Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНЕЕ ЦАРСТВО"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zimnee_tsarstvo.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель.
- Способствовать уточнению и обобщению представления детей о зиме, о красоте зимних явлений природы, о зимующих птицах и о том, что зима для всех трудное время года.
- Дать представление о жизни моря зимой, осознавать необходимость выполнения правил на водоёме в зимний период.
- Закрепить знания об обитателях Азовского моря.
- Помочь детям установить зависимость состояния снега, льда от температуры воздуха.
- Развивать умение выразительно читать стихи, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Развивать логическое мышление детей.
- Воспитывать у детей осознанное отношение ко всему живому, проявления желания помогать и заботиться о представителях животного мира.
Материал.
- Костюм зимы.
- По 15 снежинок белого, зелёного, голубого и жёлтого цвета.
- Оформление морского дна – ткань синего цвета, иллюстрации рыб, морских животных из 2-х половинок ( карась, щука, окунь, судак, тарань, лещ, краб, медуза, акула, дельфин, осьминог, каракатица), камушки.
- Подборка релаксационной музыки.
- Мультимедийный фильм « Морское дно».
- Гимнастическая доска, лестница, 2 куба.
- Макеты деревьев.
- Маски птиц: синица, голубь, ворона, воробей.
- Заготовки кормушек из картона, шнуры.
- Халаты по количеству детей.
- Стаканчики – по 2 на каждого ребёнка, тарелочки, салфетки, ложки.
- Снег, лёд.
Предварительная работа.
- Рассматривание иллюстраций о деревьях, птицах, рыбах, морских обитателях.
- Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.
- Экскурсии в парк, к морю.
- Опыты замораживания льда.
- Наблюдение за птицами на участке детского сада.
- Беседы о птицах, рыбах, морских животных, явлениях природы.
- Заучивание стихов о птицах.
- Изготовление заготовок для кормушек.
- Разучивание песни « Птицы – наши друзья» на музыкальных занятиях.
В группу входит Зима ( воспитатель в костюме Зимы), обращается к детям: Воспитатель. Кругом глубокие снега, куда я глаз не кину.
Метёт и кружится пурга, вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом, застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром. Вы узнаёте зиму?
- Да, ребята, я – матушка Зима в гости к вам пришла и приглашаю вас в путешествие по моему зимнему царству. Путь будет нелёгкий, длинный. Вы готовы к путешествию?
-Вы знаете, зимой бывают чудеса,
Да, впрочем, как в любое время года.
Не волшебство ли неба высота,
Не чудо ли сама природа?
Но я открою вам один секрет:
Волшебник тот, кто в сказку верит.
И в этот радостный волшебный день
Нам сказка обязательно откроет двери.
- А путь в моё царство указывают снежинки. Нам будут встречаться разноцветные снежинки, и чтобы не сбиться с пути, мы будем идти только по снежинкам определённого цвета. Какие это снежинки узнаете, когда отгадаете загадки. Загадка первая:
- Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.( Снег).
- А снег какого цвета?
Дети. Белого цвета.
Воспитатель. Правильно, белый и значит наш путь сейчас лежит по белым снежинкам. Вперёд, в путь! ( Дети идут по белым снежинкам, наклеенным на полу и подходят к « берегу моря» ( одно из помещений детского сада декорировано как морское дно, дверь занавешенная)).
Воспитатель. Посмотрите, снежинки привели нас на берег моря. А как называется наше море?
Дети. Азовское море.
Воспитатель. А что происходит зимой с Азовским морем?
Дети. Оно замерзает.
Воспитатель. Как вы думаете, море замёрзло всё до дна?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему?
Дети. В море много воды, вся вода замёрзнуть не может.
Воспитатель. Я вас приглашаю опуститься под лёд, на самое дно и посмотреть, как живёт море зимой. Раз, два, три – ныряем! ( Звучит запись шума моря, воды, дети заходят в помещение, свет выключен).
Воспитатель. С наступлением холодов вода сверху замерзает, водные растения опускаются на дно. Лёд покрывается снегом. Тёмно под водой. Спят на дне моря черви, моллюски, крабы, рачки, спят почти все рыбы. Я сейчас включу прожектор, что бы вам всё было видно. ( Показ фильма на мультимедийном оборудовании « Морское дно»). Давайте вести себя тихо, чтобы не испугать рыб. Посмотрите вокруг, каких вы рыб видите?
Дети. Судак, тарань, окунь, щука, лещ.
Воспитатель. Как вы думаете, почему рыбы зимой не замерзают?
Дети. Рыбы живут в воде подо льдом.
Воспитатель. Каким свойством обладает лёд?
Дети. Лёд не пропускает холод внутрь водоёма.
Воспитатель ( возмущённо). А это что такое?! Кто-то набезобразничал в подлёдном царстве. Ребята, посмотрите внимательно, какие рыбы, морские животные не могут обитать в нашем море и исправьте ошибки.
Игра « Путаница».
Цель. Закрепить знания детей о рыбах, морских животных, обитающих в Азовском море.
Ход. На одной стене «морского дна» прикреплены изображения рыб, морских животных, состоящие из 2-х частей. Каждая часть от разной рыбы: голова окуня – хвост кита, голова акулы – хвост от судака и т.п. Дети должны правильно соединить рыб и « отсадить» тех рыб, которые не обитают в Азовском море.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Нам пора идти дальше. Давайте подниматься на поверхность «моря» и выключаем прожектор, чтобы не мешать рыбам. ( Все выходят из помещения).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, нужно ли помогать обитателям моря в зимний период?
Дети. Обязательно нужно помогать.
Воспитатель. Как мы можем им помочь?
Дети. Проделать проруби, чтобы поступал воздух в водоём; набрасывать снег на лёд, чтобы уменьшить толщину льда.
Воспитатель. А теперь отгадайте следующую загадку:
- Её всегда в лесу найдёшь – пойдёшь гулять и встретишь:
Стоит колючая как ёж, зимою в платье летнем.
Дети. Ель, сосна.
Воспитатель. Правильно, ель или сосна. А какого они цвета?
Дети. Зелёного цвета.
Воспитатель. Мы продолжим наш путь по зелёным снежинкам. Куда же приведут нас снежинки? Внимание! Впереди полоса препятствий ( дети проходят полосу препятствий: пройти по узкой скамейке, преодолеть небольшую горку). Мы пришли с вами в парк. ( Звучит медленная музыка) Походите по парку, полюбуйтесь, какой он красивый зимой!
Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Каждое дерево приготовилось к зиме. Как они приготовились?
Дети. Деревья сбросили листья, листья лежат на земле вокруг деревьев, укрывают корни от замерзания.
Воспитатель. Да, ребята, вы правильно сказали , а ещё у деревьев вырастает панцирь, который защищает дерево от морозов. Панцирь – это пробка, которая находится под корой. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще у него пробка. Но самая лучшая защита для деревьев – это пушистый снег. А как узнать деревья зимой?
Дети. Деревья зимой можно узнать по коре, по остаткам семян.
Воспитатель. Я – волшебница Зима и сейчас превращу вас в деревья! Раз, два, три – замри! ( звучит « волшебная» музыка, дети замирают в позе « дерево»).
Игра – имитация « Деревья в разную погоду».
Цель: эмоционального состояния; развитие внимания, наблюдательности и воображения.
Ход: мимикой, пантомимой изобразить деревья в разную погоду:
- дерево, ветки которого покрыты мокрым снегом;
- дерево, когда дует сильный ветер;
- дерево в сильный мороз;
- дерево в тёплую, тихую, солнечную погоду.
Воспитатель. Ребята, вы слышите, будто кто-то плачет? Кто же может плакать зимой в парке?
Дети. Птицы.
Воспитатель. Конечно же, это птицы! Как называют птиц, которые остаются на зиму?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Хотите узнать, как живут птицы зимой? Я взмахну волшебной палочкой и некоторые ребята превратятся в зимующих птиц. Встаньте, вокруг себя повернитесь, в наших друзей–птиц превратитесь! ( дети одевают шапочки-маски с изображением птиц, прячутся за деревья).
Дети.
- Я – проворная синица, мне на месте не сидится,
Я мороза не боюсь, вместе с солнышком проснусь,
Загляну в твоё окошко – дай мне семечек немножко.
- Я – воробышек обычный, к русской зимушки привычный,
Хоть свирепы холода, мне метели не беда,
Если ты кладёшь в кормушку хлеба вкусного краюшку.
- Я – умнейшая ворона, мне бы царство и корону.
Хоть живу в своём гнезде, но бываю я везде.
Наблюдаю за людьми, их домами, их детьми.
Пусть считают любопытной, но найду кусочек сытный.
- Я – самая мирная птица, я сизый простой голубок!
Привык рядом с вами селиться, мне нравится ваш городок.
Прошу вас со мной поделиться, немного мне надо еды,
От вьюг на чердак бы укрыться. Спасите меня от беды!
- Заглянули птицы мне в окошко: как у вас там сытно и тепло!
Я им семечек и хлебных крошек высыпаю прямо под окно.
Вас, ребята, мы зимой не бросим, залетайте греться на чердак!
Вам в кормушку хлебушка накрошим, не шумите из-за крошек так!
Воспитатель.
Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки.
Не могут птицы отыскать ни зёрнышки, ни крошки.
И вот летают всё слабей ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу1
А то и манной кашки… И оживут бедняжки!
- Ребята, я предлагаю вам доделать кормушки и развесить их в нашем парке.
( Изготовление кормушек из заготовок: сложить по сгибу, склеить уголки, привязать верёвочки).
Воспитатель. Теперь птицы не умрут от голода в нашем парке, а нам пора отправляться дальше. Отгадайте загадку и узнайте, по каким снежинкам пойдём дальше.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети. Вода.
Воспитатель. Воду изображают каким цветом?
Дети. Голубым цветом.
Воспитатель. Продолжаем наш путь по голубым снежинкам. Вперёд!
- Куда же привели нас снежинки? В лабораторию! А что такое « лаборатория»?
Дети. Лаборатория – это место, где проводят опыты.
Воспитатель. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети.
- Одень халат!
- Будь аккуратен со стеклянными предметами!
- Слушай внимательно!
- У тебя всё получится!
Воспитатель. Сегодня мы будем проводить опыты со снегом и льдом. Ответьте, каким бывает снег?
Дети. Снег бывает белый, пушистый, рыхлый, холодный.
Воспитатель. Что такое снег?
Дети. Снег – это много снежинок.
Воспитатель. А что такое снежинки?
Дети. Снежинки – это замёршие капельки воды.
Воспитатель. Почему иногда зимой падают с неба снежинки, а иногда – « крупа»?
Дети. Чем сильнее мороз в воздухе, тем сильнее замерзает вода.
Воспитатель. Что произойдёт со снегом, если его занести с улицы в тёплую комнату?
Дети. Снег растает и получится вода.
Воспитатель. Как вы думаете, какой снег быстрее растает: просто насыпанный в стаканчик или плотно уложенный? Давайте проверим. Возьмите два стаканчика: в один насыпаем снег, а в другой не просто насыпаем, плотно утрамбовываем. Пусть теперь немного постоят, а мы пока поиграем.
Физкультминутка « Снежинка».
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
( Дети кружатся на носочках).
Падают на землю кружевные звёзды.
( Медленно приседают, руками показывая падение снежинок).
Вот одна упала на мою ладошку,
( Встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку).
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!
( Бережно прикрывают « снежинку» на ладони другой ладонью).
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло.
Дети. Это лёд.
Воспитатель. Совершенно верно, лед. Что такое лёд?
Дети. Лёд – это замороженная вода.
Воспитатель. Возьмите по кусочку льда и посмотрите через него. Хорошо видно? Значит лёд какой?
Дети. Прозрачный.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зависит от температуры воздуха состояние льда?
Дети. При сильном морозе увеличивается толщина льда, при повышении температуры лёд начинает таять.
Воспитатель. Наш лёд тоже начал таять. Почему?
Дети. В комнате тепло, вод лёд и тает.
Воспитатель. Как вы думаете, что быстрее растает снег или лёд? Проверим? В одну тарелочку положим кусочек льда, а в другую – снег. Оставим их и проверим, что произошло со снегом в стаканчиках. Какой снег растаял быстрее?
Дети. Просто насыпанный в стаканчик снег растаял быстрее.
Воспитатель. Почему это произошло?
Дети. Количество насыпанного снега меньше, чем утрамбованного.
Воспитатель. Вы совершенно правы. Проверим наши тарелочки. Что быстрее растаяло – снег или лёд?
Дети. Снег.
Воспитатель. Почему это произошло?
Дети. Плотность льда больше, чем у снега. Поэтому снег тает быстрее.
Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились и пора отправляться в путь. Слушаем загадку:
Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Дети. Это пирог.
Воспитатель. Конечно, это пирог. А пирог жёлтого цвета. Вперёд, по жёлтым снежинкам. Привели нас снежинки назад, в групповую комнату и значит наше путешествие в зимнее царство окончено. Вам понравилось в моём царстве? Но я не зря загадала вам загадку о пироге. Я приготовила для вас чай с пирогами. Прошу всех к столу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной дейтельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну живого слова"
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с использованием мнемотехники....
План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".
Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим. Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...
Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...
Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....
Конспект Непосредственно образовательной совместной деятельности (воспитателя и музыкального руководителя) в младшей группе Тема "Прогулка в зимний лес"
Цель: Закрепить знания детей о времени года....
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"
quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....