проект о насекомых "Наши незаметные соседи"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ухова Ольга Анатольевна

краткосрочный групповой познавательно - исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtor.docx717.58 КБ

Предварительный просмотр:

автор:Ухова Ольга Анатольевна

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Северного района

 детский сад "Солнышко"с. Северное

 воспитатель (1-ая квалификационная категория)

2013г.

Вид проекта

краткосрочный групповой познавательно - исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.

Продолжительность

6 недель.

Участники проекта

дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная

Область

Познание (экологическое воспитание)

Интеграция

о/о Коммуникация

о/о Художественное творчество

Тема

Наши незаметные соседи

Актуальность темы

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.

Задачи проекта

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и т.д.), их строении, способах передвижения;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • активизировать словарь по данной теме.

Гипотеза

Участие детей в проекте поможет формированию экологической грамотности.

Предполагаемый результат

За период прохождения проекта у детей будет сформировано достаточно полное представление о мире насекомых, о их значении в природе.

Дети овладеют умением наблюдать, приёмами творческой самореализации, активизируют словарь в данной области. Приобретут устойчивую потребность в общении и взаимодействии с природным окружением.

 Методическая копилка группы пополнится материалом по экологическому воспитанию.

Роль родителей в реализации проекта

  • Участие в создании материальной базы для реализации проекта.
  • Знакомство с предложенным материалом.

Участие специалистов ДОУ в реализации проекта

Григорьева С.З. - предоставление материала для наблюдения и исследования.

Головачёва Н.А. - прослушивание музыкальных произведений, соответствующих данной теме, на подготовительном этапе.

Продукт проектной деятельности

  • Консультация для родителей "10 способов привить ребёнку любовь к природе";
  • модель "Полянка с насекомыми";
  • "Энциклопедия о насекомых";
  • Картотека стихов;
  • Картотека игр;
  • "Весёлая математика" - папка для индивидуальных занятий;
  • Коллекция насекомых;
  • Выставки:

Враги насекомых

Многообразие насекомых

Бабочки (чешуекрылые)

Развитие насекомых

  • продуктивная деятельность:

Стрекоза (конструирование из бросового материала)

Стрекоза (конструирование из природного материала)

Бабочка (мозаика из пластилина)

Развитие насекомого (лепка, конструирование, рисование - монотипия)

Муравей и муравейник (рисование фломастерами)

  • Дидактический материал:

Дид. игра "Четвёртый лишний"

Разрезная мозаика

План- схема составления рассказа о насекомом

Схема экологической тропы "Насекомые живущие рядом"

Комиксы

При реализации проекта был использован электронный материал с интернет-сайта:

Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru

Этап

Вид деятельности

Сроки

Подготовительный

 этап

  • Подбор художественной и методической литературы.
  • Подбор материала для выставок:                 Бабочки

Многообразие насекомых

Развитие насекомых

Враги насекомых

  • Составление плана мероприятий
  • Подготовка  дидактического материала
  • Первоначальная диагностика

Основной

этап

  1. Вводная беседа. Знакомство с Божьей коровкой Пятнышко.
  2. Чтение стихов из картотеки
  3. Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 1-5 серии
  4. Игры с Пятнышко:
  • Дид. игра "Четвёртый лишний"
  • Упражнение "Бабочка"

понедельник

  1. Игры с Пятнышко:
  • Дидакт. игра: "Где Божья коровка?"
  • Упражнение "Зелёный жук"
  1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • "Наши незаметные соседи"
  1. Чтение худ. лит-ры:
  • И. Соколов- Микитов "От весны до весны" (отрывки)

4. Индивид. работа "Весёлая математика"

вторник

1. Работа с выставкой "Бабочки (чешуекрылые)

2. Чтение худ. лит-ры: Ю. Дмитриев "О природе для больших и маленьких":

  • С чего всё начиналось?
  • Кто такие чешуекрылые?

3. Продуктивная деятельность : "Бабочки" (пластилиновая мозаика)

4. Составление рассказа о насекомом по схеме.

5. Развитие мелкой моторики: "Раскрась жука"

среда

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Многообразие насекомых

2.Игры с Пятнышко:

  • Подвижная игра "Жаба, цапля, бабочка"
  • Физ. минутка "Лето"

3. Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 6-10 серии

4. Рассматривание каталога "100 насекомых"

четверг

1. Чтение худ. лит-ры: Ю. Дмитриев "О природе для больших и маленьких":

  • Правила наблюдения.
  • Жуки

2. Работа с коллекцией насекомых.

(Рассматривание жуков и бабочек )

3. Наблюдение в природе. Насекомые в цветнике.

4. Просмотр презентаций про насекомых: Жуки и бабочки" http://nsportal.ru/

5. Чтение "Комиксы о насекомых"

пятница

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Какие удивительные ноги

2. Игры с Пятнышко:

  • Подвижная игра "Найди свой цветок" - цветовой спектр
  • Фонопедическое упражнение "Муха"

3. Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 11-15 серии

4. Индивид. работа "Весёлая математика"

понедельник

1. Работа с выставкой:" Бабочки" - дид. задание Пятнышко потеряла "Адмирала"

2. Чтение худ. лит-ры:

  • М.Пришвин " Жулька и бабочка"
  • В. Данько "Мотылёк"

3. Продуктивная деят-ть:

  • Полянка с насекомыми: Муравейник для муравья (скатывание тонких колбасок, деление на 2-3части)

 4. Разрезная мозаика "Насекомые"

             

вторник

1. . Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Чем едят насекомые

2. Игры с Пятнышко: 

  • Подвижная игра с дыхательными упражнениями "Жуки"
  •  Упражнение "Зелёный жук"

3.Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 16-20 серии

4. Продуктивная деят-ть:

  • Полянка с насекомыми: Листья для ветки (вырезывание по линии)

среда

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Как летают насекомые?

2. Наблюдение в природе. Когда муравьи летают?

3. Чтение "Комиксы о насекомых"

4. Индивид. работа "Весёлая математика"

четверг

1. . Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Глаза и усы

2. Игры с Пятнышко:

  • Подвижная игра "Найди свой цветок" - геометрические фигуры
  •  Подвижная игра "Поймай пчелу"

3.Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 20-25 серии

4. Составление рассказа о насекомом по схеме.

пятница

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Как растут насекомые?

2. Работа с моделью "Развитие бабочки" (Расскажи Пятнышко что сначала, что потом?)

3.Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 26-30 серии

4. Чтение худ. лит-ры:

  • К. И. Чуковский "Тараканище"

понедельник

1. Продуктивная деятельность:

  • Развитие насекомых (первый этап). Яйца на листке.

2. Игры с Пятнышко

  • Фонопедическое упражнение "Муха"
  • Физ. минутка "Голубой аэропланчик"

3.Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 31-35 серии

4. Индивид. работа "Весёлая математика"

вторник

1. Продуктивная деятельность:

  • Развитие насекомых (второй этап). Гусеница (лепка из пластилина).

2. Игры с Пятнышко:

  • Подвижная игра "Поймай пчелу"
  • Упражнение "Кузнечики"

3. Наблюдение в природе. Как прыгают кузнечики.

4. Чтение худ. лит-ры:

  • Д. Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост".

среда

1. Продуктивная деятельность:

  • Развитие насекомых (третий этап). Куколка(наматывание нити на основу).

2. Чтение худ. лит-ры:

  • Русская сказка "Мизгирь"
  • В.Бианки "Первая охота"

3. Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 35-40 серии

4. Составление рассказа о насекомом по схеме.

четверг

1. Продуктивная деятельность:

  • Развитие насекомых (четвёртый этап). Бабочка.(монотипия)

2. Фильм -презентация: "О многих шестиногих" Юрий Энтин (стихи)

3. Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 41-45 серии

4. Работа с "Энциклопедией о насекомых"

пятница

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Что едят насекомые?

2. Чтение худ. лит-ры:

  • К. Чуковский: "Муха-цокотуха"
  • Картотека стихов

3. Разрезная мозаика "Насекомые"

4.Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США)  45-50серии

5. Развитие мелкой моторики: "Раскрась насекомое"

понедельник

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Насекомые - хищники
  • Как насекомые защищаются?

2. Чтение худ. лит-ры:

  Ю. Дмитриев "О природе для больших и маленьких":

  • Самый прожорливый хищник.

3. Продуктивная деятельность:

  • Стрекоза (конструирование из бросового материала)

4. Работа с "Энциклопедией о насекомых"

вторник

1 . Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Как живут насекомые.

2 Наблюдение в природе.

  • Муравейник.

3.Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 51-60 серии

4. Продуктивная деятельность:

  • Муравей в муравейнике (рисование восковыми мелками)

5. Чтение "Комиксы о насекомых" (муравьи)

среда

1. Наблюдение в природе.

  • Прогулка по экологической тропе
  • Составление карты  "Наши незаметные соседи."

2.Игры с Пятнышко:

  • Подвижная игра с дыхательными упражнениями "Жуки"
  • Подвижная игра "Найди свой цветок" - цифры и числа.

3. Чтение худ. лит-ры:

  • В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"

4. Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США) 60- 70 серии

четверг

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Насекомые вредные для человека.

2. Рассказ воспитателя о осах.

3. Наблюдение в природе.

  • Рассматривание осиного гнезда.

4.  Просмотр анимационного фильма "Букашки: невероятные приключения в микро мире"(пр-во США)  70- 78 серии

пятница

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Насекомые полезные для человека.

2.  Рассказ воспитателя о пчелах, шмелях.

3. Просмотр анимационного фильма "Би-муви"(пр-во Дрим Воркс  США)  Часть1

4. Индивид. работа "Весёлая математика"

5. Развитие мелкой моторики: "Раскрась бабочку"

понедельник

1. Электронная книга: "Диалоги о насекомых"

Автор текста: Виталий Танасийчук

Художник: Геннадий Целищев

  • Насекомые -помощники.

2.  Продуктивная деятельность:

  • Стрекоза (конструирование из пластилина и природного материала)

3.  Просмотр анимационного фильма "Би-муви"(пр-во Дрим Воркс  США)  Часть 2

4.  Чтение худ. лит-ры:

  • Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про козявочку"

вторник

1. Работа с выставкой "Враги насекомых"

2. Чтение худ. лит-ры:

  • В. Бианки "Росянка - комариная смерть"

3. Просмотр анимационного фильма "Би-муви"(пр-во Дрим Воркс  США)  Часть 3

4. Разрезная мозаика "Насекомые"

5. Просмотр презентаций про насекомых: Расскажи Пятнышко о насекомом. http://nsportal.ru/

среда

1. Викторина "Наши незаметные соседи"

2.  Чтение худ. лит-ры:

  • Морис Карел "На травке"
  • И. Герциков "Щенок и мёд"

3. Работа с "Энциклопедией о насекомых"

4. Индивид. работа "Весёлая математика"

четверг

1. Игра - презентация  "Насекомые": http://nsportal.ru/

2. Работа с коллекцией насекомых.

  • дид. игра "Назови кого узнал"
  • Составление рассказа о насекомом

3.Игры с Пятнышко

  • дид. игра "Четвёртый лишний"

4. Работа с "Энциклопедией о насекомых"

пятница

Заключительный этап

1. Итоговая диагностика

2. Развлечение "Дорога домой"

Сотрудничество с семьёй

  1.  Совместная работа родителя и ребёнка.  Страница для "Энциклопедии о насекомых"

Формат А4(альбомный лист)

Лист №1 - изображение (фото, рисунок, аппликация, коллаж и т.д.)

Лист №2 - Рассказ из нескольких предложений, который ребёнок должен знать наизусть.

Схема рассказа:

  • кто это? (название насекомого)
  • какого цвета?  (особенности окраски)
  • строение тела (сколько лапок,  крыльев, где глаза, уши и т.д.)
  • чем питается?
  • как передвигается?
  • размеры (крупное, среднее, мелкое)
  • чем полезно (вредно)?

  1. Консультации:
  • "Десять способов привить ребёнку любовь к природе"
  • "Прогулки с малышом"(повторная)

  1. Индивидуальные беседы на тему "О личных трудностях в усвоении материала"

  1. Знакомство с рубрикой родительского уголка "Смешарики"

  1. Наблюдение за насекомыми в домашних условиях.

  1. Памятка: "Если я дома" (Правила наблюдения за насекомыми): 

Список используемой литературы

  1. К.И. Чуковский:  "Тараканище",

                              "Муха - Цокотуха"

  1. Марта Беровска:  "Наряд Каролины"
  2. Морис Карем:  "На травке"
  3. Джон Чиарди:  "Мистер жук"
  4. В. Данько: "Мотылёк", "Жук"
  5. Ингер Хагеруп: "Майский жук"
  6. В. Бианки: "Росянка - комариная смерть",

                   "Как муравьишка домой спешил",

                   "Первая охота",

                   "Кто чем поёт?",

                   "Чей нос лучше?"

  1. Ю. Дмитриев: "О природе для больших и маленьких" (отрывки)
  2. Русская сказка: "Мизгирь"
  3.  М. Пришвин: "Жулька и бабочка",

                         "Майские жуки",

                         "У старого пня",

                         "Верхоплавки",

                         "Муравьи"

  1.  И. Соколов-Микитов: "От весны до весны" (отрывки)

                                                 "Светляки", "Рой", "Кузнечик"

  1.  Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Сказочка про козявочку",

                                                   "Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и

                                                     про  мохнатого Мишу - короткий хвост"

  1.  И. Герциков (перевод со словацкого): "Щенок и мёд"
  2.  С. Михалков: (басня) "Лев и муха"

Первоначальная диагностика

Вопросы:

  1. Кто такие насекомые?                                                       5б. - высокий
  2. Каких насекомых ты знаешь?                                          4б.-3б. - средний
  3. Из каких частей состоит насекомое?                               2б. - низкий
  4. Насекомые полезные или вредные?
  5. Как рождается (появляется) насекомое?

Ф.И.

№1

№2

№3

№4

№5

Результат

1. Еремеева Диана

-

+

*

-

*

2

н

2. Балашов Иван

*

+

*

-

-

2

н

3. Отликов     Максим

-

+

-

-

-

1

н

4. Савченко Анна

-

*

*

-

-

1

н

5. Кувакин  Денис

-

-

-

-

-

0

н

6. Поветкин Андрей

-

+

-

-

+

2

н

7. Ковган Карина

-

*

-

-

-

0,5

н

8.Тихонов Вадим

-

+

*

+

+

3,5

с

9.Мамаков Матвей

-

+

*

-

*

2

н

10.Шаталова Виктория

-

+

*

+

-

2,5

с

11.Блохин Роман

-

+

*

-

-

1,5

н

12.Писарева Мария

-

+

*

+

-

2,5

с

13.Воронина Виктория

-

-

-

-

-

0

н

14.Бакша Андрей

-

*

*

-

-

1

н

15.Сидорова Яна

-

+

-

-

*

1,5

н

16.Андреева Карина

-

+

-

-

-

1

н

17.Тимкина Евгения

-

+

-

-

*

1,5

н

Итоговая диагностика

Вопросы:

  1. Кто такие насекомые?                                                       5б. - высокий
  2. Каких насекомых ты знаешь?                                          4б.-3б. - средний
  3. Из каких частей состоит насекомое?                               2б. - низкий
  4. Насекомые полезные или вредные?
  5. Как рождается (появляется) насекомое?

Ф.И.

№1

№2

№3

№4

№5

Результат

1. Еремеева Диана

*

+

+

+

*

3

с

2. Балашов Иван

*

+

*

*

-

2,5

с

3. Отликов     Максим

*

+

+

*

*

3,5

с

4. Савченко Анна

-

+

*

+

*

3

с

5. Кувакин  Денис

*

+

+

+

*

4

с

6. Поветкин Андрей

+

+

+

+

+

5

в

7. Ковган Карина

+

+

+

+

+

5

в

8.Тихонов Вадим

+

+

+

+

+

5

в

9.Мамаков Матвей

+

+

+

+

+

5

в

10.Шаталова Виктория

+

+

+

+

+

5

в

11.Блохин Роман

+

+

+

+

+

5

в

12.Писарева Мария

+

+

+

+

+

5

в

13.Григорьев Денис

+

+

+

+

+

5

в

14.Бакша Андрей

*

+

*

*

*

3

с

15.Сидорова Яна

*

+

+

+

*

4

с

16.Андреева Карина

*

+

+

*

*

3,5

с

17.Тимкина Евгения

+

+

+

+

+

5

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Птицы, насекомые - наши добрые знакомые"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых и птиц, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. ...

Летний проект группы «Лучики» «Наши соседи – насекомые»

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (ба­бочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передви­жения....

Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые"

Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые" - старшая группа. Цель: расширение знаний детей об особенностях внешнего вида насекомых...

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста

     Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир.       А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний нахо...

Проект " Насекомые - наши соседи?"

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, к...

Проект" Почему насекомые наши друзья?"

Цель: формирование представления о насекомых, их пользе или вреде....