«Экологическое воспитание в ДОУ - воспитание нравственности, духовности и интеллекта дошкольников».
методическая разработка по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание в ДОУ - воспитание нравственности, духовности и интеллекта дошкольников».
В детских садах ежедневно ведётся работа по экологическому образованию. В нее входит:
- Воспитание у детей интереса и любви к родной природе своего города или края, способности понимать и чувствовать ее красоту.
- Элементарные знания о природе, формирование конкретных представлений о живой и неживой природе.
- Развитие умения общаться с природой.
- Воспитание бережного отношения к родной природе и сохранение ее богатств.
- Показать, как человек использует природу.
- Показать, как человек пользуется дарами дикой природы (бросовый материал).
Ещё с дошкольного детства закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является одним из первым звеньев системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования и начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшую группу.
Научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, необходимо воспитывать наблюдательность и любознательность, учитывая, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, неумению выразить свое отношение к миру природы.
Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является знание воспитателем психофизиологических особенностей детей младшего возраста.
Главная задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые представления о мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни, так и основ неживой природы.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет; показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
В возрасте трех лет дети могут научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, уже могут познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным звеном экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.
Главное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок можно использовать произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми группы.
Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Средством экологического воспитания малышей являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра, создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности, духовности, интеллекта через экологию.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Началом формирования экол...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности и духовности и интеллекта.
Консультация для воспитателей. Как сформировать у детей экологические позиции, которые помогут им в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для ре...
"Экологическое воспитание, как направление духовно - нравственного развития дошкольников".
Определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого - нравственного воспитания, так как считаю, что именно оно обеспечивает формирование духовных ...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Статья посвящена вопросам экологического воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи показывают важность экологического воспитания у дет...
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....
Мастер - класс по теме: «Экологическая тропа в детском саду, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта»
Мастер - класс по теме: «Экологическая тропа в детском саду, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта»...