Проект "Чудесные превращения воды"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данный проект формирует представления детей, о том, что такое снег, и помогает изучить его свойства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudesnoe_prevrashchenie_vody.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 48

«Незабудка»  города Невинномысска

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:  «ЧУДЕСНЫЕ  ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР

СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

Образовательные  области: Социализация. Коммуникация. Познание. Речевое развитие. Коррекционно- развивающая.

(Проводился проект с 25 ноября по 20 декабря 2019 года)

                                                                 Разработала и провела:

                                                                                   учитель- логопед Ширяева Е.И.

                                                                                   20 декабря 2019 года

                                             

                                                    г. Невинномысск, 2019 г.

Участники проекта:
- дети старшей и подготовительной комбинированных групп;
- учитель- логопед;
- родители воспитанников.

Вид проекта:

Познавательный, информационно- творческий, групповой, краткосрочный.

Цель:

Формирование представлений детей, что такое снег, изучение его свойств.

Для достижения данной цели поставлены следующие 

Задачи:

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

Узнать, как образуется снег, лед, иней.

Познакомить с разнообразием форм снежинок.

Изучить свойства снега (почему снег белый и почему скрипит иногда)

Можно ли иней считать снегом.

Определить чистоту снега.

Формировать умения детей делать выводы и умозаключения,

Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Проблема проекта

В ходе беседы выяснилось, что знания и словарь дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?»Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге, пополнить активный словарь понятиями по теме.

Гипотеза: Если мы узнаем, как образуется снег, то поймем, почему он падает на землю.

Методы исследования:

- Беседа с детьми: «Что мы знаем о снеге».

- спросить у взрослых как образуется снег.

- найти информацию про снег, о его свойствах в Интернете, в детской энциклопедии «Все обо всем».

- эксперимент «Испарение воды в мороз»

- эксперимент «Свойства снега»

- эксперимент «Что такое иней»

- эксперимент «Исследование чистоты снега»

- эксперимент «Тепло или холодно»

Ожидаемые результаты:

-Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.

-Воспитание бережного отношения к природе.

-укрепление исследовательского интереса к природе.

-Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

- Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Формы реализации проекта:

Занятия.

Беседы.

Наблюдения.

Игровая деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность.

Этапы реализации проекта:        

1.   Организационный (подготовительный):

  • Подбор художественной литературы (рассказов, стихов, загадок, пословиц, поговорок) по теме.
  • Подбор иллюстративного материала по теме.
  • Разработка мероприятий по теме проекта.
  • Ознакомление детей и родителей с целями, задачами проекта и его практическим осуществлением.

2. Основной:

Формы и методы работы:

  • Коррекционно- развивающие занятия по темам проекта.
  • Чтение художественной литературы

          Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький    

          снежочек…»,«Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)

          Поэзия:, «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет    

          «Мама! Глянь-ка из окошка…», В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет?

          Кто как читает?»;Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В.    

          Одоевский «Мороз Иванович». Е. Благинина «Снег», А.Дэви «Зима»,     

          «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников   

          «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки,  

          мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М.    

          Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки»,  

          А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье    

          зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»

          Драматизация сказки «Заячья избушка»;

  • Рисование: «Деревья в снегу», «Снежный лес», «Снежинки».
  • Постройки из снега «Горка», «Тоннель».
  • Вырезывание снежинок из бумаги, изготовление снежинки из материалов.
  • Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий), за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед,
  • Беседа о зимних явлениях природы.
  • Опыты со снегом и льдом.
  • Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.
  • Составление описательных рассказов по картинам о зиме.
  • Заучивание стихотворений о зиме, снежинках.
  • Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
  • Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,«Снег может быть опасным» 

          (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые    

          козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).

  • Игровая деятельность: дидактические настольно- печатные игры, развивающие игры на формирование навыков словообразования, словоизменения, фонематического слуха, образования грамматических категорий.
  • Работа над «рассказыванием» стихотворений с детьми старшей группы.
  • Изготовление и написание детьми приглашений для родителей.
  • Участие детей в изготовлении снежинок совместно с родителями.

III этап - Заключительный этап:

  • Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
  • Выступление детей совместно с родителями и презентация проекта.

Работа с родителями:

  • Привлечение родителей воспитанников к:

          - оказанию помощи в сборе информации по теме проекта с    помощью    

          Интернета,   просмотра телепередач о превращениях воды в природе;

          - созданию выставки «Чудесные снежинки».

  • Мастер- класс на тему: «Изготовление снежинки с помощью разных техник.

Выводы:

  • Проведение проекта способствовало:

          - внедрению современных методов и технологий в  коррекционную  работу;

          - повышению темпа развития речи в целом, за счет включения детей с  ОВЗ  

            в  творческую деятельность;        

          - автоматизации правильного произношения у детей старшей группы;

          - раскрытию творческого потенциала дошкольников;

          - речевому раскрепощению детей, несмотря на имеющиеся  у них речевые  

          возможности;

          - позитивному взаимодействию детей, учителя-логопеда и родителей.

Ход занятия.                                        

Логопед        Здравствуйте, дорогие родители и гости. Мы с ребятами провели                                                                                                                                                  исследовательский проект «Чудесные превращения воды». И то, что они узнали, мы сегодня вам расскажем и покажем.

Ребята, отгадайте загадку:                   Белый пух лег на дороги,

                                                                На ступеньки и пороги.

                                                                Знает каждый человек —

                                                                Этот пух зовется... (снег)

                                            Слайд 1

Логопед        Что такое снег и откуда он берется, нам расскажет Ева

Ева                 Снег состоит из отдельных снежинок. Снежинка- это    

                        шестиугольный  кристалл. Снежинки образуются так: из морей

                        и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она  

                        собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды  

                       замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде

                       снега. Растаявший снег стекает в ручьи и снова поднимается на  

                       небо.           Слайд 2

Семен            Ученые выделили несколько основных форм снежинок. Им  дали  

                       названия:  звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, ёж.                          

                       Белый цвет снежинкам придает воздух, который находится внутри.    

                       Его очень много в снежинках - 95%, благодаря этому снежинки  

                       очень легкие и падают на землю медленно.                     

Логопед         Форма снежинок зависит от погоды.

                    В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они  

                      крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по  

                      одной, поэтому их легко рассмотреть.

                   При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики –«снежная   

                     крупа».                          Слайд 3

                     А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает  

                     у снежинок лучи и грани.            Слайд 4

                    Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к  

                    другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают    

                    кусочки ваты.                         Слайд 5 

                    Интересно, что самые большие снежинки на землю выпадали в январе  

                   1887 года и 1971 года. В первый раз размеры снежинок были около  

                   38х20 см, во второй - 20х30 см.

                   В научной среде считается, что двух одинаковых снежинок не      

                   существует. Первым такой вывод сделал Кеннет Либбрехт, он очень    

                  много наблюдал за снежинками и создал самую большую  

                   фотоколлекцию снежинок в мире.

Логопед       А теперь предлагаю вам поиграть: нужно подобрать красивые

                       слова  к слову снежинка  -  белая, легкая, маленькая, красивая,

                       холодная, пушистая, игольчатая, серебристая, хрупкая, блестящая.

                       К слову снег-   белый, искристый, серебристый, пушистый,

                       мягкий, холодный, чистый, рыхлый.

Логопед        Ребята старшей группы выучили стихотворения о снежинках.

Валя              Летают снежинки, почти невидимки,
                      Как много всегда их зимой.
                      И вот я снежинку — пушистую льдинку
                      Поймал наконец-то рукой.
                      Заплакала тихо хрустальная льдинка…
                      На теплой ладони осталась слезинка.
                                                                             

Слава            Кружится и хохочет метель под Новый год.
                      Снег опуститься хочет, а ветер не дает.
                     И весело деревьям, и каждому кусту,
                     Снежинки, как смешинки, танцуют на лету.
                                         

Марк            Весёлые снежинки — морозные пушинки
                     Танцуют и смеются, в ладошки не даются.
                     Я с трудом одну поймал, рассмотрел и подышал.
                     Вмиг растаяла она — только капелька видна.

Логопед       Кирилл расскажет, почему же идет снег?

Кирилл        Много маленьких льдинок- снежинок встречаются в небе. Там они

                      собираются в снежную тучу. В туче снежинок много и они  

                      соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких

                      ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая

                      становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается

                      снегопад.        

                                                       Слайд 6    

Логопед       О снегопаде стихотворение Влада.

Влад              Снегопад, снегопад,

                       Шел он день и ночь подряд.

                       Шел он полем, шел он лесом,

                       Заглянул и под навесы,

                       Пухом лег он на дома,

                       И мы поняли: Зима.

                                     Поднять экран.

Логопед        Давайте еще поиграем. Игра «Придумай слово».

                       Белый как снег. Какой? –Белоснежный.

                       Снег падает. Это? – Снегопад.

                       По снегу ходит. Что? – Снегоход.

                       Снег убирает машина. Какая? – Снегоуборочная.

                       Катается по снегу. Что? – Снегокат.

Логопед        Ребята, а на чем еще можно кататься зимой?

Дети              Зимой можно кататься на лыжах, санках, коньках.

Логопед        Во что можно играть?

Дети              В снежки.

                       

                           Музыка «Русские зимы»

 Логопед       Пойдемте кататься.

                       Шагаем по оврагам,

                       Теперь идем гусиным шагом.

                       Скорей на лыжи встанем,

                       Прокатимся с горы.

                       В санки  прыгай поскорей

                       И катись, катись быстрей.

Логопед       Лепите снежки, поиграем.

                               Игра в снежки.

Логопед       Фонограмма скрипа снега.   Ребята, что за звуки, послушайте.

Дети              Это хруст снега под ногами.  

Логопед       Интересно, почему же снег хрустит под ногами? Нам расскажет  

                      Саша.
                   
Саша           Когда мороз становится сильнее, снег замерзает и становится  

                     сухим. Каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы

                     наступаем на снег, кристаллы в ледяных снежинках ломаются. Так  

                     при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.

Логопед      А теперь еще одна игра «Хорошо- плохо».
Дети            Хорошо - лепим снежную бабу, снеговиков, строим горки и

                     снежные крепости, катаемся с горок, катаемся на санках, лыжах,  

                     коньках и т.д.;

                     Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно

                     промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может    

                     проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.

Логопед       О том, кому зимой нужен снег, ребята покажут сказку «Зачем  

                       зимой снег?»

                                 Сказка «Зачем зимой снег»

          Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в  

          лесу навалило — ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и    

          ворчал:

Заяц               Ишь, сколько намело снега!

                       Услыхал Зайца  Тетерев, хвост распустил и забормотал:

Тетерев         Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц               Ой, кто это?

Т е т е р е в.    Не бойся, это я — тетерев-черныш-шш. Кого это ты ругаешь?

Заяц.                Кого-кого? Да снег! Куда ни побегу — следы выдают: всюду за

                         мной по снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или    

                         волк. И кто этот снег выдумал?

Тетерев.         Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег — это

                         очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы — кувырк

                         в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик

                         так, и Куропатка.

Заяц.               Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег  

                        все равно штука вредная!

Тетерев.         Очень даже полезная (взъерошился). 

Заяц.               Нет, вредная!

Тетерев.         Полезная!

Заяц                Вредная! Давай спорить!

Тетерев.         Давай, а на что?

Заяц.             А на хвостыКто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет

                       весь народ над тобой, Тетерев, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев.        Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не

                        отпираться. Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор

                        рассудил. Искали, искали, глядь— Мышка.

Тетерев.        Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под

                        снегом живется?

Мышка.        Хорошо живется, Тетерев. Уж так-то хорошо, просто

                        замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное

                        одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет.  

                        Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попа

                        дается, и семян разных полно.

Тетерев.         Слыхал, заяц? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!

Заяц.               Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

                         И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит

                        так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом.    

                        Стали у соек спрашивать.

Сойка            У нас снегом кладовые замело, а в них — запасы желудей. Одно    

                        спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется.

Сойка             Да только едва отыщешь, едва поклюешь — опять снег повалит и  

                        спрячет находку.

                        Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна-красна   

                        пришла. Ручьи зажурчали.

Птицы          

Саша              Как хорошо, что снега было много.

Сайфулла       Смотрите, как дружно все кругом зазеленело!

Кирилл           Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод. 

Пшеница          Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно    

                           перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-

                           землю живой водой! Вырастем мы густые, высокие. Быть

                           доброму урожаю!

                           Вот и решился спор.  Пришлось Зайцу прощаться со своим    

                            хвостом. С тех пор у косого и остался хвост — коротыш.

                              Опустить экран

Логопед            Еще об одном интересном превращении воды расскажет

                           стихотворение Маша.

Маша               Иней серебристый, словно мишура.     Слайд 7
                         Весело искрится с самого утра.
                         Кто его развесил? Может, Дед Мороз?
                         На еловых лапах, на ветвях берёз.

                          А узор морозный на окошки лёг.
                         Вот кораблик звёздный, пальма, мотылёк.
                         Всё перемешалось, как в волшебном сне,
                          Розы распустились прямо на окне.

                           Серебристый иней, словно мишура.
                         Вечер синий – синий. Детям спать пора.

Логопед           Что же такое иней и как он получается?        Слайд 8    

Альберт           Иней – это тонкий слой кристаллов льда. В воздухе всегда

                          находятся пары воды, и когда воздух становится холоднее, то

                           пары воды оседают на асфальте, листьях деревьев, автомобилях,

                          крышах домов и оконных стеклах. Обычно иней белый. Иней

                          чаще образуется ночью.

Логопед           Ребята, отгадайте загадку
                        Заморозил чародей

                         И озера, и ручей.

                         Холодом дышал, и вот —

                         Не вода в ручье, а... (лед)

Илья              Лед – это твердое состояние воды. На морозе вода замерзает и  

                        получается лед. Лед твердый и бесцветный, потому что он

                        пропускает через себя солнечные лучи.


Логопед        Где мы зимой можем увидеть лед?   Слайд 9

Алиса             Зима! Скорее на коньки!

                         Какие славные деньки!

                         Но выходить на лед нельзя,

                         Пока непрочен он, друзья,

                         Когда есть трещины на нем,

                         Когда вдруг потеплело днем…

                         Провалишься – придет беда,

                         Зимой холодная вода.

Логопед         А наша речка замерзла, покрылась толстым льдом и можно

                        покататься на льду.

                        Коньки наденем, по скользкому катку поедем.

                                     Песня «Лед»

Логопед           Теперь еще одно задание: нужно подобрать похожие слова к

                         слову Лед- ледок, ледяной, ледник, ледовый, ледянка, льдинка,

                         гололед, гололедица.

Логопед           Где еще мы можем увидеть лед зимой?

Самира            Это правда, что в сосульки,
                         Замерзает лунный свет?
                         Это правда, что сосульки,
                          Вкусом лучше всех конфет?
                         Нам в ответ сказала мама-
                         Лунный свет, не может быть!
                         Правда, то, что завтра горло,
                         Надо будет вам лечить.

Логопед            Почему сосульки, снег, лед нельзя есть? Какую опасность  

                           представляют сосульки?

                           Соня нам расскажет стихотворение  еще об одном явлении  

                          природы.

Соня                 Подморозило с утра,   нет вчерашнего тепла,    Слайд 10,11

                           На дорогах гололед  и машины все несет.

                            Тротуары, как каток, сделать бы еще шажок,

                            Но подошва подвела- очень скользкая она.

                             Сколько бед от гололеда, есть для дворников работа-

                            Соль насыпать и песок, чтоб пройти прохожий мог.

Сайфулла          Гололед – это образование льда на деревьях, проводах и земле

                            после дождя на морозе.

Логопед          Какие правила при гололеде следует соблюдать?

                             - использовать обувь с металлическими набойками или с ребристой  

                              подошвой. На сухую подошву можно наклеить изоляционную ленту  

                            или медицинский лейкопластырь.

                    -Передвигаться по улице нужно очень аккуратно, не спеша!

                     -Если вы поскользнулись, постарайтесь удержать равновесие,  

                     балансируя своими руками.

                     - Помнить, что гололед сопровождается обледенением линий    

                     электропередач, поэтому обращайте особое внимание на них,

                     оборванные оголенные провода могут оказаться  под ногами.

                    -Воздержаться от использования  транспорта!

       

Логопед            Ребята, вот мы с вами и рассказали, какие чудесные

                           превращения происходят с водой зимой.

                          А теперь давайте вместе составим карту превращения воды.

                         Альберт, Кирилл читают таблички и приклеивают.

Логопед          Молодцы! И в заключение нашего праздника давайте споем

                         песню и поздравим всех гостей с Новым годом.                  

                                        Песня «Новый год»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные превращения воды (проект)

Проект разработан с учетом ФГТ (интегрирование с другими образовательными областями), предназначен для работы с детьми с ОНР (подготовительная группа)....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «Превращения воды»

Образовательные задачи:Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).Формировать пред...

Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников

Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет "Чудесные превращения воды"

Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Чудесные превращения воды»Цель: расширение представлений детей о воде, ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закре...

конспект кружка по экспериментальной деятельности "Удивительные превращения воды" для средней группы

И сугроб, иснегопад -Белоснежный водопад,Капля в чашечке цветка,Кучевые облака,То туман в осенней мгле,То узоры на стекле,То сосульки, то капели,Что весною зазвенели,Иней хрупкий ледяной, Что укр...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...