«Экологическое воспитание в ДОУ - воспитание нравственности, духовности и интеллекта дошкольников».
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ногина Вита Анатольевна

в помощь воспитателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание в ДОУ  -  воспитание нравственности, духовности и интеллекта дошкольников».

      В детских садах ежедневно ведётся работа по экологическому образованию. В нее входит:

  • Воспитание у детей интереса и любви к родной природе своего города или края, способности понимать и чувствовать ее красоту.
  • Элементарные знания о природе, формирование конкретных представлений о живой и неживой природе.
  • Развитие умения общаться с  природой.
  • Воспитание бережного отношения к родной природе и сохранение ее богатств.
  • Показать, как человек использует  природу.
  • Показать, как человек пользуется дарами дикой природы (бросовый материал).

    Ещё с дошкольного  детства закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является одним из  первым звеньев системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования и начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшую группу.

    Научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, необходимо воспитывать наблюдательность и любознательность, учитывая, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, неумению выразить свое отношение к миру природы.

    Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является знание воспитателем психофизиологических особенностей детей младшего возраста.

    Главная задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые представления о мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни, так и основ неживой природы.

    Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

    Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет; показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

     В возрасте  трех лет дети могут научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, уже могут познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

    Важным звеном  экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

     Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам,  является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.

     Главное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок можно  использовать  произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми группы.

    Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.    

   Средством экологического воспитания малышей  являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра, создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.

    Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.  

    Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности, духовности, интеллекта через экологию.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Началом формирования экол...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности и духовности и интеллекта.

Консультация для воспитателей. Как сформировать у детей экологические позиции, которые помогут им в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для ре...

"Экологическое воспитание, как направление духовно - нравственного развития дошкольников".

Определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого - нравственного воспитания, так как считаю, что именно оно обеспечивает формирование духовных ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Статья посвящена  вопросам экологического   воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи  показывают важность экологического воспитания  у дет...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....

Мастер - класс по теме: «Экологическая тропа в детском саду, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта»

Мастер - класс по теме: «Экологическая тропа в детском саду, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта»...