Социально-личностное развитие дошкольников в контексте ФГТ
материал по окружающему миру по теме
В данной работе раскрывается одно из четырех направлений развития дошкольников в рамках ФГТ - социально-личностное развитие. Представлен опыт работы дошкольного учреждения в данном направлении: задачи ДОУ, используемая методическая литература, взаимодействие с родителями, формы работы с детьми по освоению образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-lichnostnoe_razvitie_doshkolnikov.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности внедрения ФГТ в рамках
социально-личностного развития дошкольников
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
В данном документе определены
Основные 4 направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Каждое из направлений включает в себя образовательные области.
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Направления ФГТ через совокупность образовательных областей обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.
Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие детей.
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
- знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
В сфере социально-личностного развития основными образовательными областями являются:
- Социализация:
- освоение первоначальных представлений социального характера;
- включение детей в систему социальных отношений.
- Безопасность:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- Труд:
- формирование положительного отношения к труду.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей вам представлены на экране.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся те, которые вам представлены на экране.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и конечно, родителей.
Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.
Можно выделить несколько основных принципов организации процесса социального воспитания:
Таким образом, основной целью нашего дошкольного образовательного учреждения по социально-личностному развитию дошкольников является: способствование своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста:
Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Более широкие возможности для социально-личностного развития детей представляет собой включение таких парциальных программ, как «Мы» Н.Н. Кондратьевой; «Я – ты – мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; «Открой себя» Е.В. Рылеевой; «Я – Человек» С. А. Козловой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Росток» А.М. Страунинг, в Основную общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников
Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех областях социально-личностного направления.
Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.
Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.
В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:
Для того чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.
Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:
5. Характеристика воспитанника перед поступлением в школу
Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие ребенка. Работая с дошкольниками по приоритетному направлению – социально-личностному развитию, мы стремимся к тому, чтобы у будущего выпускника нашего учреждения были сформированы следующие личностные качества, знания, умения и навыки:
Таким образом, в своей работе педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стремятся, чтобы у воспитанников был сформирован высокий уровень социально-личностного развития.
Формы работы с детьми по освоению образовательных областей
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Социализация»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Труд»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление социально-личностных нарушений у дошкольников методом рисования на песке.
Описание опыта работы с дошкольниками, имеющими эмоционально-личностные расстройства методом песочного рисования....
Социально-личностное развитие дошкольников в контексте ФГТ
В данной презентации раскрывается основное содержание работы ДОУ по социально-личностному развитию дошкольников....
Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...
«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.
Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их обще...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по социально – личностному, эмоциональному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей четвертого года жизни тема: «Путешествие по волшебному лесу »
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры общения и разрешения проблемных ситуаций....
Консультация для воспитателей "Развитие социально-личностной компетенции у дошкольников"
В современной системе образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция....