Статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_pridet_druzey_privedet.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Ю.Соколова, А. Б. Батогова, А. Г. Харюкова
МБДОУ «Детский сад № 116», г. Череповец
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
«Нельзя прерывать связь времен и поколений.
Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой
Вселенной душа русского народа, так же, как
встарь, наши дети должны быть участниками
традиционных на Руси праздников»
М.А. Михайлова
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. [5].
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать календарно-обрядовые праздники. Сейчас к ним постоянно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил самое ценное.
Нами на базе МБДОУ «Детский сад №116» г. Череповца было проведено анкетирование среди родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Анализируя данные анкетирования, мы сделали вывод, что родители считают необходимым приобщать своих детей к народной культуре и традициям, но испытывают недостаток знаний по данной теме. Поэтому нами было принято решение о необходимости систематической работы в детском саду по данному направлению.
В качестве основной формы работы по ознакомлению старших дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками нами был выбран проект. Он получил название «Праздник придет – гостей приведет».
Проект разработан в соответствии с основными принципами ФГОС ДО: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учет этнокультурной ситуации развития детей. [7]
Целью проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта:
- Создать систему работы, по приобщению детей к русским народным праздникам.
- Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
- Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных и насекомых, изменениями в растительном мире.
- Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Реализация проекта проходит более эффективно и результативно при участии не только педагогов ДОУ, но и родителей воспитанников. Родители принимают непосредственное участие в праздниках, оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов, выходов на экскурсии.
Для успешной реализации проекта требуется, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками; иметь специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутику. В наличие также должны быть разные дидактические материалы и инструменты, необходимые для работы.
С целью решения основных задач проекта нами был составлен календарь праздников, через знакомство с которыми, происходило приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Он составлен с учетом принципов сезонности и событийности [1], [3], [4]
Календарь представлен в таблице 1.
Таблица 1
Календарь праздников
«Капустница» (сентябрь) | «Никольщина» (декабрь) | «Жаворонки» (март) | «Троица» (июнь) |
«Покров» (октябрь) | «Святки» (январь) | «Благовещенье» (апрель) | «Иван Купала» (июль) |
«Кузьминки» (ноябрь) | «Масленица» (февраль) | «Федул ветренник» (май) | «Яблочный спас» (август) |
Проведение каждого праздника предполагало серьезную предварительную работу с детьми по принципу от простого к сложному. Нами использовались различные формы работы: беседы, наблюдения, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, создание тематических альбомов стихов, песен, пословиц, примет о народных событиях, чтение русских народных сказок, экскурсии, изготовление атрибутов и поделок к праздникам, просмотр презентаций, знакомство с предметами народного рукоделия. [6]
Результатами реализации проекта стало формирование у детей интереса к истории и культуре нашего народа; появление первоначальных представлений о народных праздниках; возникновение уважительного отношения к историческому наследию народа. Кроме того, активными участниками проекта стали родители воспитанников. Некоторые из ни стали больше уделять времени своим детям, посещая различные выставки, музеи и мероприятия, посвященные народной культуре.
Таким образом, успешное приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, что соответствует современным стремлениям к сохранению исторического национального лица и самобытности, возможно через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Список литературы:
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.М.:Мозаика-Синтез, 2006.
- Картушина М.Ю. Праздники народов мира в детском саду .Часть 1
Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
- Князева О.Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб: Издательство “Детство – Пресс” 2006.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
- Лихачев Д.С. Русская культура. СПб: Искусство,2007.
- Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор. М:
Издательство «Гном-Пресс»,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...
Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...