В долг зерно возьмёт -Каравай вернёт. (поле)

В поле тычинка –

 Золотая вершинка. (рожь)

 

 Стоит Федосья –

 Растрёпаны волосья. (сноп)

 Ходит с края и на край,

Режет чёрный каравай,

Сзади ходит другой,

Сыплет солью золотой. (трактор и сеялка)

 В поле росла,

 Под жерновом была,

 Из печки на стол

 Караваем пришла. (пшеница)

 

 Комковато, ноздревато,

И губасто, и горбато,

И твердо,и мягко,

 и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (хлеб)

 

 Был крупинкой золотой,

 Стал зелёною стрелой.

 Солнце летнее светило,

 И стрелу позолотило.

 Что за стрела?  (колос)

 

Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.

Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы стихотворением Любови Колударовой.

     

И комбайнёр, что хлеб наш убирает,

 И мукомол, и пекарь скажет вам,

 Что дорог он трудом.А вы порою

 Бросаете небрежно хлеб к ногам.

Его теперь в достатке в магазине,

 И, слава Богу, сыты наши дети.

 Но если всё, же лишнее купили,

 Отдайте птицам крошки хлеба эти.

                             

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»

Божья коровушка,

Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)

       - Принеси нам к осени,

         Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)

        - В огород – бобы,

        - В лес – ягоды, грибы,

        - В родник – водицу,

        - В поле – пшеницу.   (поочерёдно загибают пальцы).

Упражнение «Печем пироги»

 Тесто мнем, мнем, мнем!

 (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем! (малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их,

                                         сначала     одновременно, потом поочередно)

 Пироги мы испечем!  

(руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной  ладошки в другую)

Ой, ладушки.

- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

- На окно поставим, остывать заставим.

- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Тесто

- Тесто ручками помнем    

                          сжимаем и разжимаем пальчики

- Сладкий тортик испечем    

                          как будто мнем тесто

- Серединку смажем джемом  

                          круговые движения ладошками по

                                               плоскости        стола

- А верхушку сладким кремом

- И кокосовую крошкой              

- Мы присыплем торт немножко

                            сыплем "крошку" пальчиками обеих рук

- А потом заварим чай

- В гости друг-друга приглашай.

«Хлебушек»

        Бублик ,    (большой и указательный пальцы образуют круг),

        Баранку,    (большой  и средний пальцы образуют круг),

        Батон       (большой и безымянный)

        И буханку    (большой и мизинец)

        Пекарь из теста   (имитация лепки хлеба)

        Испек спозаранку.

  «ПЕКАРИ»

      Мы спросили нашу печь:

(каждый палец касается большого начиная с указательного) 

       Что сегодня нам испечь?

(каждый палец касается большого начиная с мизинца) 

        Испечём мы из муки

(потереть кисти как при умывании) 

        Булки, плюшки, крендельки,

(загибаем каждый пальчик)

        пирожки и колобки.

Блины

Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

      Мама нам печет блины,

      Очень вкусные они.

      Встали мы сегодня рано

      И едим их со сметаной!

          На блины    Русская игра

Стала Маша гостей собирать:

- хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

И Иван приди, -

кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.

И Степан приди,

 Да и Андрей приди,

 Да и Матвей приди.

А Митрошечка, да ну

Пожалуйста! -

 указательный палец правой руки 4 раза настойчиво покачивает мизинец левой.

Стала Маша гостей угощать: - 

хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

И Ивану блин, -

левая рука повора чивается ладонью вверх,

И Степану блин, -

большой палец правой нажимает на подушечки каждого пальца левой,

начиная с большого, как бы кладя блин

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин

 А Митрошечке

Мятный пряничек! -

большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.

Стала Маша гостей провожать: -

пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.

Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

А Митрошечка, -

три первых пальца правой руки ласково оглаживают мизинец левой сверху донизу.

Моя ты крошечка,

Да ты побудь со мной

 Еще немножечко!

                                       При повторении игры руки меняются ролями.

                   

                        Приготовление дрожжевого теста

Мы с детьми замесили тесто, причем все продукты ребята клали сами (они сыпали муку, лили молоко, разбивали яйца, добавляли сахар соль и непонятный продукт дрожжи). Это все происходило перед дневным сном. Тесто мы поставили в теплое место, а ребят заинтриговали: «Когда вы проснетесь – тесто вырастет!» После сна дети увидели чудо - теста стало очень много! Они стали спрашивать: «А как это получилось? Почему оно выросло?» И тогда мы рассказали про дрожжи, что именно они помогают тесту вырасти. Дети с удовольствием мяли тесто и даже услышали, как оно «пищит».

 Мы договорились, что выпекать изделия дети будут дома, с родителями, и каждый взял с  собой домой кусочек теста. А наутро принесли из дома выпечку и угощали ею своих друзей.



Предварительный просмотр:

автор: Ирина Рогалёва.                                   

                                     Хлеб всему голова

                                       Сказка для детей 

Жили-были на дальнем хуторе дед Иван и его внук Федор. Случилось так, что на всем белом свете родных у них не было, поэтому был дед Иван для мальчика и мать и отец.

Дед Иван был годами велик, но сила в его руках еще была. Мог он дом срубить, печь сложить, колодец поставить, на гончарном круге посуду изготовить, и еще много чего. Недаром люди его руки золотыми называли. Не только руки у деда Ивана были золотые, но и сердце. Всех он любил, всем помогал, никого не осуждал. «Не суди, и не судим будешь», - внуку наказывал.

Еще дед Иван сам хлеб растил. Сначала сеял с молитвой, потом с молитвой урожай собирал, потом снопы вязал, молотил, зерна в муку молол и хлеб выпекал. С большим уважением дед Иван к хлебу относился. И за все Бога благодарил.

Хозяйство на хуторе было небольшое – лошадь да коза, хрюшка с хряком, куры да гуси.

Гуси - птицы важные, гуляют, где хотят, никто им не страшен, кроме лисиц и волков. Но Федя на их важность внимания не обращал. Нравилось ему гусей дразнить. Выскочит, бывало, перед ними из высокой травы и залает по-собачьи. Птицы от страха гогочут, разбегаются, а потом яйца не несут. Дед только диву дается, что с гусями случилось? Невдомек ему, что это любимый внучок балуется.

Долго терпели птицы Федины выходки, но однажды, когда тот начал по ним камешками из рогатки стрелять, не выдержали. Шеи вытянули, крылья раскрыли, зашипели и пошли на него стеной. Мальчик сразу наутек бросился, но вожак его догнал и за ногу ущипнул. С тех пор Федор гусей не дразнил.

Когда дед с хутора отлучался, за мальчиком присматривали кошка Мурка и пес Шарик. Были они друзья – не разлей вода, ни минуты друг без друга прожить не могли. Идет Мурка на мышей охотиться, и Шарик с ней. Отправится пес в лес белок гонять, и кошка за ним. Все они понимали, все замечали, только что по-человечески не говорили.

Однажды слепил Федя из хлебного мякиша фигурки лисы и медведя.

- Ах, молодец, как у тебя хорошо получается, - обрадовался дед, увидев их, - глядишь, со временем и из глины начнешь лепить, а потом я тебя и за гончарный круг посажу, посуду делать научить.

- Не, деда, - отвечал Федя, - я твой тяжелый круг крутить не хочу, мне больше из хлеба лепить нравится.

- Ну, лепи, лепи, - согласился дед Иван, - только потом хлебушек съесть не забудь. Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

- Съем, съем, - кивал Федя головой, а сам фигурки за окошко выкидывал. Мол, птицы подберут.

Однажды попались хлебные зверята на глаза Мурке. Она сразу смекнула, что это Феденька хлебом балуется. Знала кошка, как тяжело хлеб деду достается. Побежала она к Шарику рассказать, что мальчик хлеб на землю бросает, деда обманывает.

- Избаловал Иваныч мальчика, - вздохнул пес, выслушав подругу, - родители дитя балуют, а жизнь его не жалует. Нахлебается еще наш Федюня горькой водицы.

Когда мальчик подрос, дед Иван его грамоте научил. Съездил в город, продал на базаре овощей-фруктов и на вырученные деньги азбуку купил и сказок разных.

Больше всего Федору понравилась сказка про волшебную щуку, которая могла исполнять все желания. «Вот бы мне такую рыбу поймать, - принялся он мечтать, - была бы у меня и печь, которая сама ездит, и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы». Чтобы рыбу поймать - надо рыбачить научиться. Попросил мальчик деда смастерить ему удочку по размеру и начал пропадать на речке день-деньской, но кроме карасиков и плотвы ничего ему не попадалось.

- Ну что, поймал свою волшебную щуку? – ласково смеялся дед, встречая внука с рыбалки.

- Нет, - вздыхал Федор, - не поймал.

- Ну, ничего, не переживай. Я из твоей мелочи вкуснющую уху сварю. Мы ее с хлебушком и навернем.

- А я твои пироги больше хлеба люблю есть, - отвечал Федюша.

- Ишь, пироги он любит! А знаешь, что народ-то говорит?

- Что?

- Без хлеба куска везде тоска. Хлеб всему голова. Думай - не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Вот подрастешь, буду тебя с собой на поле брать, сначала научу зерно сеять, а потом и остальную хлебную премудрость освоишь.

- Не, деда, я на поле с тобой ходить не хочу. Жарко там, и колоски колются. У меня после них все лицо чешется. Я лучше козу пасти буду. Ты мне только дудочку вырежи.

- Вырежу, вырежу - улыбался Иван Иванович, целуя внука в курносый нос. Очень он Федюшу любил и жалел – сирота все-таки.

Вскоре мальчик рыбачить перестал. Решил, что волшебная щука в другой реке плавает. Взамен рыбалки пристрастился он на дудочке играть. Целыми днями мог в нее разные песенки выдувать.

Солнце встало – солнце село, быстро время на хуторе летело. Круглый год трудился дед Иван от зари до зари. А Федор летом козу пас, зимой дома сидел, на дудочке играл, или на санках с горки катался. Как дед ни пытался внука к труду приучить, ничего у него не вышло. «Ладно, - думал дед Иван, - силушка у меня еще есть. Если Бог управит, то я еще Федю потяну, а там, глядишь, надоест парню баклуши бить, сам к работе потянется». Но не случилось ему дожить до этого. В праздничный пасхальный день остановилось любящее сердце деда Ивана. Было тогда Федору семнадцать лет.

Похоронил он деда, поплакал, повздыхал, и стал дальше жить, как привык. Чай с баранками пил, картошку ел с соленьями. Дед Иван их столько запасал, что до нового урожая хватало. Про козу и птицу Федор вспоминал, когда ему яйца были нужны и молоко. Пришлось Мурке за птицей и хрюшками ухаживать, а Шарику лошадь и козу пасти. Так до осени Федор и прожил, ни о чем не заботясь.

Но однажды сунул он руку в мешок с баранками, а там пусто. Полез в подпол за картошкой – и та закончилась. Хлебных сухарей тоже не осталось. Что делать?

Сел парень на крыльцо, пригорюнился, думает, и что я у деда не учился, пока тот жив был? Подошли к нему Шарик и Мурка, встали рядом.

- Правильно думаешь, не лениться надо было, а работе учиться, - вдруг человеческим голосом заговорил Шарик. - Счастье и труд рядом идут.

- Вот-вот, для кого труд - радость, для того жизнь – счастье, - откликнулась Мурка.

- Вы что, умеете по-людски разговаривать? – оторопел Федор. – Что же вы раньше молчали?

- А о чем говорить? Не до разговоров нам было, мы делами занимались, - отозвался Шарик. – Работали до поту и ели в охоту.

- Да, поесть бы я сейчас не отказался, - вздохнул Федор. – Только запасы дедовы закончились. Как теперь жить, ума не приложу.

- Надо было грядки копать, семена сеять, огород сажать. Слышал, как дед Иван говорил: «Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится», - сказал Шарик.

- Да слышал я все, - махнул рукой Федор, - неохота мне было с грядками возиться, еще мозоли бы лопатой натер. Я лучше в город поеду, хряка с хрюшкой продам, еды куплю.

Сказано - сделано. Продал Федор свиней, наелся в харчевне до отвала, ночь в телеге переночевал, утром по базару прошелся, всего, что глаза захотели купил и на хутор отправился. Вернулся домой довольный, на ходу пирог с капустой жует, квасом запивает.

Шарик с Муркой встретили его у крыльца, чуть не плачут.

- Что это вы такие поникшие, - спрашивает Федор, слезая с телеги, - что случилось?

- Пришли ночью лисы и всех кур и гусей утащили. Прости, хозяин, не доглядели, - сказал пес.

- Эка беда, - махнул рукой Федор, - от этих птиц были одни хлопоты. Я столько вкусной еды привез, что надолго хватит, и без яиц проживу.

Начал он дальше жить-поживать, на дудке играть, песни петь. А Шарик с Муркой за козой и лошадью смотрели.

Ел Федор так, что за ушами трещало, ни в чем себе не отказывал. Поэтому его запасы к началу весны закончилась. Как-то пошел парень на ледник, балыка и ветчины отрезать, а там лишь хвостики от них на веревочках болтаются. Бросился он к мешку с баранками, а там снова пусто. И горох, и греча, и варенье с печеньями – все закончилось. Что делать?

Сел Федор на крыльцо, голову руками обхватил. «Думай, голова», - свою голову уговаривает.

- Что, хозяин, пригорюнился? Снова есть нечего? – подошли к нему пес и кошка.

- Нечего, - вздохнул Федор.

- Так теперь самое время и картошку, и хлеб, и гречу сажать. Помнишь, как дед Иван говорил: «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – нам отец родной».

- Да помню я все, - махнул рукой Федор. – Неохота мне в поле идти, ногами грязь после дождя месить. Я лучше в город поеду, козу продам, а на вырученные деньги еды куплю.

Сказано – сделано. Продал Федор козу, купил сапоги со скрипом, кафтан нарядный, поел в трактире, вышел на улицу, а там ливень хлещет. Как быть? Тут один добрый человек его надоумил в гостиницу пойти ночевать. Мол, там и чисто, и тепло, и дождь не промочит. Федор согласился, а когда утром на улицу вышел, не нашел ни лошадь, ни телегу. «Цыган увел, - объяснил ему хозяин гостиницы, - недаром он вчера здесь вертелся». Понял Федор, какой добрый человек ему насоветовал в городе переночевать, да поздно было. Хорошо хоть оставшиеся деньги в кармане лежали.

«Хлеба побольше куплю и картошки, - решил парень, пересчитав монеты. - С хлебом я в беду не попаду, вроде, так дед Иван говорил».

Зашел Федор в пекарню, а там такой аромат от сдобы, что сил нет терпеть. Не выдержал он и на все деньги вместо хлеба булок да пирогов накупил. Закружилась его голова от сладких запахов, да не только от них, а еще и от красоты девичьей. Увидел Федор дочку пекаря, красавицу Аленушку и влюбился в нее безоглядно. Минуты ему хватило, чтобы понять, что хочет он ее в жены взять и всю жизнь с ней прожить.

Федор был парень видный. Аленушке он тоже приглянулся. Улыбнулась ему девица, кренделем свежим угостила. Федор, недолго думая, бросился к ее отцу руки дочери просить.

Выслушал пекарь Федора и говорит:

- А где же твои сваты? Порядочный жених сватов засылает, да с подарками.

- Нет у меня никого, один я на всем белом свете.

- А сам-то ты откуда, прыткий такой? – прищурился пекарь.

- С дальнего хутора.

- Так ты деда Ивана внук! – обрадовался Аленушкин отец, - Знал я его, слава о его доброте и золотых руках по всей округе шла. Ну, если ты в деда пошел, то отдам я за тебя Аленку. За мужем добрым, работящим будет она, как за каменной стеной. У тебя, небось, хозяйство большое?

- Нет у меня ничего, только кошка да собака, - опустил голову Федор.

- Как же так? – поразился пекарь. – Ведь у деда Ивана все было. Куда делось-то?

Пришлось парню рассказать, как он дедово наследство растерял. Выслушал его пекарь, и говорит:

- Знаешь что… Ты сначала работать научись, хозяйством обзаведись, а потом уже о свадьбе думай. Не отдам я свою любимую дочь за лентяя и бездельника.

Федор от огорчения чуть не заплакал. Вышел из пекарни, оглянулся, а в окошке Аленушка одной рукой слезки вытирает, другой - ему машет. Прощается навек.

Завалялись у Федора в кармане две монетки, только на маленький мешочек картофеля и хватило. Закинул он поклажу за плечо и домой отправился. Пока до дому дошел не заметил, как все булки и пироги стрескал. Только три баранки на дне мешка и остались.

А когда догрыз он последнюю баранку, то сел на крыльце, лицо в ладони уронил и заплакал:

- Как жить мне теперь? Что делать?

Подошли к нему Мурка и Шарик, сели рядом.

- Не плачь, хозяин, - говорит пес, - еще не поздно яровые посеять, огород вскопать, картошку посадить. У тебя же картошка в мешке лежит, забыл?

- Точно, забыл! – подскочил Федор.

Бросился он в сарай, куда мешочек с картошкой забросил, пересчитал картофелины, если каждую на четыре части разрезать, может, на посадку и хватит.

- А как я хлеб растить буду, если ничего не знаю и не умею, - вздохнул он.

- А мы тебе подскажем, - вскочила Мурка от радости. – Мы часто с дедом на поле ходили, все видели, все помним, и где семена для посева лежат, знаем.

- А что я есть буду, пока урожай не получу? – всхлипнул Федор. Ох, и жалел он себя, несчастного.

– Ты, когда картошку сажать будешь, землю лучше копай, комочки разбивай, может и найдешь там чего, - подсказал Шарик.

«Неужели дед Иван клад закопал?», - екнуло у парня в сердце.

В поисках дедовых сокровищ Федор так землю рыхлил, что она в пух превратилась. Но кроме кровавых мозолей ничем не разжился.

- Золото познается в огне, а человек в труде, - помнишь, дед Иван говорил, - шепнул Шарик Мурке, видя, как Федор лопатой машет. – Будет из нашего хозяина толк!

На следующий день замотал Федор мозоли чистыми тряпицами и отправился поле под рожь готовить. Шарик и Мурка с ним пошли.

- Помолиться надо перед работой, - напомнил пахарю Шарик.

- Да ладно, - махнул тот рукой, - я и без молитвы управлюсь.

- Без молитвы будет тебе поле для битвы, - вздохнула Мурка.

Походил Федор вокруг плуга, повздыхал, оглянулся на друзей. Те ему говорят: «Ты в плуг впрягайся, а мы им управлять будем». Так и сделали. К полудню пахарь от усталости шагу не мог ступить. Упал в свежую борозду, не шевелится. И вдруг услышал Федор, что земля дышит! «Не может быть!» Приник ухом к чернозему – «точно, дышит!». Стало ему понятно, почему дед Иван землю живой называл, матушкой величал.

Отдышался парень, напился воды, и снова за работу. Вернулся на хутор затемно. Так устал, что о еде и не вспомнил. Камнем на кровать упал и уснул.

Вышел на следующее утро Федор на двор, постучал руками по пустому животу, как по барабану ударил. Вдруг смотрит – во двор телега заезжает. Из нее мужичок выскочил и к Федору бросился.

- Ты Федор, деда Ивана внук? – спрашивает?

- Я, - пробасил парень. – Только умер дед Иван на прошлую Пасху.

- Царствие ему небесное, - перекрестился мужичок. Золотое у него было сердце. Он однажды меня с семьей от голодной смерти спас, теперь я приехал долг отдать. Держи-ка!

И начал мужичок с телеги припасы сгружать. А там и гречка, и пшено, и мука, и рыба соленая и еще много чего. Выгрузил все и уехал.

Вспомнил Федор деда добрым словом, и призадумался.

Всю неделю вставал он ни свет ни заря, тряпицы на руках менял и в поле шел. Вскоре ладлни у него зажили, мозоли огрубели. Но, как ни старался наш пахарь, только одну половину дедова поля осилил. Вторая так и осталась невспаханная.

Подошло время зерно сеять. «Это работа легкая. Я с ней мигом справлюсь», - подумал Федор. Принес на поле дедовы запасы ржи, раскидал зерно, только собрался домой идти, как видит – летит к полю, гомоня на все небо, черная туча воронья. «Они же все зерно склюют! Что делать?!», - схватился за голову сеятель.

- За ружьем беги, да стреляй в воздух, - подсказал ему Шарик.

Пока Федор на хутор бегал, пока ружье зарядил, пока обратно вернулся – птицы половину зерна склевали. Пальнул он пару раз в небо, прогнал ворон.

С посевом парень управился, огородом и садом занялся. Там тоже потрудиться пришлось – то посадка, то прополка, то поливка, то тля нападет, то колорадский жук налетит. В общем, забыл Федор и про дудку свою и про реку. Отдышался лишь к осени, когда первый в своей жизни хлебный каравай из печи достал. Поставил его не стол – не налюбуется. «Хоть и кривенький и подгоревший, зато мой, - радовался Федор, лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Хоть я четверть урожая собрал от того, что дед Иван имел, да она вся моя.

На следующий год он все поле осилил. Взошла рожь колосок к колоску – загляденье! «Знатный урожай соберу, - потирал руки Федор, - часть зерна продам, лошадь куплю, пару коров, бычка, а может, и на гусей с курами денег останется. Тогда и к Аленушке свататься можно». Да только не сбылись его надежды, засуха началась, какой давно не было.

- Что же делать? Сгорит ведь урожай, - чуть не плакал парень.

- А ты Илье пророку помолись, чтобы он дождь послал. Дед Иван так всегда делал, - подсказала ему Мурка.

- Да не буду я молиться! – отмахнулся Федор. – Я лучше сам буду поле поливать.

Сказано - сделано. Начал он с утра до ночи воду на поле таскать, рожь поливать. Неделю поливал, а потом и дожди начались. Видно, пожалел его Господь.

На этот раз собрал Федор половину урожая от дедова, так что смог купить козу, да пару кур с петухом. «Ничего, - думал он, - на следующий год я все осилю».

Чтобы зимними вечерами не скучать, начал Федор из глины фигурки лепить, а потом и за гончарный круг сел. Мурка с Шариком, глядя на хозяина, не нарадуются. Горшки да кувшины у него, не хуже, чем у деда выходят, а то и лучше.

Весной продал Федор на базаре целый воз посуды и лошадь купил. Да не просто лошадь, а вороного коня в белых яблоках. Оседлал его и к дому пекаря поскакал. Хотел на Аленушку посмотреть, себя показать. Увидела его девица, выбежала на крыльцо и говорит:

- Если ты через год хозяйство не поднимешь, отец меня замуж за купеческого сына отдаст. Он в этом году хотел, да я уговорила еще подождать!

Приехал Федор на хутор. Сел на крыльцо, задумался. Подошли к нему Шарик с Муркой. Сели рядышком. Спрашивают:

- О чем хозяин грустишь?

- Думаю, что как я не стараюсь на ноги встать, почему-то у меня не получается. То птицы налетят, то засуха, то жуки на огород нападут, то тля на деревья. Почему дед Иван полные закрома собирал, а я и половину с трудом заполняю?

Переглянулись друзья, мол, говорить или нет? Все-таки решились.

- Потому что дед твой все дела с молитвы начинал. А когда заканчивал их, то всегда Бога благодарил. Поэтому его поле и птицы облетали, и мыши кругом обходили.

- А еще он всегда бедным помогал, в первую очередь о других думал, в последнюю о себе.

- Это я знаю, - вздохнул Федор, - золотое у него сердце было. За всех дед переживал, а особенно за меня, за сироту. А я ведь совсем ему не помогал, только об удовольствиях и думал. Ни спасибо, ни пожалуйста ему не говорил, - горько вздохнул Федор. – Эх, теперь бы я все по-другому делал, да поздно слезы лить. И с чего я решил, что умнее деда? Буду жить, как дед Иван жил!

На этот раз начал Федор посевную с молитвы, молитвой и закончил. Слава Богу, собрал он урожай небывалый – зерна столько, что в закрома не вместить, а овощей - в подпол. Продал он излишки и восстановил прежнее хозяйство, дом подновил, приоделся и сватов с дарами к Аленушке заслал.

На этот раз пекарь ему не отказал, но сначала на хутор к жениху съездил, убедился, что дочь в трудовые руки отдает. А на Покров молодые свадьбу сыграли. Для Шарика и Мурки напекла Аленушка их любимых пирогов с рыбой. А Федор для гостей хлебный каравай испек - ровный, румяный, с хрустящей корочкой. Поставил его посреди стола и сказал:

- Хлеб всему голова!

И все с ним согласились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - развлекательное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Мероприятие, направленное на формировние осознания необходимости бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают, формирование чувства радости от совместной деятельности....

Познавательно-речевое занятие "Хлеб всему голова"

Сценарий к празднику, посвящённому хлебу...

Проект с детьми старшего возраста "Хлеб всему- голова" краткосрочный,экологический,нравственно-патриотический

хлеб это символ благополучия. многие дети не знают о труде людей выращивающих хлеб, и относятся к нему неуважительно играют, бросают,крошат....

конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Хлеб - всему голова" для детей 6-7 лет.

Занятие проводится с использованием ИКТ. Вэтом конспекте дается детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Закрепляется знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Дети знакомятся...

Познавательно – исследовательский проект во второй младшей группе: «Хлеб - всему голова»

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Без него не обходится ни один п...

Мини - музей группы "Непоседы". Познавательно - игровая экспозиция "Хлеб всему голова!"

Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения является формирование познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики. Для реализации этой задачи в нашей группе был создан м...

Проект по познавательному и нравственному воспитанию "Хлеб-всему голова"

Проект по познавательному и нравственному воспитанию Хлеб-всему голова...