Диагностика экологических знаний дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ешерова Мария Евгеньевна

Диагностика экологических знаний дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_ekologicheskikh_znaniy_doshkolnikov.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика экологических знаний дошкольников

Цель – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения дошкольников.

Блоки экологических знаний:

Критерии оценки знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Задание №1 (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты, первая разделена на четыре части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображено голубое небо, ветви деревьев и земля, на третьей картинке изображены небо и луг, на четвертой отражена степь.

Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра, животные нашего края.

Фигурки птиц: голубя, синицы, воробей, дятел, сорока, вороны, снегирь, совы.

Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Воспитатель предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их в соответствии с инструкцией разместить насекомых.

Воспитатель предлагает взять следующую картинку и разместить животных, которые живут в нашем краю.

Если на столе остались какие–нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание № 2

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочки и поддон.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

-Какие условия необходимы для жизни роста и развития комнатных растений?

-Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

-Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного из растения).

-Для чего нужны людям комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

А) Сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

Б) Лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

В) Ягоды и грибы (Земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

Г) Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям.

Задание №3

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Педагог предлагает определить содержимое баночки. После тог как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

-Какие свойства песка ты знаешь?

-Где и для чего человек использует камни?

-Какие свойства воды ты знаешь?

-Где и для чего человек использует воду?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание № 4

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Воспитатель.

-Какое время года тебе нравится больше и почему?

-Нарисуй картинку, где будет изображено это время года.

-Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос:

«Когда это бывает?»

-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

-Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

-С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

-На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание № 5.

Цель. Определить уровень отношений к миру природы.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы

-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? (если они есть) (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».)

-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики, как бы ты стал ухаживать за ними?.»)

-Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

1. Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

2. Существенность знаний – выделение существенного в объекте.

3. Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

4. Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Диаграмма на начало учебного года

Диаграмма на конец учебного года

ВЫВОД: диагностика экологических знаний показала, что у детей высокий уровень сформированности элементарных, и даже углубленных знаний для их возраста экологических представлений, аналитического мышления и экологически грамотного поведения. Дети   без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы и аргументируют ответы, эмоционально выражают своё отношение к представителям животного, растительного мира, выявляют связи внутри классов, существенного в объекте, многообразие сторон познавательного объекта. Прослеживается и системность знаний, позволяющая целостное рассмотрение объектов. Обнаруживают высокий эмоциональный уровень отношений к миру природы, пониманию взаимосвязей между деятельностью человека и жизнью животного и растительного мира. Эмоционально выражают своё отношение к проблеме экологической безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

Разделы:- критерии сформированности экологических знаний детей;- контрольные задания для определения уровня сформированности экологичских знаний детей;- оценки результатов деятельности;- инструкция к ...

Диагностика экологических знаний детей

Диагностика экологических знаний детей...

Диагностика экологических знаний детей 6-7 лет

Цель:Выявить знания детей о живых организмах, живущих в уголке природы, их характерные особенности, условия жизни, приспособлении к среде обитания.Выявить знания детей о растительном мире данной...

Диагностика экологических знаний детей средней группы

Диагностика экологических знаний детей средней группы...

Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников

Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников...

«Экологическое воспитание: диагностика экологических знаний дошкольников 5-6 и 6-7 лет.

Что должны знать и уметь дети старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания...

Мастер класс для педагогов на тему "Диагностика экологических знаний дошкольников"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, ...