диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста
методическая разработка (окружающий мир) по теме
Разделы:
- критерии сформированности экологических знаний детей;
- контрольные задания для определения уровня сформированности экологичских знаний детей;
- оценки результатов деятельности;
- инструкция к проведению;
- показатели уровня овладения экологическими знаниями детей дошкольного возраста;
- выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 239.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика
экологических знаний детей дошкольного возраста
группа «Радость».
Критерии сформированности экологических знаний:
-знания о неживой природе;
- уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
- знания о временах года;
- уровень отношения к миру природы;
- знания о мире животных.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:
(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).
Задание 1
( проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
- Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
- Где живёт вода?
- Кому нужна вода?
- Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
(ребёнок без труда отвечает на вопросы).
-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
-называет отличительные признаки неживой природы;
-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
-затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.
Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению.
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень.
-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;
-правильно называет правила поведения в окружающей природе;
-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень.
-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;
-отвечает на дополнительные вопросы;
-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
-затрудняется при ответе на вопросы;
-не может анализировать поступки людей к природе.
Задание 3
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания времён года.
Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.
Инструкция к проведению
Педагог.
-Какое время года тебе нравится больше и почему?
-назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»
-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
-деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;
-с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;
-на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Вопросы для детей подготовительной группы:
-Назови времена года;
-назови три месяца осени;
-назови месяца весны и т.д.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
-Ребёнок правильно называет времена года;
-перечисляет их в нужной последовательности;
-знает характерные признаки каждого времени года;
-проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;
-по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
-выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок правильно называет времена года;
-иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;
-в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
-на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
-выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок не всегда правильно называет времена года;
-затрудняется назвать их в нужной последовательности;
-не знает характерных признаков разных времён года;
-на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
-не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);
-если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
-как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
-что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;
-как мы можем помочь зимующим птицам?;
-какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
-Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;
-знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-без труда выражает своё отношение к проблеме.
Средний уровень.
-Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;
-в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-может выразить своё отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;
-не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
Задание 5
( проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья ,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению.
Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам:
-как называется животное (птица, насекомое)?
-что ты можешь рассказать о нём?
-твоё отношение к ним.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень.
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
Уровень ниже среднего.
Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Высокий уровень.
( 13- 15 баллов)
Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень.
(8 – 12баллов)
Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные
характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.
После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего.
(5 – 7 баллов)
Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Цель:
- Расширить представления детей о различных природных объектах ( воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
- Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
- Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
- Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.
Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2009 – 2010 учебный год.
- Высокий уровень (от 2,4 до 3) – 17 детей;
- Средний уровень (от 1,3 – до 2,3) – 6 детей;
- Низкий уровень -0.
(6*2 + 17*3)/23= 2,7 (высокий).
Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей старшего дошкольного возраста.
2010 – 2011 учебный год.
Результаты: (старшая группа)
- Низкий-0;
- Средний (от 1,3 до 2,3)-1;
- Высокий (от 2,4 до 3)-25.
( 1,2* +25*3)\26=3 (высокий).
Результаты: (подготовит.гр.).
- Низкий – 0;
- Средний(от 1,3 до 2,3)-0;
- Высокий (от 2,4 до 3)-26.
(26*3)/26=3 (высокий)
Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей подготовительной группы «Радость».
Конец 2010 года. Высокий уровень – 26 детей.
Цель диагностики:
Выявить уровень сформированности у детей экологических знаний.
Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.
Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей средней и старшей группы «Радость».
Конец 2010 года.
Высокий уровень -25 детей.
Средний уровень -1.
Учитывая показатели уровня овладения экологическими знаниями детей, можно допустить положительную динамику сформированности у детей экологических умений и навыков.
Однако, результаты критериев развития (живой и неживой природы, времени года) остаются ниже других составляющих критериев экологической деятельности.
Соответственно:
- Для развития у детей экологической деятельности обогатить группу материалами: дополнить мини – лабораторию, исследовательский центр.
- Использовать в речи словесно – дидактические игры.
- Применять в работе инновационные методы и приёмы как: проектная деятельность, музейная педагогика, интегрированные методы обучения.
Диагностика детской экологической деятельности в средней и старшей группе «Радость».
Конец 2010 год.
р Конец 2010 г. Ррррр ррррр
Конец 2011 г.
рррррррррррр
В Высокий уровень
Нн Средний уровень Диагностику провела:
воспитатель группы «Радость»
Нуреева Фаниса Мирхабипзяновна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...
«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....
статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"
Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Данный материал позволить выявить уровень знаний детей о представителях животного и растительного мира мира.Ответственного отношения к природе, овладения системой нравств...
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...
Мониторинг экологических знаний детей дошкольного возраста.
Мониторинг экологических знаний детей второй младшей группы...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Роль Дидактической игры в процессе формирования экологических знаний....
- Мне нравится (1)