Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников
статья на тему
Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников
Для диагностики экологических знаний дошкольников можно использовать следующие игры, направленные:
1. На выявление знаний детей о животных, как живых организмах.
2. На выявление степени сформированности нравственно-чувственного, гуманного отношения к животным.
3. На выявление особенностей использования игры в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации задач констатирующего эксперимента был предложен ряд заданий. Задания предлагались индивидуально каждому ребенку. При выполнении заданий фиксировалась речь ребёнка, его действия с раздаточным материалом, ошибки и способ их исправления.
Для реализации задач констатирующего эксперимента был предложен ряд заданий. Задания предлагались индивидуально каждому ребенку. При выполнении заданий фиксировались речь ребёнка, его действия с раздаточным материалом, ошибки и способ их исправления.
1. На выявление знаний о живых организмах. Задание: Предлагался набор из картинок с изображением живой и неживой природы. Давалось задание выбрать картинки с изображением живого и объяснить свой выбор.
В ходе выполнения задания детьми задавались следующие вопросы:
-Выбери среди картинок живое.
-Расскажи почему оно живое?
-Как ты узнал, что это живое?
—Почему ты думаешь, что они живые?
2. На выявление практических представлений детей о целостности живых как условий их жизнедеятельности.
Задание: Дидактическая игра «Собери животное». Она содержала набор картинок с изображением частей животных. Предлагалось из картинок собрать одно целое.
Вопросы:
-Сможет ли жить рыба без плавников, птицы, насекомые без крыльев?
-Как ты думаешь зачем животным нужны ноги, крылья, плавники.
3. Для выявления знаний детей о средах обитания. Задание: Предлагалось разложить картинки с животными, кто где живет. Расскажи о среде обитания и конкретном месте обитания представителей разных классов животных.
а) Предлагалась картина с изображением сред обитания (воздушно-наземной- лес, луг; водной-озеро) и конкретных мест обитания: дупло, Цветове, рыбный дом под камнем, скотный двор, собачья конура, дом человека, клетка, аквариум.
В ходе диагностики использовался игровой персонаж Незнайка который неправильно расположил по средам обитания животных.
Ребенок должен был определить правильность выполнения задания Незнайкой и мотивировать своё суждение.
Вопросы:
-Правильно ли Незнайка выполнил задание?
-Почему ты так думаешь?
Предлагалась дидактическая игра «Найди дом, в котором живёт животное»
4. На выявление знаний об основных потребностях животных и способе их удовлетворения
Задание: Предлагался набор картинок с изображением представителей четырёх основных классов животных и набор предметных моделей, обозначающих основные потребности.
Вопросы:
-Что нужно животным для жизни?
Давалось задание на основе знаний о потребностях правильно подобрать предметные модели
5. На выявление умений определить состояние животных по особенностям внешнего вида, поведению.
Задание: Предлагалось 2 картинки: на одной животное (котенок) в плохом состоянии, а на другой- в хорошем.
Беседа ведется от имени игрового персонажа Незнайки : «Я хочу поиграть с котенком, но не знаю с каким. Как ты думаешь какой котенок будет со мной играть. Почему ты так думаешь?»
Вопросы:
-Кто из котят чувствует себя плохо?
-Как ты догадался?
-Кто из котят чувствует себя хорошо?
-Как ты догадался?
Незнайка: «У меня есть дома попугай, я боюсь, что он заболел»
1. Расскажи Незнайке, как будет вести себя попугай, если заболеет.
2. Расскажи, как ведет себя попугай, которому хорошо.
При затруднении ответов на вопросы ребенку предлагается словесное описание особенностей внешнего вида и поведения здорового и заболевшего попугая (не ест, грустный, нахохлившийся, сидит на одном месте, не прыгает с жёрдочки на жёрдочку).
Предлагается ответить на вопрос:
-Как чувствует себя такой попугай?
6. На выявление знаний о приспособлении животных к сезонным изменениям.
Беседа ведется от имени игрового персонажа Незнайки:
-Расскажи, как зимует белка, заяц, медведь, бабочка, лягушка, щука.
-Все ли птицы остаются зимовать?
-Почему улетают скворцы, ласточки?
7. На выявление знаний детей о росте и развитии животных как живых организмах.
Предлагался набор картинок с изображением животных и их детёнышей. Проводилась дидактическая игра «Найди детенышам маму и назови её». После этого задавались вопросы:
-Как ты догадался, что это её мама?
-Зачем нужна мама детенышу?
Могут ли детеныши сами находить себе пищу, строить дом? Почему?
Затем предлагалась серия картинок с изображением стадий роста цыпленка: (яйцо, треснутое яйцо, жёлтый, белый цыпленок, курица) и круг, разделенный на пять секторов (круг отражает цикличность развития)
-Кем будет цыпленок, когда вырастет?
-Откуда появился цыпленок?
-Разложи картинки так, чтобы было видно, как растет цыпленок.
8. На выявление степени сформированности практических умений и навыков по уходу за животными.
Задание: ребенку предлагалось покормить рыбок: «Покажи Незнайке как надо кормить рыбок.»
При выполнении задания отмечалось:
-заинтерисованность детей,
-качество выполнения задания,
-качество навыков и умений детей.
9. Для выявления степени сформированности нравственных чувств и осознанного гуманного отношения к животным.
Для этого проводились длительные наблюдения за поведением детей в процессе общения с животными в уголке природы и на участке.
План наблюдения:
1. Как часто дети проявляют желание ухаживать за обитателями уголка природы (по собственному желанию или по указанию воспитателя).
2. Наличие проявлений бережного отношения к животным.
3. Умеют ли оценивать состояние животных, исходя из удовлетворения основных потребностей?
4. Встречаются ли случаи негативного отношения? В чем это проявляется?
5. Умеют ли дети оценивать свои поступки и поступки сверстников, связанные с сохранением целостности животных?
Также было предложено каждому ребенку 2 картинки с изображением поведения детей по отношению к животным. На одной картинке изображен мальчик, разоряющий гнездо, на другой - мальчик сыжает выпавшего птенца на дерево.
Задавались вопросы:
-Расскажи Незнайке, кто из детей поступает нравственно? Почему?
-Как бы ты поступил?
-Знаешь ли ты почему нужно поступать так?
Затем ребенку предлагались проблемные ситуации. Рассказы велись от лица игрового персонажа Незнайки:
1. «Однажды я шел по лесу и увидел маленькую птичку. Она была такая хорошенькая, пушистенькая, что я взял её домой играть.»
Задавались вопросы:
-Правильно ли поступил Незнайка?
-Чтобы ты сделал на его месте?
-Почему бы ты так поступил?
2. «У меня был кот Барсик. Мы с ним так весело играем: я привязываю ему на хвост бантик, кот убегает, а я его догоняю.»
Вопросы:
-Правильно поступает Незнайка? Почему ты так думаешь?
Для выявления особенностей педагогического процесса в формировании экологически воспитанной личности детей 5-6 лет проводился анализ плана воспитательно-образовательной работы за месяц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика экологических знаний дошкольников
Диагностика экологических знаний дошкольников...
Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста...
«Экологическое воспитание: диагностика экологических знаний дошкольников 5-6 и 6-7 лет.
Что должны знать и уметь дети старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания...
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей дошкольного возраста
Дидактические игры...
Мастер класс для педагогов на тему "Диагностика экологических знаний дошкольников"
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, ...