Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые" - старшая группа. Цель: расширение знаний детей об особенностях внешнего вида насекомых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
- Информационная карта проекта.
Название проекта: «Наши удивительные соседи- насекомые»
Авторы проекта: воспитатели Танюкова Г.П., Анисимова Т.С.
Продолжительность проекта: месяц (август 2018)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема, на решение которой направлен проект: Любовь к природе- великое чувство! Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает и понимает. Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети обратили внимание на насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что недостаточные знания дошкольников о насекомых порождают различные споры. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »
Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.
Задачи проекта:
Для детей:
Общеобразовательные:
- Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
Для педагогов:
1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.
2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).
3. Освоение дополнительной литературы.
Для родителей:
Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Выставка накопленного материала, детских поделок и рисунков. Художественно-эстетическое развлечение «Мир насекомых»
Название итогового мероприятия проекта: «Мир насекомых»
Продукты проекта:
Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Шестиногие малышки», «Природа летом».
Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.
Для родителей: помощь в изготовлении масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые». Будут стремится к правильному поведению по отношению к насекомым.
Для педагогов:
Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Для родителей:
Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром. Экологическое просвещение родителей станет большим плюсом в экологическом воспитании детей.
II. Краткое содержание проекта «Наши удивительные соседи-насекомые»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать. | Исследовательская деятельность детей. Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?» Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?» | Поставить цель, исходя из интересов и потребностей. Вовлечь дошкольников в решении проблемы. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада. Собрать материал, информацию. Дать домашние задания родителям и детям. | Содействовать детям в сборе информации о насекомых. |
Деятельностный Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано. | Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха» Подвижные игры Ручной труд из бросового материала (капсулы киндер-сюрпризов) «Полянка насекомых» «На лугу» - коллективная аппликация Изобразительная деятельность «Бабочка»; «Шестиногие малышки» | Проведение дидактических и подвижных игр. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые». Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме. Проведение намеченных мероприятий. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта. Презентация «Эти милые букашки» Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые» Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек. | Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы. |
Завершающий Презентация продуктов проекта | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют накопленный материал. | Оформление выставки детских поделок «Удивительные соседи -насекомые» Художественно-эстетическое развлечение «Мир насекомых» Презентация проекта. | Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых. |
Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие. |
III. Планирование (системная паутинка) по проекту
Удивительный мир насекомых
Познавательно-исследовательская деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?
Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки
Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова
Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»
Просмотр презентации «Жизнь насекомых»
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»
Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.
Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?
Наблюдение за насекомыми (муравей).
Наблюдение за жуками
Наблюдение за бабочкой, кузнечиком.
Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.
Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)
«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого
«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова
Чтение стихов о насекомых.
"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский
В. Татарников «Зажжужала тут оса».
П. Синявский «Штрашная иштория».
Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
В. Митько «Я кузнечика ловил».
Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
В. Бианки «Приключения муравьишки».
К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
В. Песков «Лечебница под сосной».
Чтение рассказа «Как появляется бабочка» Коммуникативная деятельность
(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0
Беседы:
«Что мы знаем о насекомых?»
«Шестиногие малыши»
«Где зимуют насекомые?»
«Безопасность в природе»
Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;
«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок
Составление описательного рассказа о насекомых;
Игровая деятельность
(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)
Дидактические игры:
«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Найди 4 лишний», «Собери насекомое»
Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)
«Узнай насекомое по описанию», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».
Творческие игры с игрушками насекомыми Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
«На лугу» - коллективная аппликация
Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;
Раскраски по теме «Насекомые»
«Улитки и гусеницы» - лепка
Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».
Объёмная аппликация «Бабочка»
Двигательная деятельность
(овладение основными движениями0
Подвижные игры:
«Медведь и пчёлы»
«Бабочки и кузнечики»
«Жуки»
«Ласточки и мошки»
Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Добрый жук»
Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».
Художественно-эстетическое развлечение «Мир насекомых» (слушание музыкальных произведений, игры и рисование)
Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
«Полянка насекомых» из бросового материала.
Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»
Оригами «Бабочка»
Трудовая деятельность
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
Подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей.
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
Помощь взрослым в изготовлении декораций к развлечению, украшение группы.
Музыкальная деятельность
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова
Передача образов насекомых в движениях под музыку.
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».
Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»
Артикуляционная гимнастика «Оса».
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.
Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.
«Первая помощь при укусах насекомых» - информационный стенд.
Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…
Помощь в подготовке оркестра детских музыкальных инструментов «В траве сидел кузнечик», слушание музыки, музыкально-дидактические игры.
Познавательно-исследовательский проект
«Наши удивительные соседи - насекомые»
В старшей группе «В»
Воспитатели:
Анисимова Т.С.
Танюкова Г. П.
2018 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Наши маленькие друзья насекомые".
Проект по окружающему миру, проведенный совместно с детьми группы раннего возраста № 2....
Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»
экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...
Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»
При ознакомлении детей с природой открываются вощможности для эстетического. патриотического, нравственного развития...
Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"
Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...
Познавательно-исследовательский творческий проект "Удивительный мир насекомых"
Цель проекта.Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых», формировать элементарн...