Статья на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
статья (средняя группа)

Овсепян Манушак Бениковна

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели,  можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:


Последнее десятилетие в нашей стране и  во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой  восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты  взаимного уважения и «лада» в семье.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели,  можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры[3].

Русская народная культура (понятие, функции)

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры как довольно простых, которые можно найти в любом словаре, так и достаточно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине всеобъемлющего понятия. Самое распространенное понимание культуры – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Но культура – это не только результат, но и сам процесс сознательной деятельности человека, в ходе которого меняется не только окружающая его среда, но и он сам. Иными словами, культура не сводится лишь к накопленному материальному и духовному богатству, но представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества [5].  

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это – не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность [2].  

Место и роль культуры в жизни человека и общества определяются, прежде всего, теми функциями, которые она выполняет. Одна из основных – функция освоения и преобразования мира, обуславливаемая особенностями человеческой психики, которая, в отличие от психики животных, сориентирована не столько на приспособление к условиям внешней среды, сколько на изменение, преобразование природы, естественной среды обитания в соответствии с субъективными интересами, целями, потребностями людей.

Трудно также переоценить коммуникативную функцию культуры, определяемую неистощимой потребностью людей в общении друг с другом. В процессе общения происходит не только обмен энергией, информацией, идеями, но и устанавливаются различные типы эмоциональных и интеллектуальных форм связей и отношений, осуществляется передача социального опыта, социальной памяти человечества, вырабатывается общность взглядов, пристрастий, убеждений. Создаются самые широкие и благодатные предпосылки для совершенствования культуры ума, культуры чувств, возникает многообразие форм эмоционального отклика на общение, на оценку его результативности.

Информативно-познавательная функция культуры, существующая в виде обыденной, научной, художественной, религиозной и других форм и видов знания, состоит в производстве, накоплении, хранении, приумножении и передаче информации посредством символов, знаков от поколения к поколению.

Особый интерес для теоретического анализа культуры представляет ее нормативная функция, состоящая не только в выработке норм, правил поведения людей, но и в их закреплении в форме исторически складывающихся традиций, обычаев, характеризующихся относительной устойчивостью и статичностью.

Ценностная, или аксиологическая функция культуры формирует систему ценностей и ценностных ориентаций личности и общества, реализуя, прежде всего гуманистические идеалы. В этом отношении ценностную функцию культуры можно рассматривать не только как определяющую, но и как интегрирующую в своем содержании, в самой сути своей всю совокупность других функций [7].  

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н.Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д.Ушинский, развивая взгляды Л.Н.Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой [9].

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа. При работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

 ( 4-5 лет)

В возрасте 4-5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.

Как и в раннем возрасте, в 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Возраст 4-5 лет очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.

В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен.

Для ребенка – дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств, т.е. мышление становится наглядно – образным.

Поэтому основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде, с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. «Проживание» включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

А так как именно этот возраст является сензитивным периодом для становления восприятия, то акцент ставится именно на развитии разных форм восприятия, которые являются базой для формирования основ познавательной компетенции.

Для работы с детьми в данном направлении необходимо выбрать педагогическую технологию …

Педагогические технологии приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям — это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на принципах:

  • культуросообразности;
  • учета возрастных особенностей детей;
  • эстетизации;
  • интегративности;
  • системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле: знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

Педагогические условия: педагогическая технология должна основываться на интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельного подхода в образовании, целостности человека и принципе культуросообразности; технология должна базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста; технология содержит компонент творческого развития.

Обязательно должен присутствовать компонент творческого развития: игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.

Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного компонента педагогической технологии.

Исходя из важности воздействия народных традиций на личность ребенка, содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно условно разделить на блоки. Или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к истокам русской народной культуры:

  • народная философия;
  • фольклор;
  • традиционные жилища и одежда;
  • народные игры, народные праздники;
  • традиционные народные праздники.

Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. С народными играми целесообразнее знакомить на- протяжении всего периода приобщения к истокам русской народной культуры для поддержания интереса.

Каждый блок желательно заканчивать праздником (можно народным), развлечением (с привлечением атрибутики, фольклора, музыки и т. д.) или театрализованным представлением на основе народных сказок, легенд. Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к народным традициям, так и самим народам — носителям этих традиций.

На основе скорректированного варианта содержательного компонента технологии необходимо разрабатывать учебно-методическое пособие, включающее тематический план. Методические рекомендации по реализации педагогической технологии, конспекты занятий. На данный момент существует  программа Князевой. О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В психологии отмечается, что любой опыт (в нашем случае народные традиции) может быть усвоен двумя путями. Один из них — воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. В основе другого пути — творческая переработка, создание новых образов и действий. Это, по Л.С. Выготскому, путь творчества. Поэтому в технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент творческого развития.

Компонент творческого развития включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность. Ознакомление с фольклором, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Продуктивная деятельность включает в себя рисование, лепку, конструирование, аппликацию.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика под музыку; развлечения (народные праздники) с использованием всех видов музыкального искусства; театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, посещение музеев, видеопросмотры, составление рассказов, наблюдение за работой мастеров, рассматривание репродукций, фотографий, проведение дискуссий.

На  реализации технологии большое значение приобретает созданий следующих условий:

  • создание предметно-развивающей среды (мастерская, изостудия, театр  и пр.);
  • подбор видеоматериалов (фильмы о народных промыслах, народных мастерах и пр.);
  • формы приобщения (посиделки, посещения музеев, познавательные беседы, целевые прогулки  и пр.)
  • активное включение родителей в проведение совместных мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, проведение дня открытых дверей и др.).

Практически эти условия конкретизировались следующим образом. Педагогическая технология реализуется в системе: используемые народные игры, сказки, легенды и т.д. не имеют случайного характера, они органично включаются в состав занятия, совместной деятельности и самостоятельной деятельности[6].

Так же развитию целостного отношения детей к истории и культуре своего народа способствует музейно-педагогическая технология. Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системный, продуманным, позволяет достичь превосходящего результата. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства. Демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопредения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию [8].

Необходимо так же обратить внимание на такую педагогическую технологию – как проектная методика. Метод проектов позволяет органично интегрировать знание воспитанников из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике. Проектная деятельность  используется как средство познавательного развития дошкольника. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность. Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес» [4].

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования). В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и детей  [1].

Библиография

  1. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II
  2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.02 /Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т художеств.образования РАО]. - Москва: 2010. - 21 с.: ил.; 21 см.
  3. Королёва Е.В.О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
  4. Купецкова  Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития // Управление ДОУ. – 2003. – № 4. – С. 18–24.
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. 2-е изд. М.: Из-во РОУ, 1996, - 272 с.
  6. Неволина В. А.Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: (На прим. Тюмен. обл.): автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.п.н.: спец. 13.00.07 / Неволина Валентина Алексеевна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. - Екатеринбург: 2005. - 22 с.; 21 см.
  7. Толпыкин В.Е.. Толпыкина Т.В. Культурология: учебник для вузов. 2-е изд, исп. И доп. М.: Экспо, 2010. – 432 с.
  8. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города  // Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.
  9. Чернова Я.С. Русская народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. http://do.gendocs.ru/docs/index-286254.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Статья  на тему«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»           Воспитатель ГБДОУ №114...

Статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

-Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.- Череповецкие научные чтения 2016: В 3ч.Ч2: Педагогика, психол...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

laquo;Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»К.Д.УшинскийПервое знакомство ребен...

Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».

Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....