Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
учебно-методический материал (старшая группа)

Гусенкова Татьяна Александровна

Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время,  как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди совсем забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Именно поэтому  я считаю так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, познакомить их с устным народным творчеством, с разнообразными видами народного декоративно – прикладного творчества, познакомить с народными традициями и бытом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          ЗАВЕРЯЮ_______________

                                                                                          Заведующий МДОУ «Детский сад №1

                                                                                         «Звёздочка» комбинированного вида»

                                                                                                                                        г. Шиханы

                                                                                                                                    Драчёва  С.С.

Отчёт по самообразованию на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»

(«круглый стол» по итогам самообразования).

                                                        Дата проведения: 25.05.2022г.

                                   Подготовила: воспитатель Гусенкова Т.А.

Отчёт по самообразованию воспитателя Гусенковой Т.А.

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры».

В этом учебном году я изучала тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры» и определила следующие задачи:

  • Побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.
  • Приобщать детей к истокам русской национальной культуре.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  • Показать детям красоту русского языка через народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках.
  • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  • Сформировать чувства национального достоинства.
  • Разработать дидактический материал для организации и проведения занятий.
  • Проанализировать полученные результаты.

Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время,  как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди совсем забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Именно поэтому  я считаю так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, познакомить их с устным народным творчеством, с разнообразными видами народного декоративно – прикладного творчества, познакомить с народными традициями и бытом. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Свою работу по теме я начала с изучения литературы, познакомилась с публикациями специалистов и коллег на сайтах и в журналах. Далее я разработала план работы по самообразованию с детьми и родителями. Следующим этапом работы стал практический этап работы. Работу на этом этапе я начала со знакомством детей с устным народным творчеством (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Дети с большим желанием знакомились с потешками, закличками,  прибаутками, считалочками, песенками, пословицами и поговорками. Все мы понимаем, как велика роль народной сказки в воспитании детей. Мы с детьми прочитали большое количество народных сказок, былин, мифов. Дети проявили к ним наибольший интерес. Большую роль в закреплении работы по ознакомлению детей с народным фольклором сыграли народные праздники. Здесь дети могли использовать народные потешки, заклички, народные песенки и танцы, народные игры. В течение года в нашей группе прошли развлечения и праздники «Осенних красок хоровод», «Зимняя сказка», «Зима пришла - Рождество принесла», «Масленица» и др. Дети знакомились с народным костюмом, с удовольствием одевались в русские народные костюмы в уголке  ряжения.

В течение всего учебного года я знакомила детей с народным декоративно – прикладным искусством. В группе  имеются альбомы «Дымковская игрушка», « Жостовский поднос», « Каргопольская игрушка», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Гжельская роспись». На занятиях дети с удовольствием расписывали рисунки элементами росписи. Так же дети рассматривали иллюстрации как жили люди в старину, знакомились со старинными предметами быта, рассмотреть, как одевались люди в старину, чем занимались в доме. В основном запланированная мною работа выполнена. Дети имеют представления о фольклоре, знают более пословицы и поговорки, заклички и потешки. Дети имеют представления о традиционной  культуре, проявляют интерес к предметам быта. Стремятся к участию в традиционных и фольклорных праздниках, проявляют интерес к ряжению в  русские костюмы. Используют полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности: изобразительной, трудовой, конструктивной, музыкальной и игровой. Через  ознакомление с народной культурой ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность,   приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего  народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

План по самообразованию "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Предлагаю план по самообразованию по теме: "Приобшение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры". В наше современное время, эта тема очень актуальна. Дети позн...

Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПриобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры...

План работы по самообразованию: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" На 2019-2021 г.

laquo;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»                                ...