Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). В разработке отражен национально-региональный компонент, компонент МБДОУ (коррекция отклонений в развитии). Раскрыты сопутствующие формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_po_formirovaniyu_tselostnoy_kartiny_mira_vo_2_mladshey_gruppe.docx | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.
Планирование
работы по формированию целостной картины мира,
расширению кругозора детей 2 младшей группы.
Направление: «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область: «Познание».
Воспитатель:
Добролюбова
Вера Владимировна
г. Воркута.
Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы
(по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Безопасность», «Труд».
Наименование | Кол-во занятий | Программное | содержание | Сопутствующие | Месяцы Месяц | |
темы | основное (по программе М.А.Васильевой) | национально- региональный компонент | компонент МБДОУ (коррекция отклонений в развитии) | формы обучения | ||
Тема 1. «Детский сад» 2 блок. | 1 | Знакомство с группой, с сотрудниками группы, с профессией воспитателя. Воспитание бережного отношения к игрушкам, книгам, личным вещам и желания участвовать в поддержании порядка. | Формирование коммуникативных функций, умения ориентироваться в групповых помещениях. | Экскурсия по группе. Беседы. Чтение художественной .литературы. | Сент. | |
Тема 2. «Осень». | 1 | Обучение умения наблюдать явления природы. Ознакомление с характерными признаками осени (идут дожди, опадают листья). Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. | Формирование представлений об особенностях осени на Севере: наступает рано. | Формирование интереса к явлениям природы. Активизация и обогащение словаря. | Наблюдения на прогулке, рассматри-вание иллюстраций. Дидактические игры «Какое это время года?». | Сент. |
Тема 3. «Овощи» | 1 | Развитие у детей умения узнавать в натуральном виде, на картинках и правильно называть некоторые виды овощей Формирование способности к обобщению. | формирование знаний о том, что на Севере овощи не растут. | Расширение знаний об окружающем мире. Обогащение и активизация словаря. | Дидактические игры: «Что где растет?», Рисование, лепка овощей. Чтение художественных про-изведений. | Сент. |
Тема 4. «Домаш- ние животные» | 1 | Расширение представлений о домашних животных и их детенышах (особенности передвижения, поведения, что едят, где живут). Воспитание бережного и заботливого отношения к животным. | Развитие познавательного интереса, умения образовывать мн. число существительных, обозначающих детенышей животных. | Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Чей малыш?».Рассматривание иллюстраций. | Сент. | |
Тема 5. «Осень» | 1 | Развитие умения определять состояние погоды. Расширение представлений детей о характерных признаках осени. Воспитание желания любоваться природой и беречь её. | Развитие пред-ставлений об особен-ностях осени на Севере: рано выпадает снег. | Формирование эстети-ческого восприятия природных явлений. Обучение умению выражать словами отличительные приз-наки сезона. | Экскурсия в парк Дидактическая игра «Времена года». Рассматрива-ние иллюстраций.. | Окт. |
Тема 6 «Фрукты ». | 1 | Обучение умению различать и называть некоторые виды фруктов. | Формирование знаний о том, что на севере холодно и фрукты не растут. | Развитие мышления, активизация словаря. | Лепка, рисование овощей, фруктов. Рассматривание иллюстраций. | Окт. |
Тем а 7. «Детский сад». | 1 | Знакомство детей с детским садом и его сотрудника- ми. Воспитание чувства уважения к сотрудникам детского сада. | Развитие коммуникати-вных функций, умения ориентироваться в помещениях детского сада. | Экскурсия по детскому саду. Дид. игра «Кто в домике живет? | Окт. | |
Тема 8. «Деревья» | 1 | Ознакомление с названиями некоторых .наиболее распространенных деревьев. Научить детей находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Развитие представле-ний детей об особенно-стях растительного мира северных тер-риторий. | Расширение представ-лений о растительном мире. Обогащение и активизация словаря. | Наблюдение на прогулке. Рисование деревьев, рассмат-ривание иллюстра-ций, репродукций с картин художников. Дидактическая игра «От какой ветки детки?» | Окт. |
Тема 9. «Зима»» | 1 | Ознакомление детей с первыми признаками зимы. Воспитание желания любоваться красотой зимнего пейзажа. | Формирование пред-ставлений об особен-ностях зимы в нашей местности (наступает рано) | Активизация эмоционального реагирования на красоту зимнего пей-зажа. Развитие эле-ментов связной речи. | Наблюдения на прогулках. Дидактические игры «Какое время года?», «Зима-Осень». Рассматривание иллюстраций. Рисование. | Нояб. |
Тема 10. «Одежда» | 1 | Расширение представлений детей об одежде. Ознакомление со свойствами ткани и меха. Воспитание желания содержать свою одежду в чистоте. | Ознакомление детей с одеждой коренных жителей Коми. | Расширение пред-ставлений об окружающих пред-метах. Активизация в речи названий и назначения предметов одежды. | Рассматривание иллюстраций. Игры с куклами. Дид. игры: «Назови предмет», «Чего не стало?». | Нояб. |
Тема 11 «Наш город». | 1 | Уточнение названия улицы, на которой, расположен детский сад. Воспитание любви к родному городу. | Формирование пространственной ориентировки. Активизация словаря. | Целевая прогулка по улице Московская. Рассматривание фотографий о Воркуте. | Нояб. | |
Тема 12 «Птицы» | 1 | Уточнение и расширение представлений о птицах. Обучение умению находить и назы-вать характерные отличительные особенности птиц. Воспитание бережного отношения к птицам, желания подкармливать их зимой на участке. | Ознакомление с некоторыми видами птиц, обитающих на Севере: синица, сорока, воробей, полярная сова. | Развитие интереса к окружающему миру природы. Обогащение, активизация словаря. | Наблюдения на прогулке. Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Птички и птенчики». Рассматривание иллюстраций. | Нояб. |
Тема 13 «Зима». | 1 | Расширение знаний детей о характерных признаках зимы: холодно, морозы, снего-пады,, деревья голые, только ель зеленая. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. | Расширение пред-ставлений об особеннос тях зимы на Севере (частые метели дни становятся короче, наступает полярная ночь). | Развитие эстетического восприятия природных явлений. Обучение умению поддерживать беседу. | Наблюдения на прогулке, чтение художественных произведений. Дидактическая игра «Какое время года?», «Что лишнее?» «Когда это бывает?». Рисование. | Дек. |
Тема 14. «Обувь» | 1 | Уточнение и расширение представлений детей об обуви. Уточнить название и назначение предметов обуви. Обучение умению сравнивать и группировать предметы по назначению. Воспитание бережного отношения к личным вещам. | Развитие познавательного интереса. Обучение умению правильно отвечать на вопросы. | Рассматривание иллюстраций Наблюдения. Чтение худ. произведений. Дид. игры: «Чего не стало?», «Помоги». | Дек. | |
Тема 15. «Рыбы». | 1 | Расширение представлений о рыбах, живущих в аквариуме. Воспитание бережного отношения к обитателям аквариума, желания ухаживать за ними. | Расширение знаний о животном мире. Развитие внимания, мышления. Активизация словаря. | Наблюдение за рыбками в аквари-уме. Кормление ры-бок. Рассматривание иллюстраций | Дек. | |
Тема 16. «Новый год». | 1 | Расширение представлений детей о праздниках. Уточнение и расширение представлений детей о встрече Нового года. Воспитание осторожного обращения с елкой и ёлочными игрушками. | . | Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в стране, семье, детском саду.. | Подготовка к Но-вогоднему утрен-нику. Рисование, аппликация на новогоднюю тема-тику. | Дек. |
Тема 17 «Зима». | 1 | Расширение представлений детей о жизни животных и растений зимой. Воспитание любви ко всему живому, желания заботиться о животных и растениях. | Расширение пред-ставлений об особен-ностях жизни растений и животных зимой на Севере. Забота человека о животных . | Расширение представлений о природных явлениях. Развитие внимания, памяти, речи. | Наблюдение на прогулке. Рассматривание иллюстраций Рисование. Дид. игры: «Какое время года?», «Что лишнее?» Чтение худ. произведений. | Янв. |
Тема 18. «Игрушки». 2 блок | 1 | Продолжение знакомства со свойствами и качествами предметов. Ознакомление с материалами, из которых сделаны игрушки (ткань, мех, глина, бумага, пластмасса). Воспитание бережного обращения с игрушками. | Развитие интереса к предметному окруже-нию, активизация словаря. | Игры детей. Рассматривание иллюстраций. Дид. игры «Расскажи Незнайке о любимой игрушке», «Какой игрушки не стало?». | Янв. | |
Тема 19. «Моя семья». . | 1 | Формирование представления о семье; развитие умения называть своих ближай-ших родственников, рассказывать о том, как они заботятся друг о друге. Воспитание уважительного отношения к членам семьи, желания помогать взрослым. | Развитие мышления, памяти, элементов свя-зной речи. | Рассматривание семейных фото-графий, беседы о членах семьи. | Янв. | |
Тема 20. «Земноводные». | 1 | Закрепление знаний о лягушке, формировать умение называть характерные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков. Воспитание бережного отношения к живым существам. | Развитие поз-навательного интереса, внимания. Обогащение и активизация словаря. | Дидактическая игра «Зоологическое лото»; рассма-тривание иллюст-раций. Чтение художественной литературы. | Янв. | |
Тема2 1. «Зима». | 1 | Расширение знаний детей о характерных признаках зимы. Формирование представлений о связи живой и неживой природы. Воспитание бережного отношения как к живой, так и неживой природе. | Закрепление и рас-ширение знаний об осо-бенностях зимы на Севере: в феврале дуют сильные ветры ,дни становятся длиннее. | Расширение знаний о живой и не живой природе. Развитие мышления, речи. | Наблюдение на прогулке. Дидак-тические игры: «Когда это быва- ет?», «Времена го-да». Чтение худо-жественных про-изведений. | Февр. |
Тема 22. «Мебель». | 1 | Уточнение названия и назначения предметов мебели и их деталей. Развивать умение ориентируясь на назначение объектов объединять их в группы. Воспитание бережного отношения к предметам мебели. | Развитие познава-тельных, сенсорных способностей, активизация словаря. | Конструирование мебели, игры в ку-кольном уголке, рассматривание иллюстраций. | Февр. | |
Тема 23. «Труд взрослых» | 1 | Ознакомление детей с профессией медицинской сестры. Воспитание уважительного отношения к профессии медицинской сестры. | . | Развитие внимания, познавательного интереса, речи. | Экскурсия в медицинский кабинет. Чтение худ. литературы. Дид. игра «Кому, что нужно для работы?» С\ролевая игра «Больница». | Февр. |
Тема 24. «Дикие животные». | 1 | Ознакомление детей с жизнью диких животных в природных условиях. Воспитание любви и бережного отношения к животным. | Ознакомление детей с дикими животными Севера. | Расширение представлений об окружающем. | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Кто где живёт?» | Февр. |
Тема 25. «Зима». | 1 | Обобщение и закрепление знаний детей о зиме, о жизни растений и животных в зимних условиях | Закрепление знаний детей об особенностях зимы, жизни растений и животных на Севере. | Развитие эстетичес-кого восприятия при-родных явлле-ний. | Наблюдения на прогулке, чтение художественных произведений. Ди-дактические игры: «Времена года», «Когда это быва-ет?» | Март |
Тема 26. «Наши мамы». | 1 | Расширение представлений о праздниках. Беседа «Наши мамы». | Развитие эмо-циональной сферы, элементов связной речи. | Изготовление по-дарков для мам, подготовка к ут-реннику. Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама». | Март | |
Тема 27. «Посуда». | 1 | Уточнение названия и назначения предметов посуды. Оучение умению групппировать и классифицировать предметы, используя обобщающие слова. | Развитие сенсорных способностей, мыш-ления. Активизация словаря. | Игры в кукольном уголке, рассматри-вание предметных картинок, чтение художественной литературы. | Март | |
Тема 28 . «Весна». | 1 | Уточнение и углубление знаний о сезонных изменениях в природе. Расширение представлений о характерных признаках весны | Развитие пред-ставлений об осо-бенностях весны на Севере: солнце светит ярче, начинает таять снег, прилетют птицы. | Развитие познава-тельной деятельности, внимания, воображения, мышления, речи. | Чтение художест-венных произведе-ний, рассматривание иллюстраций, на-блюдения на прогулке. | Апр. |
Тема 29. «Транспорт». | 1 | Уточнение представления детей о некоторых транспортных средствах: легковых и грузовых автомобилях, автобусах. Развитие умения различать и называть части трансп. средства (кабина, руль, кузов, колеса ) | Уточнение и углубление знаний детей о транспортных средствах Воркуты. | Развитие внимания, памяти, мышления, ак-тивизация словаря. | Игры детей с ма-шинами, рассмат-ривание иллюст-раций, наблюдения на пргулке. | Апр. |
Тема30. «Прави-ла дорожного движения» | 1 | Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора | . | Развитие пред-ставлений об окружающем, вни-мания, памяти, мышления, пространственной ориентировки. | Экскурсия к све-тофору. Сюжетно-ролевая игра «Улица». | Апр. |
Тема 31 «Комна-тные растения» | 1 | Ознакомление детей с названиями некоторых комнатных растений Учить различать и называть стебель, листья, цветок.. | формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края. | Расширение представлений об окружающей нас природе. | Наблюдение за комнатными растениями. Труд в уголке природы. | Апр. |
Тема 32. «Весна», | 1 | Обобщение и углубление представлений о весне. Развитие умения устанавливать связь между состоянием живой и неживой природы. | Углубление представлений об особенности весны на Севере: снег тает, текут ручьи, набухают почки ,появляются листья на деревьях, трава, первые цветы. | Развитие эсте-тического восприятия, умения выражать свои мысли в речи. | Чтение художест- венной литературы, рассматривание картинок о весне, отгадывание загадок, наблюдение за пого-дой. | Май |
Тема 33. «Пред-меты домашнего обихода». | 1 | Уточнение названия и назначения предметов домашнего обихода (пылесос, люстра, телевизор и т.п.). | Развитие интереса к окружающей действи-тельности, обогащение словаря. | Рассматривание предметных кар-тинок; сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». | Май | |
Тема 34. «Труд взрослых» . | 1 | Ознакомление детей с профессией повара. | Формирование интереса к профессии повара, развитие элементов связной ре-чи. | Экскурсия на кухню. Игры в кукольном уголке. | Май | |
Тема 35. «Нежи-вая природа». | 1 | Расширение знаний детей о неживой природе. | Развитие сен-сомоторной сферы, мышления. | Наблюдение на прогулке, труд в уголке природы. Игры с песком, водой, снегом. | Май | |
Тема 36. «Лето» 2 блок | 2 | Ознакомление детей с характерными признаками лета (солнце светит ярко и сильно греет, появляется много цветов.). | Ознакомление детей с особенностями лета в северных районах (короткое лето). | Развитие эстети-ческого восприятия природных явлений. Обучение детей выра-жать словами отличительные признаки сезона. | Наблюдение на прогулке, чтение художественных произведений, от-гадывание загадок Дидактические игры: «Зима, весна, лето, осень»; | Июнь |
Тема37. «Насе- комые» 2 блок | 2 | Ознакомление детей с насекомыми (ба-бочкажук) | Ознакомление с особенностью жизни насекомых в тундре. | Развитие поз-навательного интереса, обогащение словаря. | Наблюдения на прогулке, рассматривание картинок. | Июнь |
Всего: | 39 |
Примечание: темы «Детский сад», «Игрушки», «Лето», «Насекомые» реализуются во 2 блоке.
Требования к уровню подготовки детей.
к концу года дети могут:
- Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал).
- Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
- Знать некоторые деревья, травянистые и комнатные растения; совместно со взрослыми поливать их, заботиться о чистоте помещения и участка, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
Способы усвоения знаний, умений и навыков.
Ежеквартальная диагностика уровня усвоения программы.
Диагностика №1. Диагностика №2. Диагностика №3.
Список литературы.
1. М.А.Васильева «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», М., «Воспитание дошкольника», 2005 г.
2. Л.М. Щипицина «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений», СПб., «Образование», 1995 г.
3. Г. М. Лямина «Воспитание детей в средней группе детского сада». М., Просвещение, 1982 г.
4. Л.В.Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М., Просвещение, 1992 г.
5. И. И. Кобитина «Дошкольникам о технике». М., Просвещение, 1990 г.
6. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М., Просвещение, 1983 г.
7. М.Т.Карпенко «Сборник загадок», М., Просвещение,1988 г.
8. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 до 6 лет (старшая возрастная группа)», М., Просвещение, 1987 г.
9 .С.С.Белых «Парма». Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми. Сыктывкар.2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель:1. Закрепить представления детей о воде.2. Развивать пояснительную речь.3. Упражн...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Закрепить представления о воде...
Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гер...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Дни недели». «Область познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Цели: 1. Образовательные:· Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.·...
Конспект НОД в средней группе «Как работает почта». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое внимание при рассмат...
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...