Непрерывная образовательная деятельность по познанию целостной картины мира «Дикие животные леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Познакомить с названиями животных, местом их обитания. учить сравнивать; познакомить с отличительными признаками зверей, внешним строением, с их разнообразием; группировка по признаку "семья", уточнение представления о том, что все животные рождаются в семье; учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непрервная образовательная деятельность по познанию целостной картины мира  

«Дикие животные леса»

в средней группе МБОУ «СОШ с.Березовка»

Воспитатель: Жулмуканова Л.С.

Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование целостной картины мира), «Художественное творчество»(рисование), «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, позновательно-исследовательская.

Задачи занятия:знакомить с названиями животных, местом их обитания, учить сравнивать; познакомить детей с отличительными признаками зверей, внешним строением, с их разнообразием; группировка по признаку «семья», уточнение представления о том, что все животные рождаются в семье; учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением зверей, их детенышей,  резиновые фигурки животных, листы бумаги, цветные карандаши, краски, настольная дидактическая игра «Чей домик?», настольно-печатная игра «Где чей детеныш?», аудиозапись со спокойной музыкой, ноутбук, запись мультфильма «Приключение капитана Врунгеля».

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Организационно-мотивационный этап

(создание благоприятного климата, постановка проблемы)

Здравствуйте ребята!

 Сегодня мы с вами поговорим о диких животных леса, выясним по каким признакам звери отличаются от животных, познакомимся с особенностями окраса животных в разное время года .

Здравствуйте!

2.Основная часть

Этап постановки проблемы

              Этап ознакомления с материалом

Какое время года сейчас? Какой месяц? На улице холодно или тепло?

Какую одежду надевают люди в холодную погоду?

А зверям тепло зимой? Что их согревает? Каких животных вы знаете?

Мы познакомимся с животными леса. Как называются эти животные? (показывает игрушки или картинки с изображением лисы, волка, рыси, оленя, ежа, медведя, белки.)

это дикие животные. Почему они так называются?

Этап практического решения проблемы

Игры.

«Где чей детеныш?»

Воспитатель раздает  каждому ребенку картинку с изображением справа звери родители, а справа детеныши. Просит простым карандашом соединить(сгруппировать) картинки по признаку «одна семья животных».

«Один - много»

Воспитатель кидает каждому ребенку мяч, а дети называют животного во множественном числе.

Лиса-лисы, заяц-зайцы, волк-волки, белка-белки и т.д.

2.3  «Кто такие звери?»

Чтобы ответить на вопрос: кто на рисунке зверь, надо точно установить – кто точно не зверь.

Итак, орел- птица, жук – насекомое. Остались крокодил и мышь. Вариантов два: или звери оба, или кто-то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. Начнем наше знакомство со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа.

Назовите все части тела жирафа. А теперь найдите эти же части тела у кошки и коровы.

Ничего нового, необычного мы не увидели. Чем же звери отличаютя от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело у зверей?

Правильно. Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть?

Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекоптающими.

Количество шерсти у зверей может быть различным. У медведя, например, ее много, а у слона – мало. Это зависит от того, в каком месте живет зверь и какой образ жизни он ведет. Многие млекопитающие покрыты волосами разного вида. Например, еж покрыт особыми волосами, они назваются иглами.

Мы теперь знаем основные отличительные признаки зверей- наличие шерсти и кормление детенышей молоком. Вернемся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. Крокодил и мышь – кто из них зверь?

Хоть мышка и маленькая, но она-зверь. А крокодил – нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детенышей молоком, вспомним, как появляются его малыши.

Воспитатель включает фрагмент из мультфильма «Приключение капитана Врунгеля», в котором в трюме корабля из яиц вылуппляются крокодильчики.

детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц.

Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил – не зверь. К какой группе животных он относиться, вы узнаете позднее.

Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днем или ночью. Часть зверей обитает на земле, часть – на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу.

 Ознакомление с особенностями цвета животных в разное время года.

 Звери могут иметь постоянную окраску или менять ее в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?

Как выглядит заяц и белка зимой? Как – летом? Для чего они меняют свои шубы? Правильно, смена окраски шубы позволяет быть не заметными для хищного зверя.

Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года на нем изображено. Какая шубка будет на белке и зайце? Приступайте к работе.

  Описание животных по вопросам.

Заяц всего боится. Он какой?

Каким еще его можно назвать?

Что делает заяц?

Лиса всех обманывает. Она какая?

 Что делает лиса?

У ежа иголки, он какой?

Что делает еж?

Белка какая?

Что делает белка?

Медведь какой?

Что делает медведь?

Сравнение.

Некоторых людей сравнивают с животными.

Если человек хитрый, то говорят: «Хитрый как лиса».

- Злой как ....(волк).

- Косолапый как ....(медведь).

- Трусливый как ....(заяц).

 Задание.

Настольная игра «Чей домик?».

Воспитатель раздает пазлы с картинками животного и домика, и предлагает детям найти дом для каждого животного.

Этап ознакомления с материалом

(ответы детей)

(ответы детей)

Людям зимой тепло, потому что они одеты в теплую одежду.

(ответы детей)

Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.

Этап практического решения проблемы

Соединяют линиями.

Ловят мяч двумя руками. Активизируют словарный запас.

Дети определяют

Называют части тела жирафа.

Рыбы-чешуя.

Птицы-перья.

Звери-шерсть.

Это мех или волосы.

Рассматривают иллюстрации.

Ответы детей.

Просматривают фрагмент мультфильма.

Делают выводы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Раскрашивают заготовки под спокойную музыку.

(трусливый.)

(Быстрый, косой, осторожный.)

(Пугается, прыгает, бежит, прячется.)

(Хитрая.)

(Крадется, хитрит.)

(Колючий)

(Фыркает, переносит фрукты, грибы на колючках.)

(быстрая, проворная, прыгучая.)

(прыгает, запасает орехи, шишки, грибы.)

(косолапый, неуклюжий, сильный, сластена.)

(переваливается, ревет, спит, косолапит.)

Ответы детей.

Играют в настольно-печатную игру, рассуждая.

3.Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, вы все молодцы! Давайте рассмотрим ваши работы.

- Что было трудно делать? А что нет?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что работа удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них.

- Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы все молодцы! Дружно работали!

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Дети делятся впечатлениями от проделанной работы.

Дети благодарят

04.02.2013г

Список литературы:

  1. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия».М.,2010.
  2. Тихомирова Е.М. «Мир вокруг нас». М.,2005.
  3. Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». М.,2012.
  4. Сайт multiki.ru – запись мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?

Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе “Грибы”

Данный конспект содержит основную информацию о грибах, которую необходимо знать ребенку младшего дошкольного возраста. Информация предлагается в игровой форме и с использованием презентации, что еще б...

Конспект непрерывной – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора во второй младшей группе

Цель:Обобщить знания детей о видах спорта.Дать четкое представление о пользе занятий спортом.Воспитание эмоционально-волевой сферы через желание заниматься спортом....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в младшей группе. Тема: "Домашние животные".

Занятие, направленное на  формирование у детей 3-4 лет  обобщающего понятия "домашние животные"...

Непрерывно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Животные Африки»

Непрерывно-образовательная деятельность в старшем дошкольном возрастеТема: « Животные Африки» Цель:  закрепить и систематизировать представления детей оприродных зонах Африки, жи...