Творчески-исследовательский проект "Картошка"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты.
Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов. Это длительный проект, с мая по октябрь.В материале представлен план проекта, конспект непосредственно образовательной деятельности "Ах, картошка, объеденье" и итоговое мероприятие - праздник с родителями "Картофельная вечеринка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план проекта | 44.5 КБ |
конспект непосредственно образовательной деятельности | 74.5 КБ |
Праздник с родителями | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 21 комбинированного вида «СКАЗКА» Петродворцового района Санкт-Петербурга творческо-исследовательский проект «картошка» Музыкальный руководитель: Линд А.Д. Педагог-психолог, воспитатель: Дмитриева Е.В. Преп. ИЗО, воспитатель: Нечаева О.А. Санкт-Петербург 2013 год |
Творческо-исследовательский проект «Картошка»
май-октябрь 2013 года
Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты.
Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов
Основные задачи проекта:
Образовательные. Познакомить детей с овощной культурой картофель, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая. Обогатить речь дошкольников, сформировать математические представления, познакомить с окружающим миром.
Воспитательные. Привить трудовые навыки, взаимопомощи (работа на экспериментальном участке детского сада). Организовать совместное творчество родителей и детей.
Развивающие. Развить творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка»:
-история картофеля (откуда появился)
- особенности агротехники (сажаем одну - собираем много)
-знакомство с блюдами из картофеля
-знакомство с литературными и музыкальными произведениями о картошке
-изготовление поделок из картофеля (создание худ. образов)
Участники проекта: воспитатель группы Дмитриева Е.В., музыкальный руководитель Линд А.Д., преподаватель ИЗО Нечаева О.А., воспитанники и родители воспитанников
Проблемная ситуация: Откуда берется картошка? (доступно, интересно, познавательно, активно)
Ресурсное обеспечение:
- Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме);
- Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал, средства ухода, материал для оформления творческих работ)
Этапы проекта:
- Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература о картошке, видеоматериал, музыкальный репертуар. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов, план работы по теме Проекта. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями и педагогами ДОУ.
- Основной этап. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой «Картофель», ее историей, особенностями произрастания, уходом, использованием в пищу человеком. Работа на огородном участке. Эксперимент по итогам урожая. Рисование веселого образа Картошки и ее семьи. Изготовление с родителями поделок из картофеля. Разучивание стихотворений и песен о картошке, танцевальных композиций, хороводов, игр.
- Заключительный этап. Организация Осеннего праздника, посвященного картошке в детском саду. Приготовление картофельных блюд и презентация их родителями с детьми. Выставка поделок и рисунков.
Ирина Родина
|
Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 21 комбинированного вида «СКАЗКА» Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ах, картошка - оъеденье» интеграция образовательных областей (С использованием здоровьесберегающих технологий, игровых приёмов и средств ЭОР) Музыкальный руководитель: Линд А.Д. Педагог-психолог, воспитатель: Дмитриева Е.В. Преп. ИЗО, воспитатель: Нечаева О.А. Санкт-Петербург 2013 год | ||
Цель | Формирование знаний о картофеле как одной из самых распространенных с/х культур | |
Задачи | Образователь-ные |
|
Развивающие |
| |
Воспитатель-ные |
|
Оборудование для организации совместной
деятельности педагога и детей.
этап занятия | задание | оборудование |
вводная часть | Отгадывание загадки | Проектор, ноутбук, презентация |
основная часть | Рассказ | Презентация |
Подвижная игра «Картошка» | Мяч | |
Проведение опытно-экспериментальной работы. | Картошка сырая | |
Опыт №1 | Два стакана с водой, крахмал, йод, стеклянная палочка или пипетка | |
Опыт №2 | Сырая картошка, йод | |
Опыт №3 | Сырая и вареная картошка, лист бумаги, нож | |
Поделка из картошки | Сырая картошка по количеству детей, пластилин, палочки,спички, бросовый материал. | |
заключительная часть рефлексия |
Ожидаемые результаты.
- Дети узнали о свойствах картофеля, в том числе о использовании картофеля в качестве лекарства и могут применять свои знания в повседневной жизни
- Уважение к труду взрослых.
- Получили опыт проведения исследований,экспериментов.
- Получили сведения об историческом происождении картофеля и о его путешествии в Россию
Ход занятия
этапы занятия | задания | деятельность педагога | деятельность детей |
вводная часть | Дети отгадывают загадку | Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:
Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная … (слайд №1) | картошка |
-Правильно, речь пойдет о картофеле. Да, о той самой простой, незаменимой картошке. - Как вы думаете, из чего состоит картофель? -Сегодня на занятии, мы узнаем все секреты о картофеле. Мы будем исследователями и мастерами. | Кожуры, воды, питательных веществ. | ||
Основ-ная часть | Рассказ | А знаете ли вы, что уже 2000 лет назад выращивали картофель. Сначала картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли позволить только короли. Позже стало известно, что у этого красивого растения съедобны клубни. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений. Паппо” и «чунью». Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь паппо устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. Распространению на Руси картофель обязан великому императору Петру Первому, который заинтересовался этим заморским корнеплодом, находясь в Голландии, и прислал "для расплода" мешок клубней из Роттердама графу Шереметьеву. В России народ не сразу принял картофель, его считали ядовитым и долго не решались употреблять в пищу. (слайд – №2) | |
-Теперь без картофеля не обходится ни один обед, его считают «вторым хлебом». Он очень вкусный и полезный. - Вы знаете, какие блюда можно приготовить из картофеля? -Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща! (слайд №3) | борщ, суп, салат, пюре и т.д. | ||
Вопросы к детям | Как вы думаете как сейчас у нас используется картофель, для чего он нужен? (слайд №4) | Есть, готовить продукты… | |
Рассказ | Мы с вами сказали, что картофель не только обладает полезными свойствами, но ещё используется и в медицине, может быть лекарством. -При болезнях желудка используется картофельный сок. -Согревающие компрессы готовят из вареного картофеля. -Больное горло можно вылечить, если подышать над паром от сваренного картофеля. - При ожоге поможет сырой картофель. | ||
Психогимнастика «Собери урожай» | Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст. Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками. И грохочет гром- потопаем ногами. А картофелю это нипочём. Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх. Картофель вырос пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель. Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай. А теперь пройдём в нашу лабораторию ,занимайте свои места за столом, только тихо. | Дети выпоняют действия. | |
Проведение опытно-экспериментальной работы. | Картофель - очень необыкновенный овощ, в чем вы сейчас сами убедитесь. Я предлагаю вам стать исследователями. - Как вы думаете, какого цвета картофель в разрезе? -правильно. Картофель состоит из питательных веществ. И самое главное в картофеле – это крахмал. Ребята возьмите каждый щепотку крахмала. Слышите, как он скрипит, крахмал белый, мягкий. | Белый или жёлтый. | |
Опыт №1 «Йод и крахмал» | Посмотрим, что произойдет с крахмалом, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод? (показываю палочку, окрашенную йодом). Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал, а в другом только вода, капаем йод в оба стакана. -Посмотрите, какие изменения произошли? Как вы думаете, почему? Хотите убедиться, что крахмал есть в картофеле? Для этого проведем ещё один опыт. | в одном стакане с водой цвет стал жёлтый, а в другом стакане с крахмалом цвет стал темно- фиолетовый. потому, что крахмал изменяет цвет йода. | |
Опыт№2 «Есть ли крахмал в картошке» | - А, опыт ребята, будет, заключается в том, что мы с вами капнем с помощью трубочки, одну каплю йода на картофельный срез. Предлагаю вам подойти к лабораторному столу для проведения опыта. (Педагог объясняет воспитанникам последовательность действий опытно-экспериментальной работы).
- Что вы увидели? -Как вы думаете, почему срез картофеля изменил свою окраску (цвет)? А ещё от крахмала зависит вкус картофеля. Итак, какой вывод можно сделать в результате проделанного опыта? | -Срез картофеля изменил цвет. -потому, что в картофеле есть крахмал. мы доказали, что в картофеле есть крахмал. | |
Опыт №3 «Сырой и вареный картофель» | -Посмотрите, ребята, перед вами две картофелины: вареная и сырая. Как вы думаете какую картошку млегче разрезать? Почему? - Вареной картошкой можно даже склеивать бумагу. Посмотрите. (проводится опыт) | Вареную, потому-что она мягкая | |
Подвижная игра «Картошка» | Дети становятся в круг и бросают мячик друг другу. Тот кто мячик не поймал садится в центр круга. | мяч | |
Поделки из картошки. | А ещё из картошки можно делатьразные поделки. И наша картошка может превратиться в разных сказочных героев и животных. Давайте мы тоже с вами пофантазируем и превратим наши картошки во что-нибудь необыкновенное. Как вы думаете во что можно превратить картошку? (перед детьми на столах лежат картошка, пластилин, палочки, бросовый материал и т.п.) | Ответы детей. Дети делают поделки из картошки под руководством преподавателя изостудии. | |
Заклю-чи-тельная часть рефлексия |
|
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 21 комбинированного вида «СКАЗКА» Петродворцового района Санкт-Петербурга Итоговое мероприятие «картофельная вечеринка» Праздник с родителями Муз. рук.: Линд А.Д. Педагог-психолог, воспитатель: Дмитриева Е.В. Преп. ИЗО: Нечаева О.А. Санкт-Петербург 2013 год |
Участники:
Дети, родители, воспитатели, преподаватель Изостудии, муз.руководитель
Картошка: Дмитриева Е.В.
Гусеница: Нечаева О.А
Музыкальное сопровождение: Линд А.Д.
Репертуар:
Картофельная вечеринка.
Дети входят в зал с импровизацией песни «Антошка»
Дети садятся на стульчики.
Ведущая:
Друзья, мы пригласили вас,
Чтобы рассказать сейчас
О чуде-пище не простой,
Которая , так вкусно кормит нас!
Дети:
О той, у кого много-много глаз
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам;
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это…
(Картошка).
Дети:
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Исполняется песня
Песня о картошке.
- Как любим мы картошку, 2 раза
Не можем без картошки
Мы даже дня прожить.
Представьте себе, 2 раза
Не можем без картошки
Представьте себе, 2 раза
Мы даже дня прожить. - Мы жарим ее, варим
И в супик ее добавляем
И можем мы в “мундире”
Картошку отварить.
Представьте себе, 2 раза
И можем мы в “мундире”
Представьте себе, 2 раза
Картошку отварить. - Любите вы картошку, 2 раза
И всякие секреты
Узнаете о ней.
Представьте себе, 2 раза
И всякие секреты
Представьте себе, 2 раза
Узнаете о ней.
Появляется Картошка
Картошка:
Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!
Вед: Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Вставай с нами в наш веселый хоровод.
Хоровод «Ручеек»
Стихотворение “Картошка” (И. Демьянов)
Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки -
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!
Появляется Гусеница.
Гусеница: Наконец-то я у цели.
Доползла я еле-еле.
Утомилась, похудела
Ведь давно уже не ела.
Ну и что я вижу там?
Хочет съесть Картошку.
Выскакивает Чипс, пытается Картошку защитить.
Гусеница: А ты кто такой будешь?
Чипс:
Я картошкин верный друг,
Чипсом все меня зовут.
Любят чипсы ребятишки,
И девчонки, и мальчишки.
Там меня едят и тут,
На футбол с собой берут.
И с беконом, и с укропом,
С крабом, с сыром, с огурцом.
Съешь и будешь молодцом!
Гусеница: Не отдам я вам картошку. Я сама ее люблю. Моя это картошка.
Вот если выполните мои задания и поиграете со мной, тогда я может и поделюсь с вами…
А для начала спойте -ка мне песню…
Дети поют песню на сл. и муз. В.Попова
«А споёмте-ка, ребята»
1.
А споёмте ка, ребята
Жили в садике мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2.
Раз гадали мы с Антошкой,
Что дадут нам на обед
И решили, что картошки
Лучше блюда в мире нет.
3.
Ах, картошка – объеденье,
Наш картошка идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!
4.
Здравствуй, милая картошка,
Низко бьём тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!
Гусеница: Да, песенка мне понравилась. А теперь посмотрим, как вы справитесь с моими заданиями.
Ребёнок:
О картошке мы не только
Песен много знаем.
Любим мы играть с картошкой –
Давайте поиграем!
Игры с картошкой:
- “Соберем урожай” Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза )
- “Гусеница” В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.
- “Самый ловкий” Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.
- «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.
Гусеница: Да, весело тут вас. Дружные вы ребята… Только зачем вам картошка? Она сырая, невкусная.. Что из нее сделаешь то?
Картошка:
Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично, ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зелёный лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
Вед: Наши родители постарались и сделали из картошки много разных замечательных блюд.
Презентация блюд из картофеля. Дефиле.
Гусеница собирается попробовать блюда.
Картошка её останавливает. Кто не работает, тот не ест.
Гусеница: Что я не работала?
Мы работали все лето
От заката до рассвета
Ели клубни и кусты-
Набивали животы.
Ведущая: Да разве это работа? Вот ребята потрудились на славу. Весной посадили картошку, летом окучивали, пропалывали, а осенью выкопали.
Наелись, да и поделок наделали.
Вы налево посмотрите,
Чудо-выставку найдите.
А на ней-то, а на ней
Много всяческих идей.
Есть и ёжик, и матрешка,
Мишка, лошадь, кактус, кошка.
Есть Копатыч-удалец,
Кто работал-молодец!
Гусеница:
Ай, да чудо-детвора,
потрудилась на ура!
Долго с вами веселилась
И признаться, утомилась.
Осень гонит со двора,
На зимовку мне пора.
Гусеница уходит.
Картошка:
Праздник наш уже кончаем
Что же вам ещё сказать?
Вам картошечку по праву
«Вторым хлебом» называть
Песня “Бульба”.
- Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной
Иль в мундире запеченой
Припев:
Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам. 2 раза
- Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.
Припев.
- Ай, туры да растуры,
Не дворянской мы натуры.
Коль у нас картошки нет,
И обед нам не в обед.
Припев.
Танец «Полька»
Дегустация блюд из картофеля.
Песня о картошке.
- Как любим мы картошку, 2 раза
Не можем без картошки
Мы даже дня прожить.
Представьте себе, 2 раза
Не можем без картошки
Представьте себе, 2 раза
Мы даже дня прожить.
- Мы жарим ее, варим
И в супик ее добавляем
И можем мы в “мундире”
Картошку отварить.
Представьте себе, 2 раза
И можем мы в “мундире”
Представьте себе, 2 раза
Картошку отварить.
- Любите вы картошку, 2 раза
И всякие секреты
Узнаете о ней.
Представьте себе, 2 раза
И всякие секреты
Представьте себе, 2 раза
Узнаете о ней.
«А споёмте-ка, ребята»
1.
А споёмте ка, ребята
Жили в садике мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2.
Раз гадали мы с Антошкой,
Что дадут нам на обед
И решили, что картошки
Лучше блюда в мире нет.
3.
Ах, картошка – объеденье,
Наш картошка идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!
4.
Здравствуй, милая картошка,
Низко бьём тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «МИР КОШЕК»
Проект в подготовительной группе...
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"
Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...
Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"
Эта тема была мною выбрана неслучайно.Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками н...
Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей группы «ОВОЩИ». Авторская разработка.
Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей группы «ОВОЩИ»...
Творческо-исследовательский проект «Для тепла нам пригодится валенок и рукавица»
Творческо-исследовательский проект...
Творчески-исследовательский проект "Капуста-королева питания".
В ходе работы дети ответят на вопросы: Что значит быть здоровым? Что такое здоровое питание?Для чего нужно кушать капусту и пить сок из капусты....
Творческо-исследовательский проект с детьми первой младшей группы на тему: "Фрукты".
Настоящий проект разработан для использования в качестве методического пособия и тематического плана при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе ...