Воспитание нравственности, духовности, интеллекта через экологию.
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
по воспитанию нравственности, духовности, интеллекта через экологию.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред человеку, а следовательно, и действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Задача воспитателя - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.
Прежде всего, чтобы расширить знания детей о родном городе и его природе, я:
- создала стенд «Моя Родина - Россия.
Моя столица - Москва.
Мой Край - Урал.
Мой город - Троицк»,
в котором поместила фотографии городов Москва, Троицк и родного посёлка ГРЭС;
- собрала фотографии города Троицка и посёлка ГРЭС, природы родных мест; детей и их деятельности в детском саду в альбомы «Моя Родина» и «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдёшь ».
- сделала альбом «Моя семья», в котором собрала семейные фотографии воспитанников;
- внесла в уголок для чтения книгу В. Степанова «Наша Родина», символы страны (герб, флаг России), открытки с видом родного города и посёлка, книги о родной природе.
Дети с большим удовольствием рассматривают фотографии на стенде, в альбомах, делятся впечатлениями, рассказывают друг другу о том, где они побывали, что видели, о своих родных, близких, друзьях, домашних питомцах. Этот материал мы также используем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, в беседах о красоте природы, при патриотическом воспитании, а также в беседах на тему «Моясемья».
Нашими альбомами иногда пользуются и воспитатели других групп.
В работе с детьми по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, музыки, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организацию самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Основные экологические знания дети получают на занятиях и в беседах. Обучающий процесс я организую так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение придаю исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляю возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за деревьями. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому, чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, постоянно вывожу своих воспитанников на прогулки, экскурсии в лес, в парк.
Экскурсии в лес, в парк обогащают детей новыми впечатлениями, учат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.).
Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях учу детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т.д.).
Дети любят посещать большую старую сосну, которую едва обхватывают втроём. Они бегут к ней, здороваются, обнимают, гладят её. Прощаясь с ней, дети говорят: «До свидания, мы скоро к тебе придём». Говорю, что дерево запомнило их прикосновение, и дети тоже возьмут с собой тепло «нашего дерева». Дети любят играть в лесу в игры: «Раз, два, три - к елочке (сосне, осинке, берёзе, дубочку, сирени и т.д.) беги», «С какого дерева листок?», «С какой ветки детки?», «Послушаем тишину».
Во время экскурсий в парке, в лесу мы с детьми собираем природный материал: шишки, ветки, семена клёна, ясеня, срезаем и засушиваем красивые листья разной формы, размера и цвета, веточки шиповника, вишни, камни для коллекции. Очень нравится детям проводить "Санитарный день" - уборку участка леса, где мы гуляем, от мусора (сухие ветки, бутылки, бумага).
На занятиях дети делают поделки: ёжика из сосновых шишек и еловых иголок, разных человечков (лесовичков) из шишек, поросят из желудей, черепашек из скорлупы грецкого ореха и др., из сухих листьев дети делают красивые панно. Совместно с детьми сделали более сложные поделки: букет «Астры» из веток сирени и семян клёна, картинки «Сова» и «Щенок» из семян ясеня, «Ёжик» из косточек финика и крупы. После прочтения книги Г. Ладонщикова «Зимние картинки» совместно с детьми сделали макет зимнего леса по этой книге. Приготовили «снежное одеяло», поставили деревья, кусты. Вместе с детьми слепили диких животных, раскрасили шишки зелёной краской (ёлочки). Медведя спрятали в берлогу, ежей уложили в ямку на травку под снегом, мышка спряталась в снегу от лисы, которая, принюхиваясь, кралась за зайцем. Заяц под кустиком спрятался от волка. Волк притаился под ёлочкой. Только белочки спокойно сидят под ёлочкой и лакомятся грибочками. Детям очень понравилась эта творческая работа.
В связи с тем, что у детей ещё небольшой опыт выполнения поделок из природного материала, привлекаю к этому занятию родителей. Многие родители с удовольствием участвуют в выставке «Осенняя сказка», ежегодно вместе с детьми готовят замечательные поделки. Кроме того, с участием родителей ежегодно оформляем выставку на тему «Дары осени: (овощи и фрукты из садов детей), которые мы используем на занятиях для закрепления знаний детей о форме, вкусе, цвете, запахе, развиваем сенсорные чувства, вырабатываем умение объединять плоды по сходному признаку. Мы говорим с детьми о том, что люди должны потрудиться, чтобы вырастить вкусные плоды. Дети узнают о пользе овощей и фруктов.
В осенний и зимний периоды года дети охотно трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями, выполняют различные поручения. В феврале - марте мы выращиваем на окне лук на зелень, производим посадку семян помидоров и перца на рассаду. Выращиваем фасоль и горох, чтобы понаблюдать все этапы развития растений. Дети помогают поливать, рыхлить растения, мыть поддоны. Делают это с удовольствием.
Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. С чего начать?
Провела беседу о том, что еще в далекие времена люди у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. Мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов и овощей - это самое доступное для детей практическое занятие. Конечно, навыков по выращиванию у детей ещё было мало, но участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствие. На территории детского сада имеется цветники, а также небольшой, но замечательный огород. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, поливе. Дети с интересом наблюдают, как взрослые высеивают семена, поливают, высаживают рассаду цветов и овощей, а затем в течение всего лета ухаживают за ними. Обучая ребят простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. Дети с удовольствием и добросовестно удаляют сорняки и одновременно наблюдают за изменениями на клумбе и на грядках, учатся различать цветы и листья по окраске, форме, запаху, овощи - по внешнему виду. Очень нравится им сравнение цветов с человеком: бутон похож на голову человека, стебель - на туловище, листочки - на ладошки, а семена - детки.
Полученные на занятиях и прогулках впечатления дети передают в рисунках, лепке, аппликациях, в играх, закрепляют в дидактических играх: «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Парные картинки», «Когда это бывает?», «Что сажают в огороде?». Любят играть в настольные игры: «Собирай-ка», «Времена года», и др., рассматривать альбомы на темы: времена года, овощи, фрукты, грибы, деревья, цветы, дикие и домашние животные, птицы, рыбы, насекомые и др. С удовольствием раскрашивают предложенные им раскраски на различные темы. Очень нравится детям рассматривать иллюстрации к дидактической игре «Берегите живое», где стихотворной форме рассказывается о том, чего нельзя делать в лесу, на лугу, в поле, на водоёме. Хорошо читающие дети любят самостоятельно играть в игру «Угадай правило».
Так постепенно в процессе работы, воспитываю у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике и огороде, дети замечают то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Многие дети (но, к большому сожалению, не все), не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
Во время прогулок и экскурсий дети проявляют большой интерес к жизни птиц и насекомых, бережнее относятся к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению
уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в
ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Статья из опыта работы...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...
консультация для родителей :" Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта".
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного...