Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида  № 22 «Почемучка» г. Воркуты.

КОНСПЕКТ НОД

 с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Зима белоснежная».

Направление: «Познавательно-речевое направление».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

                 Добролюбова

                 Вера Владимировна

г. Воркута.

ТЕМА:   «ЗИМА  БЕЛОСНЕЖНАЯ».

 ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

1. Наблюдения на прогулке.

2.Чтение и заучивание стихов о зиме, весне , осени, лете.

3. Рассматривание иллюстраций о временах года.

4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»

5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов Левитана, Остроухова, Куинджи, Грабаря и др.

6. Рисование деревьев и кустарников, зимних пейзажей.

7. Отгадывание загадок о временах года.

МАТЕРИАЛ:  пакет, репродукция с картины И. Грабаря «Февральская лазурь»,   репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев,  ёлочек, белая гуашь,  кисточки,  салфетки.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

I. Воспитатель: Ребята, друзья – школьники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?

Ответы детей (дети стоят около воспитателя).

Воспитатель: (открывает пакет, вынимает карточки с загадками и читает записку) «Дорогие «почемучки», посылаем вам загадки про наше любимое время года. Попробуйте их отгадать. Ваши друзья». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?

Ответы детей:

Воспитатель: (загадывает загадки)

1. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

2. Белое покрывало на землю упало (снег)

3. На дворе горой, а в избе водой (снег)

4.Зимой на земле лежал, а весной в реку убежал (снег)

5. Летало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло утекло (снег)

6. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

    Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

7. С неба звезды падают, лягут на поля,

    Пусть под ними скроется черная земля,

    Много, много звездочек тонких, как стекло,

    Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)

8. Кто мостик на земле мостит, без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

9. Без досок, без топоров через речку мост готов,

    Мост, как синее стекло – скользко, весело, светло (лед)

10.В воде не тонет, в огне не горит, сама вода на воде и по воде плавает (лед)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей:

Воспитатель: А какие ещё признаки зимы вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: (обобщает высказывания детей) Зимой холодно, мороз, бывают метели, вьюги. Падает снег. Снег падает снежинками, хлопьями, крупой. Водоемы (реки, озера) покрываются льдом. Земля – снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия (нет тепла, воды, мало света). Птиц мало. Многие улетели на юг, в теплые края. Остались только зимующие (вороны, сороки, куропатки, голуби, воробьи). Зимой самые короткие дни, длинные ночи. А у нас, на Севере, наступает полярная ночь.

II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо. Итак: Зимой  хорошо – почему?

Ответы детей: (Можно покататься на лыжах, коньках, с горки на санках, поиграть в снежки, походить по снегу. Можно слепить снеговика. Зимой бывает Новый год. Дед Мороз приносит подарки, елки наряжают. Зимой красивые деревья, инеем покрыты, снежинки красивые).

Воспитатель: Зимой плохо, потому что…

Ответы детей: (много одежды надо одевать, нельзя купаться, загорать, холодно, мерзнут руки, лицо, нос и т.д.).

Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?

Ребята! Многие художники очень любили зиму и изображали ее на своих полотнах.

III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»). Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. Она называется «Февральская лазурь» (лазурь – это синева, светло-синий цвет). Видите, как много светло-синего цвета на картине? Написал эту картину И.Грабарь. Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое. (Дети стоя рассматривают картину. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года»).

Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого леса, он был поражен их красотой. О своих впечатлениях он написал так: «Вся природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». И художник сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. 130 лет назад написал Грабарь эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа.

(Музыка смолкает).

IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?

Ответы детей: (трещат ветки, звенят на морозе, скрипит снег, сорока где-то стрекочет и т.д.).

Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей: (покататься на лыжах, потрогать эти березки, походить по глубокому снегу).

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?

Ответы детей: (холодно, какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!).

Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года зима! Как красиво зимой!

V. Воспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)

«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите зиму и много знаете о ней. А не забыли ли вы  другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!

Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только зиму, но и другие времена года!

(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)

Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и лето, и осень, и весну.

VI. Воспитатель: А еще прислали вам ребята свои рисунки и просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?

Ответы детей: (Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.)

Воспитатель: (Елочка зеленая круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? – ручейков нет и т.д.)

Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее зимней! Что для этого нужно? Чего не хватает?

Ответы детей: (Снега)

Воспитатель: Давайте нарисуем снег.

(Дети сидят за столами и рисуют белой гуашью снег. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».)

VII.Воспитатель: Вот теперь у нас получилась зимняя картина. Вон сколько снега! Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем эти картины.

      (Дети дают названия картинам: «Зима белоснежная», «Зима наступила», «Первый снег», «Снегопад» и т.д.)

Воспитатель: (вывешивает рисунки на стенде, дети рассматривают их, обмениваются впечатлениями) Дети, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей:

Воспитатель: А мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветное лето». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Разви...

Конспект занятия по познанию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Задачи:Образовательная : систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные присп...

Конспект НОД по реализации Области Познание с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Занимательный КВН».

КВН - это форма интеллектуального командного соревнования дошкольников. Участие в игре предоставляет возможность дошкольникам развивать у детей интерес к математике - царице наук, поддерживать интерес...

Образовательная область «Познание». Конспект ННОД для старшего дошкольного возраста тема «Здравствуй, Зимушка-Зима».

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; обобщить и расширить знания детей о живой и неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюда...

Конспект комбинированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие», «Физическое развитие» с элементами развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.Тема «Проделки Метелицы»

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов (форма, цвет, размер, части и целое, пространство).- проявление интереса к  движениям  на фитболах и степ-платформах, совершенств...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...