Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чигирина Наталья Анатольевна

Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_udivitelnyh_prevrashcheniy.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

«Лаборатория удивительных превращений»

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды

Задачи:

  • закрепить знания о круговороте воды в природе;
  • расширять знания детей о свойствах воды через опытно – экспериментальную деятельность;
  • устанавливать причинно-следственные связь и делать выводы;
  • стимулировать познавательную активность детей;
  • развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность;
  • воспитывать умение работать в коллективе

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Какое сейчас время года?

- Какие признаки зимы вы знаете?

- Зимой часто идет снег, он лежит повсюду: на крышах домов, на деревьях, на машинах. Зимой можно увидеть лед.

- Что же это такое: снег и лед?

- Это – замерзшая вода. Но когда наступит весна, снег и лед растают и превратятся в воду, и по дорогам побегут веселые ручейки.

- Летом, когда солнце станет еще жарче припекать, вода в лужах превратится в пар, который поднимется высоко в небо и превратится в белоснежное облако. Облака образуют большую серую тучу, которая прольется на землю проливным дождем!

- Вот так вода в природе умеет путешествовать: с неба – попадает на землю, а с земли обратно возвращается на небо!

- Эти превращения воды ученые называют «круговорот воды в природе».

Мой знакомый художник вот так изобразил это превращение! (плакат «Круговорот воды в природе»)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никуда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает и снова течет.

В природу вглядитесь:  

 Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода!

2). Эксперимент отсроченный.

- Ребята, хотите посмотреть, как это происходит в нашей жизни.     Посмотрите, у нас на тарелке снег. Мы его поставим в теплое место и посмотрим, что с ним произойдет…

3) Практическая деятельность.

- А пока наш снег превращается, я хочу предложить вам стать на некоторое время учеными, которые будут изучать воду, ее свойства и вести дневник наблюдения. Не случайно мы сегодня так одеты. - Кто такие ученые?

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся специальные материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

- Сейчас мы узнаем, имеет ли имеет ли вода какую – то форму. А вы что думаете по этому вопросу? Сейчас мы это проверим, а поможет узнать нам колбы .

- На ваших столах находятся колбы какой формы (коническая, круглая, цилиндрическая).

Инструкция: из стакана перелить воду в пустой сосуд.

- Какой модно сделать вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, т.е. своей формы у нее нет.

- Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля становится влажной.

Итак, какой вывод мы сделали? (ответы детей) Запишем это в своем дневнике.

(Пиктограмму которая символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода? Прозрачность.

- Мы продолжаем изучать свойства воды и узнаем, имеет вода цвет? А вы что думаете по этому вопросу?

Инструкция: возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем предмет (киндер-игрушка) и опустим его в стакан с водой. Нам видно игрушку? (ответы детей). А теперь проведем этот опыт со стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

- Вывод: через воду игрушка видна, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость. Отметим этот факт в нашем дневнике ученых.

4). Д/И «Ходят капельки по кругу».

Ребята, сегодня я вам хочу предложить поиграть в игру «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель: Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками. Вы полетели путешествовать на землю.

Дети свободно перемещаются по всему залу.

Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.

(Смена музыки. Музыка ручейка). 

Дети - капельки соединяются парами и составляют ручейки.

Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.

 (Смена музыки. Музыка реки).

Дети - Капельки соединяются в одну цепочку.

Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.

(Смена музыки. Музыка океана).

Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.

Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх. Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.

Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.

Дети - Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.

5). Продолжение опытов.

Опыт 3 «Превращение вода - пар - вода». (проводит воспитатель)

- Сейчас мы с вами опытным путем увидим превращение воды в пар. Я термос налила горячую воду, сейчас мы его откроем и увидим…

- Что вы видите?  (ответы детей) Это значит, вода превратилась в пар.

- А сейчас я покажу, как пар снова станет водой… (чашка Петри)

- Отметим результат исследования  в нашем дневнике!

Опыт 4. Вода – растворитель.

- Давайте узнаем, может ли вода растворять в себе различные вещества.

Для этого ребята 1 стола в воде будут растворять соль, 2 – сахар, 3 – крахмал, 4 – масло. Опускаем содержимое в стакан. Смотрим, что произошло с веществом? (ответы детей)

- Соль, сахар – растворился – их в воде не видно; а масло и мука не растворились, мы их видим.

- Запишем результат исследования в научном дневнике.

Опыт 5. Тонет, не тонет. Способность воды удерживать предметы.

- И последний эксперимент на сегодня. Сейчас мы узнаем, может ли вода удерживать на поверхности разные предметы.

- Для этого каждый из вас опустит предмет в стакан с водой, посмотрим, что произошло с предметом? (ответы детей)

Вывод: тяжелые предметы тонут, легкие нет. Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Запишем это в нашем дневнике!

6). Отсроченный эксперимент.

- Ребята, а вы не забыли про снег. Давайте посмотрим, что с ним произошло?

– Почему снег превратился в воду? (ответы детей)

7). Подведение итогов занятия:

- Ребята, сегодня придя домой, что вы расскажите родителям? Что нового вы узнали о воде?

Молодцы! Наша экспериментальная деятельность закончилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»

Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Аквагрим сделаем сами»

Развитие в детях инициативы и самостоятельности, креативности и творческого мышления....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...

Занятие – квест «Увлекательное путешествие» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Количество детей:13 человекВозраст детей: 4-6 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...