Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_eksperimentirovanie.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование"
в подготовительной к школе группе
на 2018-2019 учебный год
№ | Тема | Дата | Цели и задачи | Литература |
Сентябрь | ||||
1 | Путешествие колоска | 05.09.2018 | Задачи: закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и чёрный хлеб; развивать умение различать растения по характерным признакам(строение колоска, цвет, количество зёрен); познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012 |
2 | Сила тяготения | 12.09.2018 | Дать детям представление о существовании невидимой силы –силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.47-48 |
3 | Посещение кафе «Дары осени» | 19.09.2018 | систематизировать представления детей об овощах и фруктах; упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012 |
4 | Упрямые предметы. Хитрости инерции. | 26.09.2018 | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдений. Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных) | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.48-51, 55-56 |
Октябрь | ||||
5 | Как растения готовятся к зиме . | 03.10.2018 | формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; дать знания о способах распространения семян; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью; | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.323-329 |
6 | Волшебные стеклышки | 10.10.2018 | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить ,для чего они нужны человеку | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.51-53 |
7 | Унылая пора! Очей очарованье!... | 17.10.2018 | Закреплять представления о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, мышление; умение видеть поэтическую красоту золотой осени; совершенствовать воображение, активизировать словарный запас, употребляя в речи слова «заморозок», «ледостав». | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.329-332 |
8 | Почему предметы движутся? | 24.10.2018 | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.53-55 |
9 | Как и для чего человек дышит. | 31.10.2018 | Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку. | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр332-333 |
Ноябрь | ||||
10 | Путешествие в осенний лес | 07.11.2018 | обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом; развивать логическое мышление (логическая задача «Книжка про осень») ; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Выполнение задания 11 в рабочей тетради | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.334-337 |
11 | Беседа «Для чего растению нужны семена» | 14.11.2018 | закрепить представления о том, что семя-конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения; формирование представлений о распространении семян растений; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память Выполнение задания 12 в рабочей тетради | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.337-341 |
12 | Путешествие капельки | 21.11.2018 | формирование представлений о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать у детей бережное отношение к воде | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.341-345 |
13 | Что такое масса? | 28.11.2018 | Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр56-59 |
Декабрь | ||||
14 | Клуб знатоков леса | 05.12.2018 | Формировать у детей умение на практике применять знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; формировать умения выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи; развивать доказательную, связную речь. | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр. 347-350 |
15 | Воздух | 12.12.2018 | Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Выполнение задания 8 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1» | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр59-61 |
16 | Приключения Мамонтёнка | 19.12.2018 | Закреплять знания о четырёх классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных с опорой на модели; тренировать в синхронизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас. | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.350-352 |
Январь | ||||
17 | Как живут наши пернатые друзья зимой | 09.01.2019 | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу. Выполнение задания 25 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.354-359 |
18 | Почему не тонут корабли? | 16.01.2019 | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр 68-70 |
19 | Север – царства льда и снега | 23.01.2019 | формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; вести диалог, отстаивать свое мнение, строить мыслительную операцию — сравнение, доказательную речь Выполнение задания 27 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.359-362 |
20 | Что такое огонь? | 30.01.2019 | Познакомить с огнем как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком; активизировать словарный запас Выполнение задания 28 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр 362-368 |
Февраль | ||||
21 | Лес как экологическая система | 06.02.2019 | Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле» Выполнение задания 30 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.370-375 |
22 | Пищевые цепочки в лесу | 13.02.2019 | закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщённых понятий; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе. | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр375-379 |
23 | Если хочешь быть здоров | 20.02.2019 | закрепить представления о приспособляемости человека к зимним условиям; формировать представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья ;дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.383-387 |
24 | Путешествие Капельки | 27.02.2019 | Познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр70-73 |
Март | ||||
25 | Как поссорились март и февраль | 06.03.2019 | Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать изменения в неживой природе; увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевые облака. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи); дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли; синички поют; в середине марта прилетают грачи; в конце марта прилетают скворцы; у зайчихи родились зайчата, у медведицы – медвежата, у белки – бельчата. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр 387-394 |
26 | Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | 13.03.2019 | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасность для судоходства. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр78-85 |
27 | Комнатные растения-спутники нашей жизни (посадка комнатных растений) | 20.03.2019 | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать , обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи. | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.395-400 |
28 | Загадки природы | 27.03.2019 | обобщить представления о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня); закреплять знания о правилах поведения в экосистемах; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепит знания детей о правилах поведения в экосистемах. Выполнение задания 6 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012 стр.400-406 |
Апрель | ||||
29 | Весенняя экскурсия в лесопарк | 03.04.2019 | Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе растений и животных, понаблюдать за изменениями в природе в середине весны ,сформировать навыки правильного поведения в природе, | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.411-414 |
30 | Почему в космос летают на ракете? | 10.04.2019 | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр102-104 |
31 | Почему земля кормит | 17.04.2019 | Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности Выполнение задания 9 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.247-251 |
32 | Откуда взялись острова? | 24.04.2019 | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр85-87 |
Май | ||||
33 | Весенние заботы птиц | 08.05.2019 | Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между сроком прилёта птиц и наличием корма; познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнёзда. Заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам. Выполнение задания 13 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.419-424 |
34 | Как происходит извержение вулкана? | 15.05.2019 | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр87-89 |
35 | Строим экологический город | 22.05.2019 | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды. Необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. Выполнение задания 16 в рабочей тетради О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2» | Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.424-427 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»
Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности....
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...