Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_udivitelnyh_prevrashcheniy.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
«Лаборатория удивительных превращений»
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды
Задачи:
- закрепить знания о круговороте воды в природе;
- расширять знания детей о свойствах воды через опытно – экспериментальную деятельность;
- устанавливать причинно-следственные связь и делать выводы;
- стимулировать познавательную активность детей;
- развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность;
- воспитывать умение работать в коллективе
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Какое сейчас время года?
- Какие признаки зимы вы знаете?
- Зимой часто идет снег, он лежит повсюду: на крышах домов, на деревьях, на машинах. Зимой можно увидеть лед.
- Что же это такое: снег и лед?
- Это – замерзшая вода. Но когда наступит весна, снег и лед растают и превратятся в воду, и по дорогам побегут веселые ручейки.
- Летом, когда солнце станет еще жарче припекать, вода в лужах превратится в пар, который поднимется высоко в небо и превратится в белоснежное облако. Облака образуют большую серую тучу, которая прольется на землю проливным дождем!
- Вот так вода в природе умеет путешествовать: с неба – попадает на землю, а с земли обратно возвращается на небо!
- Эти превращения воды ученые называют «круговорот воды в природе».
Мой знакомый художник вот так изобразил это превращение! (плакат «Круговорот воды в природе»)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никуда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова течет.
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
2). Эксперимент отсроченный.
- Ребята, хотите посмотреть, как это происходит в нашей жизни. Посмотрите, у нас на тарелке снег. Мы его поставим в теплое место и посмотрим, что с ним произойдет…
3) Практическая деятельность.
- А пока наш снег превращается, я хочу предложить вам стать на некоторое время учеными, которые будут изучать воду, ее свойства и вести дневник наблюдения. Не случайно мы сегодня так одеты. - Кто такие ученые?
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся специальные материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
- Сейчас мы узнаем, имеет ли имеет ли вода какую – то форму. А вы что думаете по этому вопросу? Сейчас мы это проверим, а поможет узнать нам колбы .
- На ваших столах находятся колбы какой формы (коническая, круглая, цилиндрическая).
Инструкция: из стакана перелить воду в пустой сосуд.
- Какой модно сделать вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, т.е. своей формы у нее нет.
- Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля становится влажной.
Итак, какой вывод мы сделали? (ответы детей) Запишем это в своем дневнике.
(Пиктограмму которая символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода? Прозрачность.
- Мы продолжаем изучать свойства воды и узнаем, имеет вода цвет? А вы что думаете по этому вопросу?
Инструкция: возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем предмет (киндер-игрушка) и опустим его в стакан с водой. Нам видно игрушку? (ответы детей). А теперь проведем этот опыт со стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
- Вывод: через воду игрушка видна, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость. Отметим этот факт в нашем дневнике ученых.
4). Д/И «Ходят капельки по кругу».
Ребята, сегодня я вам хочу предложить поиграть в игру «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками. Вы полетели путешествовать на землю.
Дети свободно перемещаются по всему залу.
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).
Дети - капельки соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки).
Дети - Капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Смена музыки. Музыка океана).
Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.
Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх. Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.
Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.
Дети - Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.
5). Продолжение опытов.
Опыт 3 «Превращение вода - пар - вода». (проводит воспитатель)
- Сейчас мы с вами опытным путем увидим превращение воды в пар. Я термос налила горячую воду, сейчас мы его откроем и увидим…
- Что вы видите? (ответы детей) Это значит, вода превратилась в пар.
- А сейчас я покажу, как пар снова станет водой… (чашка Петри)
- Отметим результат исследования в нашем дневнике!
Опыт 4. Вода – растворитель.
- Давайте узнаем, может ли вода растворять в себе различные вещества.
Для этого ребята 1 стола в воде будут растворять соль, 2 – сахар, 3 – крахмал, 4 – масло. Опускаем содержимое в стакан. Смотрим, что произошло с веществом? (ответы детей)
- Соль, сахар – растворился – их в воде не видно; а масло и мука не растворились, мы их видим.
- Запишем результат исследования в научном дневнике.
Опыт 5. Тонет, не тонет. Способность воды удерживать предметы.
- И последний эксперимент на сегодня. Сейчас мы узнаем, может ли вода удерживать на поверхности разные предметы.
- Для этого каждый из вас опустит предмет в стакан с водой, посмотрим, что произошло с предметом? (ответы детей)
Вывод: тяжелые предметы тонут, легкие нет. Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Запишем это в нашем дневнике!
6). Отсроченный эксперимент.
- Ребята, а вы не забыли про снег. Давайте посмотрим, что с ним произошло?
– Почему снег превратился в воду? (ответы детей)
7). Подведение итогов занятия:
- Ребята, сегодня придя домой, что вы расскажите родителям? Что нового вы узнали о воде?
Молодцы! Наша экспериментальная деятельность закончилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»
Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Обогащение знаний детей о родном крае....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Аквагрим сделаем сами»
Развитие в детях инициативы и самостоятельности, креативности и творческого мышления....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...
Занятие – квест «Увлекательное путешествие» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Количество детей:13 человекВозраст детей: 4-6 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы.
Тема: «Путешествие в сахарную страну» по методике А. И. Савенкова....