Статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
статья

Соколова Елена Юрьевна
-Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.- Череповецкие научные чтения 2016: В 3ч.Ч2: Педагогика, психология, методика преподавания, теория и методика физической культуры/Отв.ред. Е.В. Целикова. Череповец: ЧГУ, 2017.163 с. ( стр.144)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_pridet_druzey_privedet.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю.Соколова, А. Б. Батогова,  А. Г. Харюкова

МБДОУ «Детский сад № 116», г. Череповец

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

«Нельзя прерывать связь времен и поколений.
Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой
Вселенной душа русского народа, так же, как
встарь, наши дети должны быть участниками
традиционных на Руси праздников»
М.А. Михайлова

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. [5].

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на  мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать календарно-обрядовые  праздники. Сейчас к ним постоянно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил самое ценное.

Нами на базе МБДОУ «Детский сад №116» г. Череповца было проведено анкетирование среди родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Анализируя данные анкетирования, мы сделали вывод, что родители считают необходимым приобщать своих детей к народной культуре и традициям, но испытывают недостаток знаний по данной теме. Поэтому нами было принято решение о необходимости систематической работы в  детском саду по данному направлению.

В качестве основной формы работы по ознакомлению старших дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками нами был выбран проект. Он получил название «Праздник придет – гостей приведет».

Проект разработан в соответствии с основными принципами ФГОС ДО: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учет этнокультурной ситуации развития детей. [7]

Целью проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к русским народным праздникам.
  2. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года.
  3. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных и насекомых,  изменениями  в растительном мире.
  4. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Реализация проекта проходит более эффективно  и результативно при участии не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников. Родители принимают непосредственное участие в праздниках, оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов, выходов на экскурсии.

Для успешной  реализации проекта  требуется, прежде всего,  владеть необходимыми  знаниями, умениями и навыками; иметь специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутику. В наличие также должны быть разные дидактические материалы и инструменты, необходимые для работы. 

 С целью решения основных задач проекта нами был составлен календарь праздников, через знакомство с которыми, происходило приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Он составлен с учетом принципов сезонности и событийности [1], [3], [4]

Календарь представлен в таблице 1.

Таблица 1

Календарь праздников

«Капустница» (сентябрь)

«Никольщина»

(декабрь)

«Жаворонки»

(март)

«Троица»

(июнь)

«Покров»

(октябрь)

«Святки»

(январь)

«Благовещенье»

(апрель)

«Иван Купала»

(июль)

«Кузьминки»

(ноябрь)

«Масленица»

(февраль)

«Федул ветренник»

(май)

«Яблочный спас»

(август)

Проведение каждого праздника предполагало серьезную предварительную работу с детьми по принципу от простого к сложному. Нами использовались различные формы работы: беседы, наблюдения,  пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, создание тематических альбомов стихов, песен, пословиц, примет о народных событиях, чтение русских народных сказок, экскурсии, изготовление атрибутов и поделок к праздникам, просмотр презентаций, знакомство с предметами народного рукоделия.  [6]

Результатами реализации проекта стало  формирование у детей интереса к истории и культуре нашего народа; появление первоначальных представлений о народных праздниках; возникновение уважительного отношения к историческому   наследию народа. Кроме того, активными участниками проекта стали родители воспитанников. Некоторые из ни стали больше уделять времени своим детям, посещая различные выставки, музеи и мероприятия, посвященные народной культуре.

Таким образом, успешное приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, что соответствует современным стремлениям к сохранению исторического национального лица и самобытности, возможно через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.

Список литературы:

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.М.:Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Картушина М.Ю.  Праздники народов мира в детском саду .Часть 1

Издательство  «Скрипторий 2003»,  2009.

  1. Князева О.Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры .  СПб: Издательство “Детство – Пресс” 2006.
  2. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и  дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
  3. Лихачев Д.С. Русская культура. СПб: Искусство,2007.
  4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор.  М:

Издательство  «Гном-Пресс»,2000.

  1. ФГОС ДО http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/05/FGS-%E2%84%961.2014.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...