Конспект опытническо – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительная соль». (с использованием технологии А.И. Савенкова)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Ирина Владимировна

Конспект опытническо-экспериментальной деятельности на тему: "Удивительная соль"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Конспект опытническо – экспериментальной  

                                         деятельности с детьми старшего дошкольного

                                      возраста на тему: «Удивительная соль».

                                   (с использованием  технологии А.И.Савенкова)

           

Цель: Создание условий  для расширения представлений детей о соли, ее свойствах, качествах и применении через опытническо – экспериментальную деятельность.

Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, ее добыче и использовании.

Формировать   умения задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать полученную информацию.  

Развивать  речь и мышление  детей. Обогащать словарный   запас: гипотеза, мантия, академик, информация, лаборатория.

Воспитывать   интерес к экспериментальной деятельности, потребность в получении информации о соли, соблюдению при этом необходимых мер безопасности,  бережного отношения к исследовательскому оборудованию.

Воспитывать  самостоятельность, умение внимательно слушать товарища, не перебивая его.

Активизация  словаря (впитывается, растворяется, хрустит, кристаллы, окрашивается, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия, солерудник, галит).

Предварительная работа:  Беседы с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?», «О применении соли в домашних условиях».

Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

Чтение художественной литературы о соли; загадки, пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

Рассматривание картинок и фотографий.

Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»

Рассматривание познавательных книг.

 Ситуативный разговор «Соль-друг, соль-враг»

Оборудование и материалы: 

«Соляной камень» (галит), фотографии с экскурсии в Тыреть воспитателя группы, телевизор, ноутбук, презентация «Добыча соли и ее применение». Мантия, академический головной убор. Энциклопедии в картинках  с закладками по теме исследования, телефон с громкой связью, карта Иркутской области, фломастер.

На каждого ребенка: стаканы с кипяченой водой (теплой и холодной), чайные ложечки, пластиковые ложки, блюдца, лупы, одноразовые стаканчики, трубочки, жидкая гуашь разного цвета, пипетки, одноразовые тарелочки, планшеты с листами А4 , простой карандаш для зарисовки исследований.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, а как вы провели выходные дни? Где побывали? Что нового увидели, узнали? (дети рассказывают воспитателю о том, как они провели выходные, где были и что интересного увидели).

Затем Катя, задает вопрос воспитателю: Ирина Владимировна, а как вы провели выходные? Где были, что нового узнали? Нам бы очень хотелось это узнать!

 Воспитатель: Ребята, мне тоже хотелось бы рассказать вам, где  и как я провела свои выходные. В выходные я ездила на экскурсию  в поселок городского типа Тыреть, который находится в Заларинском районе Иркутской области. В этом поселке находится Тыретский солерудник. В солеруднике  было очень интересно. Посмотрите, какие фотографии я привезла с этой экскурсии (воспитатель показывает на телевизоре свои фотографии с экскурсии и рассказывает немного истории о Тыретском солеруднике). Вам хотелось бы узнать больше об экскурсии и о том, что я узнала во время нее? (Да!)

Рассказ воспитателя:

Месторождение каменной соли вблизи села Тыреть было открыто в 1950-х случайно: геологи искали нефть, а нашли соль. Причем, очень хорошую, без каких-либо химических примесей. Соли оказалось столько, что ее запасов хватит на сотни лет и даже несколько тысячелетий. Добыча соли в шахте производится на глубине 580 м с помощью горнопроходческих комбайнов. Чтобы  спуститься в шахту рудника и обойти его понадобиться целый день: клеть опустит вас на полукилометровую глубину. Дальше нужно пройти около трех километров до начала выработки. А там еще десятки километров... Тыретская соль уникальна еще и тем, что ее можно использовать в лечебных целях. Некоторые курорты приобретают ее для оборудования помещений для лечения болезней верхних дыхательных путей.

У всех народов Жизнь и Соль - слова-символы самого главного, самого существенного, самого мудрого. Соль - продукт священный. В древних мифах соль персонифицировалась с солнцем, солью проводили обряды очищения младенцев и скрепляли клятвы, лечились и платили налоги. В далекие времена она считалась драгоценностью. Нередко соль ценилась наравне с золотом, а соляные короли оказывались могущественнее монархов.

Соль издавна ценилась человечеством, её использовали в качестве денег в Китае и Эфиопии, ей выплачивали жалованье римским легионерам, она вошла в названия многих городов, например город Усолье-Сибирское  в Иркутской области. Множество пословиц, поговорок и примет связано с солью во всем мире. Кто знает, какие еще открытия могут быть сделаны в истории, связанные с этим древнейшим пищевым продуктом!

Воспитатель показывает подарок, привезенный из Тырети – «Соляной камень». Дети рассматривают его, воспитатель рассказывает: «Соль поваренная каменная находится в природе в виде залежей каменной соли (минерал - галит), добывается способом горной выработки в соляных шахтах и представляет собой белый, кристаллический со стеклянным блеском природный продукт». Ребята, а вы хотели бы узнать о соли больше?

(Да, конечно, вы так интересно рассказали о своей экскурсии и мы тоже хотели бы узнать больше об этом продукте и  подготовить о ней сообщение - небольшой доклад)

Воспитатель: Как мы можем это сделать? (составить алгоритм наших действий). В ходе коллективного обсуждения дети  называют «методы исследования». Карточки - схемы  с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования. Давайте подумаем, с чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее? «Что нам следует сделать после этого?».

(Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у взрослого», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент»).

Воспитатель:  Как  мы это будем  делать? (сначала расскажем, что мы сами знаем о соли, далее,  можно посмотреть о ней в книгах (энциклопедиях), спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре, провести опыт.) (Воспитатель вывешивает  на доску схемы-алгоритмы последовательности действий, названные  детьми).

Воспитатель: Далее будем действовать по намеченному вами плану. (Прошу детей всех вместе повторить названные методы).

Воспитатель: Ребята, а как нам запомнить так много информации о предмете?  Не запутаться и ничего не забыть? (для этого нам будут нужны карандаши и планшеты для схематичной зарисовки) Дети берут все необходимое на столе.

(Воспитатель обращает внимания на первую схему составленного алгоритма деятельности детьми).

Воспитатель: Начинаем с карточки схемы, которая стоит первой «Подумать самостоятельно».   Дети рассказывают и зарисовывают схематично эту информацию в  своих планшетах. (Рассказы детей:  Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костей и мышц. А еще соль полезна и животным. Соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Используется при консервировании овощей. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал).

Далее переходят к следующей схеме на доске « Посмотреть в книгах».  Дети берут энциклопедии в картинках,  рассматривают их, просят зачитать воспитателя найденную информацию  и зарисовывают  полученную информацию в своих планшетах. (Воспитатель зачитывает: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли.

  1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  2. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
  3. Без соли, без хлеба худо беседа.
  4. Пуд соли вместе съесть.
  5. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
  6. Без денег торговать, как без соли хлебать.
  7. Без попа, что без соли. Без попа не приход.
  8. Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
  9. Без соли, без хлеба – половина обеда.
  10. Без соли, без хлеба за стол не садятся.
  11. Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно).

(Дети зарисовывают схематично информацию в  своих планшетах).

Далее воспитатель обращает внимание на следующую карточку схему в нашем алгоритме «Спросить у взрослого». Воспитатель спрашивает, у кого можно спросить про соль?  Дети отвечают: у воспитателя другой группы, у младшего воспитателя нашей группы, у повара детского сада, позвонить  бабушке Саши Матвеева, которая работает поваром в столовой. Дети останавливают свой выбор на звонке бабушке Саши Матвеева, которую зовут Мария Николаевна.

Воспитатель набирает номер бабушки мальчика и  с помощью включения громкой связи на телефоне, дети узнают новое о материале и зарисовывают эти данные в своих планшетах).

(Рассказ бабушки: Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. В этой пещере очень красиво, она вся сверкает и переливается.  Также с помощью соли можно мыть и чистить  посуду. После обработки солью посуда будет скрипеть, и блестеть чистотой. Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания:  

  • Человека укусила змея – надо посыпать место укуса солью или привязать к ранке кусочек соли. И всё пройдет.
  • Нарывает палец – соль лучшее средство погасить воспаление.
  • Гноятся глаза – их следует промыть солёной водой.
  • А если болит желудок – нужно пить солёную воду.
  • Без соли не возможно приготовление  лекарства от головной боли -  пирамидон   

Соль издревле считалась хранительницей молодости и красоты, ее использовали,  чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной. А чтобы предохранить лицо от морщин, врачи советовали втирать соль с мёдом. Чтобы придать коже «румянец юности» - соль с ароматическими маслами.

Для того чтобы вернуть спокойствие и уверенность в себе, укрепить силу духа, полагалось принимать соляные ванны.

(Воспитатель, совместно с детьми,  благодарит Марию Николаевну за интересный рассказ о свойствах соли, ее применении и пользе).

(Дети зарисовывают схематично информацию в  своих планшетах).

Воспитатель:  Следующая карточка – схема в нашем плане «Посмотреть по телевизору». Приглашаю вас посмотреть презентацию «Добыча соли, ее применение» (показ презентации воспитателем).

(Дети зарисовывают схематично информацию в  своих планшетах).

После показа презентации проводится гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Воспитатель: А теперь немного разомнемся!

Физминутка: «Поднимаем ручки выше»
Поднимаем ручки выше,
Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись
. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.)
Выполняем три наклона,
Наклоняемся до пола,
(Наклоны вперёд.)
А потом прогнёмся сразу
Глубоко назад три раза.
(Наклоны назад.)
Выполним рывки руками —
Раз-два-три-четыре-пять.
(Рывки руками.)
А теперь мы приседаем,
Чтоб сильней и крепче стать.
(Приседания.)
Вверх потянемся, потом.
Шире руки разведём.
(Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
(Дети садятся.)

Воспитатель: Ну что же, размялись! А теперь пора за работу! Нас ждет следующая карточка - схема нашего плана «Провести эксперимент». Давайте пройдем за столы, где у нас уже все подготовлено для опытов (дети проходят за столы и рассаживаются на свои места)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов при работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место 

6. Бережно обращаться с оборудованием

Воспитатель:  Ребята, какие предметы лежат перед вами на столах? ( соль, пластмассовые ложечки, блюдца, стаканчики с водой, лупы, разноцветная жидкая гуашь, пипетки, коктейльные трубочки).  Как их можно исследовать? (можно их потрогать, попробовать на вкус, растворить, окрасить, рассмотреть через лупу  и тд.) С какого опыта начнем? Алиса: А давайте мы рассмотрим внимательно соль с помощью лупы, понюхаем ее  и подуем на нее через трубочку.

Воспитатель: Что мы узнаем при проведении опыта? ( Какого она цвета и из чего состоит) Что у нас получится в результате? (мы узнаем, какой ее цвет, состав)

 Давайте проведем опыт, что нам для этого необходимо? (посмотреть на нее через лупу, рассмотреть, подуть через трубочку)

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль белого цвета, похожа на порошок). Давайте ее понюхаем. Каков ее запах? (запаха нет)

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Давайте подуем на нее через трубочку. Что вы наблюдаете? (Соль сыплется, значит, она сыпучая).

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Дети зарисовывают результаты опыта  в свои планшеты.

Воспитатель: А  какой следующий опыт можно провести? Миша: Я предлагаю послушать какие «звуки»  издает соль.

Воспитатель: Что мы узнаем при проведении опыта? (издает ли «звуки» соль) Что у нас получится в результате? (мы узнаем, есть ли у соли «звук»).

 Давайте проведем опыт, что нам для этого необходимо? (насыпать соль в тарелочку и надавить на горку соли сухой ложкой)

Дети зарисовывают результаты опыта  в свои планшеты.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: Соль,  как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Дети зарисовывают результаты опыта  в свои планшеты.

Воспитатель: А  какой следующий опыт можно провести? Саша: А давайте попробуем растворить соль в воде. Костя: А ведь можно проверить, как соль растворяется в воде разной температуры, ведь как мы уже узнали соль используется при приготовлении пищи, а ведь пищу  же готовят на огне? Петя: А еще можно воду попробовать на вкус.

Воспитатель: Что мы узнаем при проведении опыта? (как будет растворяться в стаканах с водой разной температуры(теплой и холодной) и какая вода станет на вкус) .

Что у нас получится в результате? (Мы узнаем, в какой воде соль растворяется лучше и быстрее и вообще растворяется ли она. А также, какая вода станет на вкус).

Давайте проведем опыт, что нам для этого необходимо? (насыпать соль в стаканы с водой и понаблюдать).

Опыт № 3: «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? (В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? (попробовать на вкус) Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Вода становится соленой на вкус.

Дети зарисовывают результаты опыта  в свои планшеты.

Воспитатель: А  какой следующий опыт можно провести?  Вика: А давайте капнем на кристаллы соли разноцветной гуашью и посмотрим, что произойдет?

Воспитатель: Что мы узнаем при проведении опыта? (окрашиваются ли кристаллы соли) Что у нас получится в результате? (мы узнаем можно ли окрасить соль, может ли она быть другого цвета).

Давайте проведем опыт, что нам для этого необходимо? ( набрать пипеткой жидкую гуашь и капнуть ее на кристаллы соли, которые лежат на блюдечке.  Наблюдать, что при этом происходит).

Опыт № 4 «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»

Воспитатель: Перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Возьмите пипетки наберите гуашь и капните на соль с одного края блюдца. Что вы видите? (кристаллы соли окрашиваются постепенно в цвет гуаши)

Что произошло с кристаллами соли? (кристаллы соли окрашивают друг друга).

Вывод:  Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу.

Дети зарисовывают результаты опыта  в свои планшеты.

Воспитатель: Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Разложите на столе ваши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать по результатам проведѐнного исследования?  (Дети готовят доклад по теме исследования , собирают полученный материал исследования воедино, затем выбирают «Академика», ребенка, который оденет мантию и академический  головной убор и сделает сообщение по теме исследования)

Примерный доклад «Академика»: « Соль - это природное полезное ископаемое, добывается в рудниках.  Минерал  называется – галит. Соль высоко ценится в медицине, косметологии, полезна для людей и животных.  Используется при приготовлении пищи, засолки грибов и овощей. Ее недостаток вреден для организма. Также можно использовать для мытья посуды. Соль белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая, состоит из маленьких кристаллов, растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Вода при растворении, становится соленой на вкус. Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу.

После выступления  «Академика» – завершения доклада, устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

В конце обсуждения внести карту Иркутской области, найти на ней Тыреть и выделить найденную местность фломастером.

Воспитатель: « В следующий раз мы отправимся с вами на виртуальную экскурсию в Тыретский солерудник.  Во время, которой мы узнаем еще больше  новых и интересных фактов о соли, ее добыче и применении».

Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Что для вас было самым интересным? Что для вас было трудным? Где вам могут пригодиться знания о предмете? С кем мы можем поделиться полученными знаниями?

Всем спасибо за внимание и старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического досуга с детьми старшей группы по теме «Зимняя сказка» с использованием информационных и интерактивной технологии «Дерево знаний»

Цель данного материала доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержание...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игровых и личностно-ориентированных технологий

Конспектнепосредственно - образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста  Тема:«Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игров...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Цветок здоровья».

Цель:  Формировать  представление детей о здоровом образе жизни  человекаЗадачи: – учить сравнивать, анализировать, делать выводы; расширять представления детей о режиме дня,...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ».

Конспект  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «ЦВЕТОК  ЗДОРОВЬЯ»...