конспекты занятий по ознакомлению младших дошкольников с комнатными растениями
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
очень трудно знакомить младших дошкольников с растениями, так как они статичны и не очень привлекают внимание малышей. Чтобы дети легче запоминали материал мы рекомендуем использовать модели и деятельность моделирования. Попробуйте!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «В гостях у бальзамина»
Программное содержание:
- Дать детям знания о внешнем виде бальзамина, о его строении - стебель листья, цветки; знания о величине, количестве и характере поверхности листьев.
- Закреплять знания детей о способах ухода за растениями (полив), о потребности растений в воде.
- Развивать деятельность наблюдения, сенсорные способности.
- Воспитывать интерес к миру растений.
Материал: комнатное растение - бальзамин, картинки - модели, наборное полотно.
Словарная работа: бальзамин, стебель, листья, цветки, гладкие, лейка.
Ход занятия:
- Игровой момент:
Пришла посылка от друзей из другого детского сада. А там цветок – бальзамин. Полюбуйтесь, посмотрите, какой он красивый, нарядный.
- Художественное слово:
«Цветок – огонек»
- Рассматривание цветка:
- Посмотрите внимательно, ребята, на бальзамин, какие яркие у него цветочки! Поэтому его еще иногда называют цветок - огонек. Цветки у бальзамина яркие, их много, они похожи на огоньки. Какого цвета цветки у бальзамина? (красные). Воспитатель выставляет на наборное полотно модель цвета.
- Обследование: - А что еще есть у бальзамина? (стебель). А на стебле что растет? (листья). Какого они цвета? Листочков много или мало?
(воспитатель показывает карточки, обозначающие численность, выставляет на наборное полотно карточку, обозначающую большое количество).
- Ребята, посмотрите, (их много) листья у бальзамина большие или маленькие? Давайте проверим.
- Сравнение величины листка со своей ладошкой: дети подставляют ладонь под листок и говорят: листочек маленький и воспитатель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку.
- Обследование, вопросы: А как вы думаете, ребята, стебель у бальзамина гладкий или шероховатый (шершавый)? Как мы можем это проверить? (потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение.
- Потрогай стебель бальзамина и скажи, какой он? (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне. (выставляет на наборное полотно).
- Потрогай лист и скажи, какой он (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне.
- Пояснение: бальзамин - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; бальзамин живой, также как и мы, он дышит листочками; у бальзамина свой дом - горшок с землей.
- А еще бальзамин питается? Вы знаете чем? (водой). Да, мы поливаем бальзамин, и он пьет воду корнями; корни находятся в земле.
- Трудовое поручение: Возьмем леечку и польем наш бальзамин: леечку ставим на край горшка и аккуратно льем воду в землю. Вот так, правильно! Как бальзамину понравилось, он стал веселым (в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком).
- Подведение итога: У нас появилось новое комнатное растение - бальзамин. Мы много о нем узнали и научились за ним ухаживать (поливать). Ребята, смотрите, бальзамину у нас понравилось, он стал веселым ( в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком). Поставим его вот здесь, у окна. Оставайся у нас, бальзамин, мы рады тебе!
Конспект занятия «Знакомство с фикусом»
Программное содержание:
- Дать детям знания о внешнем виде фикуса, его строении - стебель, листья (листья большие, зеленого цвета, они гладкие, их много; стебель один, растет вверх, прямой).
- Закрепить умения правильно поливать фикус; знания о потребности растения в воде, о том, что фикус – живой.
- Развивать деятельность наблюдения, умение обследовать; интерес к миру растений.
- Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.
Материал: комнатное растение - фикус, карточки - модели, наборное полотно, лейка.
Словарная работа: стебель, листья, гладкие, большие, лейка, фикус.
Ход занятия:
- Игровой момент: Ребята, нам пришло письмо: «Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас в гости. Приходите ко мне в зимний сад. Жду с нетерпением встречи с вами. Фикус».
- Кто такой фикус? Ребята, вы хотите узнать? Тогда собираемся в путь:
Большие ноги идут по дороге
Маленькие ножки идут по дорожке.
- Сюрпризный момент:
- Вот мы с вами и пришли! Посмотрите, кто нас ждет - комнатный цветок - фикус. Поздоровайтесь с фикусом!
- Обследование, вопросы:
- Посмотрите, ребята, какой фикус красивый. Какие у него листья, стебель! Скажите, что есть у фикуса? (стебель).
Стебель у фикуса прямой, покажите его. Вот такой, как на этой карточке, посмотрите. (ставит карточку на панно)
А на стебле что растет? (листья). Вот какие листочки, как на этой карточке. (ставит карточку на панно)
Какого цвета листья? (ставит карточку на панно)
Листья у фикуса большие или маленькие? Давайте проверим.
- Обследование, сравнение величины листка со своей ладошкой: дети подставляют ладонь под листок и говорят: листочек большой и воспитатель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку.
- Обследование, вопросы: Как вы думаете, ребята, стебель фикуса - гладкий или шершавый? (потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение. Потрогай стебель фикуса и скажи, какой он? А теперь найди с карточку с гладкой поверхностью, покажи мне (воспитатель выставляет ее на наборное полотно).
- Потрогай лист и скажи, какой он? (гладкий). Да, листья у фикуса плотные, большие, гладкие. Найди карточку с гладкой поверхностью и покажи мне. (ставит карточку на панно)
- Обобщение: фикус - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; фикус живой, также как и мы, он дышит листочками. У фикуса есть свой дом - горшок с землей. А еще фикус питается? Вы знаете, чем? (водой). Да, мы поливаем фикус водой и он пьет воду корнями; корни находятся в земле. Вот они какие, как на этой карточке.
- Трудовое поручение - полить фикус. Ребята, давайте напоим фикус. У меня есть лейка с водой, бери ее аккуратно, ставь носик на край горшка и осторожно лей воду в землю. Вот так, молодец.
Подведение итога: - Мы были в гостях у комнатного цветка, которое называется фикус. Мы много о нем узнали и научились его поливать. Ребята, вам понравился фикус, пойдем еще раз к нему в гости? А теперь давайте прощаться с фикусом. До свидания, фикус! Мы еще к тебе придем.
Конспект занятия «Знакомство с аспидистрой»
Программное содержание:
- Дать детям знания о внешнем виде аспидистры, ее строении - стебель, листья, корни; дать знания о величине, количестве и характере поверхности листьев (листья большие, их много, они гладкие).
- Дать знания о том, что аспидистра – живая; дышит листьями, пьет воду – корнями.
- Закреплять знания о способах ухода за растениями (полив, протирание листьев аспидистры тряпочкой), о потребности растений в воде.
- Развивать умение обследовать; развивать интерес к миру растений.
- Воспитывать желание ухаживать за растениями.
Материал: комнатное растение - аспидистра, тряпочки для протирания листьев, наборное полотно.
Словарная работа: аспидистра, стебель, листья, корни, лейка, полить, протереть.
Ход занятия:
- Игровой момент:
- Кукла Оля нас приглашает погулять. Пойдем гулять с Олей? Собирайтесь. («Большие ноги, маленькие ножки»)
- Сюрпризный момент: - Ой, ребята, посмотрите, кого это мы с вами встретили? Это кошка? Птичка? Рыбка? А кто это? (комнатное растение). Правильно, комнатное растение, а называется оно – аспидистра или дружная семейка. Поздоровайтесь с аспидистрой! (Здравствуй, аспидистра)
- Обследование, вопросы:
- Посмотри, Оля! Посмотрите, ребята, какая аспидистра красивая, интересная! Скажите, что есть у аспидистры? листья
Найдите карточку с изображением листочка, покажите мне. (воспитатель ставит карточку на наборное полотно).
Листья у аспидистры какого цвета? (зеленые). Найди карточку и покажи мне. (ставим на наборное полотно).
Ребята, Оля, а листья большие или маленькие? Давайте проверим.
- Сравнение величины листка со своей ладошкой (вывод: листья большие) - Найдите карточку, где нарисован большой листок. Покажите мне.
- Обследование: - Как вы думаете, листья у аспидистры гладкие или шершавые? Как можно это проверить? (потрогать) Помните, как нужно это делать? (аккуратно, не повредив растение) Потрогай лист аспидистры и скажи, какой он? (гладкий). Найдите карточку с гладкой поверхностью, покажите мне. (воспитатель выставляет карточку на наборное полотно).
Сколько листьев у аспидистры? (много). Найди карточку, где изображено много листьев, покажи (воспитатель выставляет на наборное полотно). Правильно, у аспидистры много листьев, они растут вместе, дружно, поэтому аспидистру называют еще «дружная семейка».
- Пояснение: Аспидистра - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; аспидистра - живая: она дышит листьями, пьет воду корнями. У аспидистры свой дом - горшок с землей; в горшке с землей у аспидистры корни.
- Обследование, вопросы:
- Ребята, расскажите кукле Оле, что нужно растению, чтобы расти? (свет). Вот карточка, которая обозначает свет, посмотри Оля.
- Что еще нужно комнатному растению? (тепло). Правильно, вот карточка, которая обозначает тепло, посмотрите.
- Ребята, вспомните, расскажите Оле, чем питаются растения? (водой). Вот карточка, которая обозначает воду. Откуда растения берут воду? (мы поливаем растения).
- Трудовое поручение: - Ребята, мы уже умеем поливать и мыть цветы, давайте и Олю научим. (дети выполняют трудовое поручение по одному, с помощью взрослого).
- Подведение итога:
- Мы были на прогулке, встретились и познакомились с аспидистрой; мы много о ней узнали. А еще мы научили Олю поливать и мыть комнатные растения.
Конспект занятия «Знакомство с бегонией крапчатой».
Программное содержание:
- Дать детям знания о внешнем виде бегонии крапчатой, ее строении - стебель, листья; отличительные особенности внешнего вида - листья большие и гладкие, их много, на листьях крапинки, поэтому бегонию называют крапчатой.
- Закреплять знания о способах ухода за растениями (полив и протирание листьев тряпочкой), о потребности растений в воде.
- Развивать умение обследовать.
- Воспитывать желание ухаживать за растениями.
Материал: комнатные растения - бальзамин, фикус, аспидистра, бегония крапчатая, карточки - модели «строение растений», игрушка - котенок.
Словарная работа: стебель, листья, гладкие, большие, лейка, бегония крапчатая.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, кто к нам опять пришел? Котенок Пушок! - Здравствуй, котенок! Ребята, поздоровайтесь. Котенок очень соскучился и хочет с нами поиграть. Поиграем с ним, ребята? (организуется игра с котенком. Воспитатель прячет его сначала за комнатные растения, знакомые детям (фикус, бальзамин, аспидистру), а затем за новое растение бегонию крапчатую, которая стоит на столе, на переднем плане).
- Рассматривание.
- А теперь, за чем спрятался Пушок? Что это такое? Не знаете? А ты Пушок? Хотите узнать? Тогда рассаживайтесь поудобнее и Пушка посадите рядом на стульчик.
- Это растение называется бегония крапчатая. Запомнили название? Поздоровайтесь с бегонией крапчатой. Посмотрите, какая она красивая. Нравится она вам? Хотите составить рассказ про бегонию крапчатую с помощью карточек, которые есть у меня?
3. Обследование, вопросы (по ходу занятия воспитатель выставляет карточки - модели):
- Посмотрите внимательно, что есть у бегонии? Правильно, у бегонии есть стебель – он прямой и ровный, как на этой карточке. Подойди, покажи стебель.
- Что еще есть у бегонии? Да, листья. Подойди. Покажи, где еще листья?
- Какого они цвета? Как вы узнали? (посмотрели и увидели). Что еще есть на листьях у бегонии крапчатой? ( на листьях есть белые пятнышки – «крапинки», поэтому бегонию назвали крапчатой. Подойди, покажи еще «крапинки», а еще.
Какого размера листья? Большие или маленькие? Давайте проверим.
4.Сравнение величины листка со своей ладошкой.
(вывод: листья большие и воспитатель выставляет соответствующую карточку).
5. Обследование, вопросы:
- Скажите, ребята, сколько листьев у бегонии: много или мало?
Правильно, много, покажите мне эту карточку.
Пушок, ребята, как вы думаете, листья у бегонии гладкие или шероховатые? Как можно это проверить? Вы помните, как надо брать растения? (аккуратно, осторожно).
Пушок, ребята, а вы знаете, почему бегония выросла такая большая и красивая? Как нужно ухаживать за растениями? (мыть, поливать). Найди и покажи мне карточку, на которой нарисовано, как нужно ухаживать? (ребенок показывает карточку воспитателю, он выставляет на наборное полотно). В процессе ответа детей воспитатель уточняет как и чем нужно поливать растения, и как правильно протирать листья.
6. Составление рассказа с помощью карточек (обобщение).
- Это комнатное растение, зовут его бегония крапчатая. У нее есть стебель и листья, листья у бегонии зеленого цвета, на них есть пятнышки - крапинки, потому бегонию называют крапчатой. Листья большие, их много, на ощупь они гладкие. Бегонию крапчатую нужно поливать водой, а листья протирать влажной тряпочкой.
- Вот какое красивое растение у нас в зимнем саду. Нравится оно вам? Полюбуемся бегонией крапчатой, улыбнемся ей!
7. Игровой момент, как в начале занятия проводится 3-4 раза, с игровым персонажем – котенком Пушком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по трудовому воспитанию "Уход за комнатными растениями"
Конспект занятия по трудовому воспитанию"Уход за комнатными растениями" 2 младшая группа...
Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» 2 младшая группа
1)- Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. -Уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения.-Закреплять знания...
Конспект занятия в старшей группе «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка»
1. Уточнить знания у детей о приемах ухода за растениями и их последовательности2. Закрепить приемы рыхления.3. Познакомить с новым видом ухода – удобрением почвы, сообщить некоторые правила вне...
Методическая разработка «Цветоград» или ознакомление старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей»
В данной методической разработке широко рассматривается вопрос ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями, как метод и средство всестороннего развития детей.Раскрываются цели, зада...
Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» младшая группа
Цель: развитие интереса к комнатным растениям;Задачи:уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения;закрепить знания детей о потребностях растений в в...
Конспект ООД во 2 младшей группе «Сравнение комнатных растений»
Организованная деятельность дает детям представление об основных отличительных чертах комнатных растений. знакомит с основными отличительными черты комнатных растений,закрепляет строении цветка (...