Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по образовательной области «Познание».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Грищенко Ирина Павловна
Представленный материал разработан мною по образовательной области "Познание", интеграция областей "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка", "Социализация". Тема: « Птицы наши друзья». В процессе данного вида деятельности у детей расширяются и систематизируются знания о перелётных и зимующих птицах. Развивается познававтельный интерес к птицам, их природным особенностям, использование аудиоматериала, продуктивной деятедльности направлено на достижение поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность  в подготовительной группе по образовательной области  «Познание».

Тема: « Птицы  наши друзья».

Цель: расширить  и систематизировать представление  детей о птицах. Вызвать желание   заботиться о них.

Задачи:

Образовательные: учить детей классифицировать птиц  по принципу: «зимующие – перелётные»  на основе связи между характером корма и способом его добывания; уточнить знания о сезонной жизни птиц, об  особенностях  их жизни зимой;  называть их и отмечать особенность внешнего вида. Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли   понятно для  окружающих. Формировать умение использовать для создания образа птицы способ лепки из целого куска  пластилина.

Развивающие: развивать логическое мышление,  познавательный интерес  в процессе ознакомления с  сезонной  жизнью птиц. Развивать построение высказывания, помогать более точно, характеризовать особенность внешнего вида птиц. Развивать художественное творчество: передавать форму и характерные особенности птицы.

Воспитательные:  воспитывать заботливое отношение к  птицам, желание  помочь им в трудное  холодное  и голодное  время года.

Материал:  музыка природы (аудиозапись «Голоса птиц»),   предметные картинки -  перелётные и зимующие птицы; картина с изображением кормушки,  картина с изображением  улетающих птиц, доски для лепки, стеки, пластилин, салфетки, конверт.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

Дети сидят  на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но  только оно без обратного адреса. Кто его нам прислал? Откроем.

Воспитатель открывает письмо, и дети  слышат нарастающий   звук  голосов птиц.

Воспитатель: Ребята, а письмо с загадками.

Читает:   Здравствуйте, наши  друзья! Мы  маленькие  помощники природы. Кто мы, узнаете из  отгадок.  Очень просим Вас помочь  нам. Скоро зима, и часть из  нас улетает  в тёплые края. Очень просим,  сделать для нас памятные подарки.

Загадки:  Буян-мальчишка,
               В сером армячишке.

                По дворам шныряет,
                Крохи собирает.                                    Дети:  воробей.

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы.

Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?                                                 Дети:  ворона.

 Весной прилетает птица.

Поле вспашут – там любит кормиться.         Дети:  грач.

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.                                Дети:  дятел.

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца.
                          Дети: ласточка.

Воспитатель: Ребята, вы догадались кто это?

Ответ детей: птицы.

Воспитатель: Молодцы. Вот сидят все птицы в ряд с нами поиграть хотят. Игра на внимание.  Я называю птиц, но если я ошибаюсь и называю не птицу, то вы хлопаете в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, вороны, стайкой макароны (хлопают).

Прилетели птицы: голуби, синицы, вертолёты (хлопают), галки.

Прилетели птицы: голуби, лисицы (хлопают).

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, злые комары.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,  аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы – все вы молодцы.

Воспитатель: Очень много  разных красивых птиц прилетело.  Давайте вспомним, как  называют птиц,  которые остаются зимовать? (Зимующие).

Воспитатель:  Как называют птиц, которые зимой улетают, а весной возвращаются? (Перелётные). Молодцы.

Воспитатель предлагает посмотреть на  доску, на которой  расположены с картины с   изображением  кормушки,  улетающих птиц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на первой картине?

Ответ детей: кормушка.

Воспитатель: Для чего и когда нужна кормушка?

Ответ детей: Кормушка нужна зимой, когда птицам голодно. Человек подкармливает зимующих птиц. В кормушку насыпает зерно, пшено, семечки.

Воспитатель: посмотрите, что изображено на второй картине?

Ответ детей: Осень, холодно.  Птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель: ребята, поиграем ещё.  Игра называется «Зимующие и перелётные птицы». На подносе лежат картинки с изображением разных птиц. Нужно выбрать  к картине с кормушкой зимующих птиц, а к картине  с улетающими птицами – перелётных птиц.  Называем птицу и объясняем  свой  выбор.

Хочу напомнить:   Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что  не хватает   корма. Они питаются разными насекомыми, а в холодное время насекомых нет.  Вот они и стремятся туда, где тепло и много насекомых. Зимующие птицы питаются семенами, ягодами.

Дети по одному выбирают одну картинку с изображением птицы, отмечают,   к какой картине она подходит, и почему.

Воспитатель:  Молодцы! Всё правильно получилось.  Представьте, что вы  превратились в птиц… (Физкультминутка).

-Хватит спать! Пора вставать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
         (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) 
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (
Наклоны влево  - вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем —
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать!
(Приседания.)

Воспитатель:  Уважаемые птицы, не  шумите, не спешите, а немного  отдохните!

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Помните, в письме наши друзья просят  нас о помощи. Я предлагаю Вам слепить  птицу, используя пластический  способ лепки из целого куска пластилина.

Воспитатель предлагает рассмотреть детям понравившуюся картинку с изображением птицы, дети отмечают  отличительные особенности, которые  необходимо передать в образе: размер, форма головы, хвоста, крыльев, окраска оперения.

Воспитатель:  для создания фигурки птицы мы раскатываем столбик. Что дальше?

Ответ детей: выгибаем оба конца столбика вверх -  получается голова, туловище и хвост.

Воспитатель: Молодцы, но не забываем придавать необходимую форму  хвоста и головы, стараемся соблюдать пропорции.

Пальчиковая гимнастика «Птицы» (хлопают в ладоши):

Прилетели  птицы стайкой:

Воробей, синица, сойка, свиристель, (загибают пальцы обеих рук).

Развесёлый чиж и совушка – сонная головушка, голубь, скворушка – серенькое пёрышко, зяблик, стриж, и злой орлан – разбегайтесь, по домам. (Убирают руки  за спину).

Воспитатель:  ребята, для чего  нам нужна стека?

Ответ детей: стекой разукрашиваем пёрышки и хвост.

Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь  под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Наши друзья очень будут рады вашим подаркам.  Сколько разных птиц вы вылепили. Молодцы! Расскажите, что  интересного вы узнали, вспомнили? Каких птиц мы лепили?

Ответы детей:

Воспитатель: Мы с вами отправим посылку с нашими работами  в лес, лесным птицам, а они передадут  остальным.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ. (Александр Яшин)

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

В конце занятия воспитатель предлагает  послушать пение птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по образовательной области «Познание».

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области " Познание",  на тему: « Птицы  наши друзья». Данный вид деятельности направлен на расширение и  систематиз...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Космические спасатели"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Космические спасатели"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Познание» На тему: "Познай себя"

Программное содержание:Закрепить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела. Развивать умение детей слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы во...