"Мой транспорт"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе
Тема недели: «На чем можно отправиться в путешествие?»
Цель: уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте
Интеграция образовательных областей
Задачи:
- Воспитывать умение правильно вести себя в транспорте(безопасность)
- Развивать умение классифицировать, обобщать виды транспорта (познание)
- Развивать исследовательские навыки (находить сходство и различия видов транспорта)
- Формировать представления о различных видах транспорта и его назначении (познание)
- Формировать представление о правилах безопасности дорожного движения (безопасность)
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт» (воздушный, водный, наземный, шасси, трап, иллюминатор) (коммуникация)
- Формировать потребность в двигательной активности (физическая культура)
- Закреплять представления о значении пальчиковых игр в развитии речи (физическая культура)
- Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры (социализация)
- Воспитывать умения договариваться, налаживать контакты в совместной игре (социализация)
- Формировать умения составлять рассказы из личного опыта(коммуникация)
- Способствовать обогащению игры новыми сюжетами с помощью атрибутов (социализация).
- Расширять представления о труде взрослых на разных видах транспорта (летчик, водитель, кок, проводник, машинист, летчик, штурман (труд)
- Воспитывать аккуратность при изготовлении игрушек из бросового материала (ручной труд).
- Развивать творческую инициативу, выдумку в продуктивных видах деятельности (художественное творчество)
- Формировать умение самостоятельно делать машины из бросового материала(труд)
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе (чтение)
- Побуждать рассказывать о своем восприятии поступков героев произведений (чтение)
- Формировать умение читать стихи с естественными интонациями (чтение)
- Вовлечь родителей в активное сотрудничество.
Методы и приемы: практические (моделирование, изготовление макета, пальчиковая игра, изготовление транспорта из бросового материала). Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми: загадки-описания.
Наглядные: рассматривание карты. Рассматривание иллюстраций, фото с видами транспорта, рассматривание рисунков детей по теме. Д/и: «Воздушный, наземный, водный», «Найди, чем отличаются», « Почини машину», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?», разрезные картинки поезд, самолет, теплоход.
Словесные: игра «Назови вид транспорта на звук…». Составление рассказов детей «Как я ездил в отпуск с мамой и папой». Беседы «Как вести себя в транспорте», «Зачем нужны правила дорожного движения?», отгадывание загадок о транспорте.
Материалы и оборудование: картинки по теме транспорт(воздушный, наземный, водный).
Картинки с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Атрибуты к путешествию (рюкзаки, билеты, фломастеры). Географическая карта. Коробочки из-под пасты, другой бросовый материал для конструирования машин. Тексты стихов о транспорте и дорожных знаках.
Бумага, ножницы для ручного труда, аппликации. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Путешествие»: штурвал. Заготовки домов для изготовления макетов. Пластилин.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Транспорт»(см. О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики –развиваем речь») Физ.пауза. Игры с движениями «Самолет», «Теплоход». Подвижные игры «Машины», «Транспорт», «Летчик». |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Транспорт сухопутный», «Водители». Режиссерская игра с маленькими машинками с использованием макета улицы (дома и проезжая часть) Игры с правилами. Д/и: «Транспорт. Наземный. Воздушный. Водный», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Назови одним словом», Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?». Подбор игрушек-заместителей (инструменты для починки автомобилей). |
Продуктивная | Изготовление макета дороги с транспортом Лепка дорожных знаков Рисование дорожных знаков, видов транспорта |
Познавательно-исследовательская | Моделирование Сравнение видов транспорта (самолет-вертолет; троллейбус –автобус; троллейбус -трамвай; лодка -катер; корабль -дом). Экскурсия к проезжей части Решение проблемных ситуаций |
Коммуникативная | Вопросы: воспитателя к детям, диалог в парах (что ты хочешь узнать о автобусе?... корабле? И т.д. ) Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Как вести себя в транспорте», «О последствиях нарушений правил дорожного движения». Встреча с представителем ГИБДД. Викторина познавательного характера по теме «Транспорт» |
Музыкально-художественная | Слушание Музыкальное развлечение «Путешествие» Слушание и исполнение песен о транспорте. Музыкальная игра «Мы едем, едем, едем…» «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.) |
Чтение (восприятие) | Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Филькенштейн «Наша улица». Заучивание С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход». |
Трудовая | Беседы о труде на разных видах транспорта Изготовление машин из бросового материала |
№п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Внесение конверта с авиабилетами | Рассматривают билеты, обмениваются мнениями «Что бы это значило?» | Мотивация на игру в путешествие | |
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие | Дети решают отправиться в путешествие | Развитие свободного общения с детьми и взрослыми. | |
Предлагает вспомнить, где дети были с родителями, как они туда добирались | Рассказывают детям и педагогу, где были с родителями | Развитие свободного общения с детьми и взрослыми, умений связно рассказывать из личного опыта | |
Предлагает рассмотреть карту, выбрать маршрут (по суше, воде, по воздуху). | Рассматривают карту. Находят место расположения своего города. Решают, как будут отправляться в путешествие. | Формирование целостной картины мира Расширение кругозора. | |
Предлагает выбрать вид транспорта. | Собирают разрезные картинки видов транспорта, называют его, определяют: воздушный, наземный, водный | Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия | |
Задает вопросы: | Отвечают, к какому виду транспорта относится поезд, самолет, теплоход | Развитие умений классифицировать свойства различных предметов | |
Предлагает разделиться на группы по месту путешествия | Самостоятельно делятся на группы | Приобщение к элементарным нормам взаимодействия со сверстниками | |
Предлагает взять с собой предметы, необходимые в путешествии | Рисуют на импровизированных «рюкзаках» схематически, какие предметы возьмут с собой. | Формирование навыков символизации | |
Предлагает построить вид транспорта из строительного материала. Присоединяется к одной из групп детей. | Обозначают поезд, самолет, корабль стульями, готовят атрибуты: штурвал, бинокль, и т.д. | Активное участие в сюжетно-ролевой игре, умение взаимодействовать с товарищами | |
Задает вопросы, что вы видите в иллюминаторы? | Заводят моторы. Изображают поездку в поезде, на самолете, на корабле. | Удовлетворение потребности в двигательной деятельности | |
Рассказывает, как люди изобрели самолет (См О.В. Дыбина «Что было до…») | Дети изображают крылья, разбегаются. | Развитие познавательно-исследовательских интересов | |
Задает вопросы, почему человек не может взлететь? (тяжелые, руки-крылья маленькие) | Отвечают на вопросы. Обмениваются мнениями. | Формирование исследовательских умений. Развитие любознательности. | |
Переходит в «поезд». | Едут в «поезде», Изображая вагоны и звуки «чу-чу-чу». «Ш-ш-ш». | Подготовка артикуляционного аппарата. | |
Спрашивает, как добраться быстрее –на самолете или на поезде? Кто ведет поезд? Как называют этого человека? Люди каких профессий работают в поезде? | Отвечают на вопросы. Выбирают машиниста и другие профессии. | Обогащение словаря названиями профессий: проводник, машинист, продавец. | |
Переходит на корабль. Уточняет, как не сбиться на воде с пути? | Дети отвечают, нужен компас, рация. | Умение искать ответы на проблемные вопросы. | |
Предлагает игру «Кому что нужно» | Выбирают картинки с нужными предметами для разных профессий | Формирование умения выбирать признак классификации | |
Спрашивает, почему корабль можно сравнить с домом? | Сравнивают корабль и дом: есть окна, есть кухня, есть столовая, каюта и т.д. | Освоение приемов сравнения | |
Спрашивает: Какие профессии нужны на корабле? | Дети выбирают картинки, объясняют свой выбор. | Освоение приемов сравнения | |
Предлагает догадаться, кто первым доберется до места отдыха? | Называют самые быстрые виды транспорта. | Развитие логического мышления, любознательности | |
Предлагает пересесть в городской транспорт | Дети выбирают для себя (не называя) различные виды городского транспорта: автобус, троллейбус, метро, трамвай. | Формирование умения классифицировать по одному или нескольким признакам | |
Предлагает поиграть в игру «Угадай, на чем я поеду» | Дети ведут диалог в парах, задавая друг другу вопросы: у этого транспорта есть руль? Он едет по земле? Он едет по проводам? И т.д. | Формирование умения задавать загадки, выбирая наиболее существенные признаки предметов. | |
Предлагает садиться в транспорт. Но… звучит музыка урагана | Слушают музыку ветра. Называют «Ураган». | Закрепление результатов восприятия музыки | |
Говорит, что город, в который приехали отдыхать разрушен. Что делать? | Дети принимают решение навести порядок. | Развитие свободного общения с детьми и взрослыми | |
Проводит работу на освоение приемов сравнения, логическое мышление. «Блоки Дьенеша». | Каждый ребенок раскладывает блоки в определенном порядке. «Красный большой толстый квадрат» (по схеме). | Развитие логического мышления | |
Предлагает включить «светофор» | Дети оценивают выполнение задания по принципу «светофора». Закрасить «зеленый» кружок –задание выполнено, «желтый»-если были трудности повременить с продвижением, с переходом к другому заданию. «Красный» -нужно еще поработать над заданием. | Развитие самооценки | |
Предлагает следующее задание: перебрать крупу в «магазине» города. | Дети выбирают из песка крупу, действуя пальцами: горох, желуди, фасоль. | Развитие мелкой моторики рук | |
Предлагает помочь жителям города. На улицах нет транспорта, он разрушен. | Принимают решение построить различный городской транспорт. | Формирование умений самостоятельно принимать решения | |
Предлагает рассмотреть виды транспорта | Называют, что хотят построить | Формирование умений самостоятельно принимать решения. | |
Предлагает выбрать материал, из которого будут построены машины. Дает инструкцию к самостоятельному выполнению | Дети выбирают бросовый материал | Формирование умений работать по инструкции | |
Помогает вопросами, предлагает детям помогать друг другу | Выполняют поделки машин из бросового материала. | Освоение навыков ручного труда | |
Предлагает оценить работу товарищей, обращая внимание на аккуратность, выдумку. | Говорят, чем им понравилась та или иная работа. | Формирование умения анализировать работу | |
Предлагает построить макет улицы, используя «дома», поделки машин. | Дети выполняют аппликации: режут полоски для «Зебры», украшают улицы деревьями (из бумаги, сложенной вдвое»), завершают макет. | Участие родителей в подготовке макета. Формирование умений организовывать работу группы | |
Спрашивает, чего не хватает на улицах? | Дети решают дополнить улицу дорожными знаками, светофорами. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | |
Спрашивает, зачем нужны знаки? Для чего нужны правила дорожного движения? Спрашивает о последствиях нарушений правил дорожного движения. | Дети отвечают на вопросы. | Формирование целостной картины мира, основ безопасности собственной жизнедеятельности | |
Спрашивает, из чего можно изготовить дорожные знаки? | Дети решают слепить и нарисовать знаки. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | |
Предлагает разделиться на подгруппы, договориться о фронте работ. | Дети выбирают, с кем будут работать, кто какие знаки будет изготавливать. Работают в группах. | Вступают во взаимодействие со сверстниками по поводу процесса продуктивной деятельности | |
Предлагает разместить знаки на макете улицы. | Рассматривают работы, оценивают себя и товарищей. | Проявляют способности к самоанализу и рефлексии во взаимоотношениях. | |
Предлагает посчитать знаки запрещающие и указательные, каких больше? | Сравнивают количество знаков, расположенных в разных местах макета. | Формирование навыков устного счета и сравнения | |
Объявляет «Конкурс на лучшего чтеца». Читает стихотворение С. Михалкова. Задает вопросы по содержанию. | Читают стихотворение наизусть. Оценивают конкурс, выбирают лучшего чтеца. | Развитие памяти, чувства ритма. | |
Читает рассказ Н. Носова «Автомобиль». Задает вопросы по содержанию. | Слушают. Выбирают отрывок, который им больше понравился. | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми про поводу прочитанного | |
Читает понравившийся отрывок. | Пересказывают, придумывая свою концовку отрывка рассказа | Развитие памяти, воображения | |
Заключительное мероприятие: Викторина «Что я знаю о транспорте» | Активно участвуют в подготовке и участвуют в викторине. | Взаимодействие семьи и детского сада для достижения целей НОД |
Логика образовательной деятельности
Умеет поддерживать беседу о различных видах транспорта, высказывает свою точку зрения, рассуждает и дает объяснения предметам и их действиям, исходя из своего опыта; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками во время игр; может самостоятельно придумать ни рассказать небольшой рассказ о путешествии.
Позн.-исследовательская :путешествия на поезде. Задания: назвать виды транспорта, разделить его на группы(пассажирский. грузовой, специальный). Игровая. Физминутка «Покажи, кто это?».(Дети при назывании водного, наземного, воздушного транспорта выполняют соответствующие движения руками).
Игровая. Дидактические игры: «Закончи предложение», «Кто управляет этим транспортом?»
Игры и упражнения
«САМОЛЕТ»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Руки в стороны — в полет
-Отправляем самолет. (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)
В. Волина
«ТЕПЛОХОД»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.)
Раз, два —
Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.)
А потом шагнул вперед —
Раз, два — (Два шага вперед.)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.)
В. Волина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изучению дорожного движения в старшей группе «Транспорт» Программнные задачи: закрепить представления о транспорте разного вида. Закреплять элементарные знания о дорожном движении, знакомить детей со знаками.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3841931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] ...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" на тему: "Транспорт. Профессии на транспорте"
Конспект занятия в игровой форме....

2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:
Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1. Учить детей определять и ра...

Конспект по развитию речи тема : «Транспорт» Программное содержание: Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт». Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта:( наземный, водный, воздушный);
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт»Программное содержание:Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».Закреплять представление детей о разных вид...
КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»
Неделя: 1 неделя. Понедельник 31 Января 2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...

Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа
Календарно - тематическое планирование "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....