"Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы"
статья по окружающему миру по теме
Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Но у детей моей группы имеются недостатки в речевом развитии, что влечёт за собой проблемы в познавательной сфере. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и бучения в детском саду» в разделе «Знакомство с окружающим миром».
Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:
- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);
- на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;
- на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.
Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Распределила подборку практического материала по разделам «Живая природа»» и «Неживая природа»» , по блокам - с указанием названия опыта, развивающих задач, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов, для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.
На начальном этапе работы я провела диагностику и исследовала предпочитаемый вид деятельности детей, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Для этого использовала методику «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой.
Результаты обследования показали, что предпочтения детей распределились следующим образом: (цифровые показатели в таблице № 2 «Выбор деятельности»)
Таблица № 1.
Виды деятельности | Количество баллов (в % соотношении) |
экспериментирование | 11.76 % |
Чтение книг | 17.64 % |
Изодеятельность | 29.4 % |
Игровая деятельность | 41.16 % |
Уровень развития познавательной активности в целом по группе составил:
Н (низкий уровень) – 11.76 % С (средний уровень) - 58.8% В (высокий уровень) – 29.4%. ( Цифровые данные в таблице №3 «Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей» )
Результаты диагностики позволили наметить содержание работы, предоставили возможность работать с опорой на знания и интересы как каждого ребёнка, так и группы в целом. Проанализировав результаты обследования, определила следующие задачи:
- учить детей исследовать окружающие их предметы, свойства разными способами;
- поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям;
- создать необходимые для этого условия.
С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Маленькая лаборатория» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, активно участвовали в исследовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: « Что мы делали?», « Что мы получили?», « Почему?». По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему эксперимента в альбоме.
Моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Помощь эту я оказываю первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске метода его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в ходе исследования.
Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. При выборе содержания и постановке задач я учитываю возрастные особенности детей, их интересы, определяю уровень подачи проблемы.
Выбирая тему занятия – эксперимента я учитываю, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на моей словесной информации.
Эксперименты дети проводят как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой. Например, при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода» проводим опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В ходе эксперимента задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
На занятиях по экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте посмотрим, что получится, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только отличия, но и сходства.
В свободной самостоятельной деятельности дети сами задумывают опыт, продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и делают необходимые выводы, которые фиксируют в индивидуальных альбомах «Знайка (имя ребёнка) проводит опыты». Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в той или иной схеме, а строится детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся у детей, но и возбуждать, по какой-то причине угасший интерес, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мы сотрудничаем с детьми на равных. Это делает их более ответственными и самостоятельными.
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «Назови, кто я» помогают в ознакомлении с явлениями природы. Словесные игры «Что лишне», «Это кто к нам пришёл» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.
Знакомясь с новинками литературы, обращаю внимание на разные формы организации исследовательской деятельности, опыт коллег.
При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:
- учить действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за детей то, что они смогут делать самостоятельно;
- не спешить с вынесением оценочных суждений.
Для популяризации детского экспериментирования составила план работы с родителями. Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям были предложены примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях мы обсуждали возникающие трудности и обменивались накопленным опытом. Родители принимают активное участие в обогащении развивающей предметной среды. Вместе с детьми мы приглашаем родителей на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекаем их в выполнение творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой».
Я бы очень хотела, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» .
Для повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования мною были предложены материалы для ознакомления и изучения, а также организованы консультации «Жидкие фокусы», «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования»; семинары «Эксперимент – как средство развития познавательного интереса дошкольников», «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»; показательные занятия: «Водица – царица», «В поисках сокровищ».
В сборнике научных статей и методических материалов «Творчество – основа обновления содержания» (под редакцией кандидата педагогических наук, профессора ПИ ЮФУ Р. М. Ситько – Гуково – Ростов-на-Дону 2010 г.) опубликована статья «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы».
В рамках проведения городского конкурса «Учитель года 2010» в номинации «Воспитатель» для педагогов города было представлено занятие «Воздух – невидимка» и проведён мастер – класс «Ветер, ветер, ты могуч…».
После планомерной систематической работы, проведённая итоговая диагностика показала, что первоначальные результаты изменились. Детям были предложены аналогичные задания. Результаты показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
«Выбор деятельности»
Таблица № 2.
№ | Имя ребёнка | Баллы(нач. диагностика) | выбор деятельности | Баллы(итог. Диагностика) | выбор деятельности |
1. | Андрей | 3 | чтение | 4 | эксперимент |
2. | Женя | 1 | игра | 1 | игра |
3. | Илья | 4 | эксперимент | 4 | эксперимент |
4. | Таня | 3 | чтение | 4 | эксперимент |
5. | Максим | 3 | чтение | 1 | игра |
6. | Юля | 1 | игра | 3 | чтение |
7. | Аня | 1 | игра | 2 | изо |
8. | Стас | 2 | изо | 4 | эксперимент |
9. | Коля | 2 | изо | 2 | изо |
10. | Лёня | 2 | изо | 4 | эксперимент |
11. | Дима | 1 | игра | 4 | эксперимент |
12. | Никита | 1 | игра | 1 | игра |
13. | Саша | 2 | изо | 1 | игра |
14. | Анраник | 1 | игра | 2 | изо |
15. | Маша | 2 | изо | 4 | эксперимент |
16. | Семён | 1 | игра | 1 | игра |
17. | Егор | 4 | эксперимент | 4 | эксперимент |
Виды деят-ти | На начало обследования | Итоговое обследование |
экспериментирование | 11.76 % | 47.04 % |
чтение | 17.64 % | 5.88 % |
изо | 29.4 % | 17.64 % |
игра | 41.16 % | 29.4 % |
Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице видно, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования ( в 4 раза).
Проведя итоговое обследование, я составила индивидуальную карту показателей познавательной деятельности детей. Полученные данные отразила в таблице.
Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей
Таблица № 3.
№ | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |||||||
Н.о | К.о | Н.о | К.о | Н.о | К.о | Н.о | К.о | Н.о | К.о | Н.о | К.о | Н.о | К.о | |
1. | 6 | 10 | 7 | 10 | 5 | 7 | 6 | 9 | 6 | 8 | 30 | 44 | С | В |
2. | 6 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | 6 | 8 | 29 | 37 | С | В |
3. | 9 | 10 | 7 | 8 | 7 | 9 | 7 | 9 | 6 | 7 | 36 | 43 | В | В |
4. | 3 | 6 | 4 | 6 | 3 | 7 | 2 | 5 | 2 | 6 | 14 | 30 | Н | С |
5. | 5 | 7 | 5 | 9 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 10 | 29 | 43 | С | В |
6. | 8 | 10 | 6 | 9 | 7 | 8 | 7 | 9 | 5 | 9 | 33 | 45 | В | В |
7. | 6 | 7 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 27 | 30 | С | С |
8. | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 6 | 5 | 6 | 3 | 6 | 19 | 27 | Н | С |
9. | 9 | 10 | 7 | 8 | 8 | 9 | 7 | 10 | 6 | 8 | 37 | 45 | В | В |
10. | 10 | 10 | 7 | 10 | 8 | 9 | 9 | 10 | 8 | 10 | 42 | 49 | В | В |
11. | 6 | 8 | 6 | 8 | 5 | 7 | 7 | 8 | 5 | 7 | 29 | 38 | С | В |
12. | 6 | 7 | 7 | 8 | 4 | 5 | 4 | 6 | 3 | 4 | 24 | 30 | С | С |
13. | 5 | 8 | 7 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 6 | 9 | 30 | 40 | С | В |
14. | 7 | 10 | 5 | 6 | 6 | 7 | 6 | 8 | 5 | 7 | 29 | 38 | С | В |
15. | 5 | 8 | 6 | 9 | 6 | 9 | 5 | 8 | 7 | 9 | 29 | 43 | С | В |
16. | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | 5 | 7 | 29 | 35 | С | В |
17. | 9 | 10 | 8 | 9 | 7 | 7 | 7 | 8 | 6 | 7 | 37 | 41 | В | В |
Данные таблицы показывают, что после проведения планомерной, системной работы уровень познавательной активности повысился.
Уровень познавательной активности детей
Таблица № 4.
Начальная диагностика | Итоговая диагностика | |
Низкий уровень | 11.76 % | 0 |
Средний уровень | 58.8 % | 23.52 % |
Высокий уровень | 29.4 % | 76.14 % |
Сравнительный анализ результатов диагностики выявил положительную динамику развития познавательных способностей детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.
Таким образом, результаты проведённой мною работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);
- речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);
- личностные характеристики ( проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).
На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода – детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.Задачи: 1.Образовательные:ü продолжать учить детей находить взаимосвязи...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»
Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности....
План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»
Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....
Экспериментирование. Исследование объектов живой и неживой природы с элементами математического и сенсорного развития
Открытое занятие в разновозрастной младше - средней группе. Экспериментирование, исследование оъектов живой и неживой природы с элементами математического и сенсорного развития.Тема: Экскурсия в...
примеры экспериментирования с объектами живой и неживой природы в детском саду
примеры экспериментирования с объектами живой и неживой природы в детском саду Задачи занятия: Систематизировать знания детей о строении растений (корень, стебель, листья). Развивать умение наблюда...