ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проектно - исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект "Как живут растения" рассчитан на детей 5 - 6 лет с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническую и игровую деятельность дети приобретают знания о необходимых условиях для роста и развития растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Как живут растения?" | 57.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
«КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»
- Наименование дошкольного образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 85.
- Полный адрес дошкольного образовательного учреждения:
Субъект РФ: Мурманская область
Индекс: 183034
Населенный пункт: г. Мурманск
Улица: Гаджиева
Дом: 14а
Федеральный телефонный код города: 815(2) телефон: 43-12-16
e-mail: dou85@poiarnet.ru
- Количество воспитанников: 206 чел.
- Количество групп: 11, из них 3 группы раннего возраста, 5 общеобразовательных групп, 2 логопедические группы для детей с общим нарушением речи, 1 группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
- Заведующая МДОУ: Новицкая Татьяна Ивановна, высшее образование, Мурманский государственный педагогический институт, высшая квалификационная категория.
- Авторы проекта:
Воспитатели высшей квалификационной категории
Фишкова Татьяна Анатольевна и Усманова Асия Тальгатовна
- Номинация «Экология в образовании»
г. Мурманск, 2013г.
Проект «Как живут растения?»
Проектно – исследовательская деятельность в дошкольном образовании.
Строение, значение и функции частей растений.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, семейно – групповой, среднесрочный.
Участники проекта:
- Воспитатели старшей логопедической группы Усманова А.Т. и Фишкова Т.А.
- Родители;
- Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (11 человек).
Образовательная область: Познание. Коммуникация. Социализация. Безопасность.
Тема проекта: «Как живут растения?».
Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.
И исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни человеку необходимо не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Цель проекта: С помощью экспериментов (опытов) повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости растений в жизни человека, сформировать представления детей о значении воды и света для жизни растений. Развивать экологическое сознание.
6. Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.
7. Совершенствовать грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные лексико-грамматические конструкции.
8. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.
9. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания.
Ресурсы проекта:
Социальные:
- Филиал №9 центральной детской библиотеки.
Материальные:
- Видеофильмы о растениях;
- Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
- Уголок природы в группе;
- Дидактические экологические игры;
- Уголок экспериментирования группе;
- Современная, эргономичная, безопасная, развивающая среда, включающая мультимедийные и технические средства, соответствующие современным гигиеническим требованиям для обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
Время реализации проекта: март – апрель 2013 года
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, понимание неразрывной связи человека с природой;
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Будут уверенно отличать и называть характерные признаки растений. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, прополка.
- Получат знания о целительной силы природы через ознакомление с лекарственными свойствами лука.
- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
- В природе все взаимосвязано.
- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Научатся проводить простейшие опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Продукты проекта: фотографии, папки-передвижки, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, опытнические зоны в группе.
Проблема: Какие части есть у растений? Для чего они нужны растениям? Что нужно растениям для роста и развития?
Гипотезы:
- «Корнями растение держится за землю и пьет из нее водичку»;
- «Стебель проводит воду к листочкам»;
- «Листья нужны для красоты»;
- «Корнеплоды не живые, и поэтому росточков не дадут»;
- «Растениям нужна вода, свет и тепло».
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
В уголке имеются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Лупы;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, резиновые груши, шприцы (без игл); вата, бинт;
- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
- Приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
- Обобщение и уточнение представлений детей о строении растений, о значении и функциях разных частей растений. (Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание растений в уголке природы).
- Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта.
- Родительское собрание.
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома».
- Анкетирование родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома» и обобщение результатов.
- Диагностика знаний детей на начало проекта.
- Отображение цели и задач проекта.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
2 этап: основной. Организация работы над проектом.
- Теоретическая часть:
- составление перспективно-тематического плана работы с детьми;
- разработка конспектов и описание проведения опытов;
- создание презентации «Мы исследователи»;
- консультирование родителей по теме «Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
- Занятия по экологическому воспитанию.
- Игры-эксперименты по данной проблеме.
- Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
3 этап: заключительный. «Презентация проекта».
- Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
- Представление результатов проекта в МБДОУ в виде: творческой презентации с участием детей «Как живут растения».
- Конспект итогового занятия с детьми «Что мы знаем о растениях».
- Выставка книг «Все о растениях».
- Оформление информационно-исследовательского проекта «Строение, значение и функции разных частей растении » для участия в педагогическом марафоне.
Этапы и содержание проекта «Улицы нашего города»
Мероприятия | Цели | Сроки
|
1. Анкетирование родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома» и обобщение результатов. 2. Обобщение и уточнение представление детей о частях растений и их функциях (диагностика на начало проекта). 3.Родительское собрание по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме. 4. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду и дома». 5.Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта. 6. Подбор дидактических пособий, демонстрационного иллюстрированного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта. | I этап – подготовительный
| 1 неделя марта |
1.Сбор фотографий, иллюстраций, книг, энциклопедий, календарей, открыток с видами растений. | II этап – основной • Познакомить детей с проектом; • Побудить детей собрать о растениях как можно больше информации через фотографии, книги, иллюстрации. |
|
Непосредственная образовательная и совместная деятельность педагога и воспитанников 2.«Посадка лука» |
| 1 неделя марта |
3.Рисование «Ветки в вазе» |
| 1 неделя марта |
4.«Рассматривание веточек березы и рябины» |
| 1 неделя марта |
5.Опытно-исследовательская деятельность | Опыты с луком Проверить, как влияет отсутствие света, тепла и воды на рост лука.
«Растения и свет» Проверить, повернется ли растение к свету. Цветок повернули так, чтобы большая часть листьев «смотрела» влево, а окно было справа; Опыт «Морковь вверх ногами» Разрезала морковку поперек, вырезала сердцевину, чтобы сделать емкость. Проткнула острой палочкой, привязала бечевку, подвесила в хорошо освещенное место и наполнила водой. Следила, чтобы емкость оставалась полной. Вывод: морковка была подвешена головой вниз, но листики тянутся вверх, они ищут свет. | 1 неделя марта |
6.«Как узнать растение» (обобщающая беседа с элементами трудовой деятельности) |
| 2 неделя марта |
7.«Растения нашего уголка» |
| 2 неделя марта |
8.Рисование «Мой любимый комнатный цветок» |
| 2 неделя марта |
9. Посещение библиотеки. |
| 2 неделя марта |
10.Обсуждение ситуации «Что делать, если у растения сохнут листья?» |
| 2 неделя марта |
11. Опытно-исследовательская деятельность | «Для чего корешки?»
«Как увидеть движение воды через корешки?»
| 2 неделя марта |
12.«Все нужны на земле» (проблемно – этическая беседа) |
| 3 неделя марта |
13.«Рассматривание распустившихся веточек березы и рябины» |
| 3 неделя марта |
14. Объемная аппликация «Ветки березы в вазе» |
| 3 неделя марта |
15. Опытно-исследовательская деятельность | «Вершки – корешки»
«Живой кусочек»
| 3 неделя марта |
17. «Рассматривание всходов лукового дерева» |
| 4 неделя марта |
16.«Как растут растения» |
| 4 неделя марта |
17.Обсуждение ситуации «Хорошо – плохо» |
| 4 неделя марта |
18. «Как выращивали лук» |
| 4 неделя марта |
19. Опытно-исследовательская деятельность | «Что внутри» Установить, почему стебель может проводить воду к листьям. Подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. «Запасливые стебли» Выявить, как стебли или стволы могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. «Выпрямившийся стебель» Доказать, что стебель проводит воду к листьям. | 4 неделя марта |
20.Рисование «Расцвели красивые цветы» |
| 4 неделя марта |
21. Просмотр видеофильм «Растения нашего края» |
| 4 неделя марта |
22. Создание коллекции семян. |
| 1-4 неделя апреля |
23. «Где растения любят жить» |
| 1 неделя апреля |
24. Рисование «Весенний букет в вазе» |
| 1 неделя апреля |
25. Моделирование ситуации «В лес пришел человек - что будет?» |
| 1 неделя апреля |
26. «Рассматривание распустившихся веточек березы и рябины» |
Учить отражать увиденное в точном слове; | 1 неделя апреля |
27. Опытно-исследовательская деятельность | «Растение – насос» Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. «Вверх к листочкам» Доказать, что стебель проводит воду к листьям.
| 1 неделя апреля |
28. Тренинги с детьми «Правила поведения на природе» |
| 2 неделя апреля |
29. «Уход за комнатными цветами» (обобщающая беседа) |
| 2 неделя апреля |
30. Обсуждение ситуации «Что делать, если у дерева обломалась ветка» |
| 2 неделя апреля |
31. Опытно-исследовательская деятельность | «Испарение влаги с листьев растений» Проверить, куда исчезает вода. «Почему меньше?» Установить зависимость количества впитываемой растением воды от его величины. «Бережливые растения» Установить зависимость между величиной листа растения и потребностью его в воде. | 2 неделя апреля |
32. Коллективная аппликация «Цветы луговые» (панорамная композиция) |
| 2 неделя апреля |
33. «Растения легкие земли» |
| 3 неделя апреля |
34. «Что мы делали» (рассказы об опытах) |
| 3 неделя апреля |
35. Моделирование ситуации «Легко ли восстановить лес» |
| 3 неделя апреля |
36. Опытно-исследовательская деятельность | «Что изменилось» Доказать, что при испарении воду с листьев происходит их охлаждение. «Что чувствуешь» Выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев. | 3 неделя апреля |
37. Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники» |
| 3 неделя апреля |
1.Диагностика (результативно-сравнительный анализ) 2.Презентация центра детского экспериментирования 3.Представление результатов проекта в МБДОУ в виде: творческой презентации с участием детей «Эксперименты с растениями». 4.Оформление информационно-исследовательского проекта «Строение, значение и функции разных частей растении » для участия в педагогическом марафоне. 5.Оформили выставку рисунков «наши наблюдения». | 3 этап - заключительный
| 4 неделя апреля |
Проект также проходил через игровую деятельность детей и чтение художественной литературы.
Игровая деятельность
Дидактические игры |
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам.
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Дидактическая задача: Найти растение по слову-названию.
Дидактическая задача: Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).
Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам.
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.
Дидактическая задача: уметь определять принадлежность веток.
Дидактическая задача: уметь правильно называть части растений.
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Дидактическая задача: определить отрицательные экологические факторы.
Дидактическая задача: уметь доказать пользу леса для человека и животных.
Дидактическая задача: определить необходимые условия для роста и развития растений. |
Пальчиковые игры | «Вершки и корешки»; «Цветок»; «Посадим цветы»; «Весенняя берёзка»; «Колокольчик»; «Растение» |
Настольно - печатные игры | Лото «Грибы»; «Почему березка грустная», «С какой ветки детки» Домино - фрукты, ягоды, растения Ботаническое лото, «С какого дерева плоды» Овощи – фрукты, «Наш зеленый друг» Во саду ли, в огороде Цветочное домино |
Подвижные игры | «У медведя во бору»; |
Конструктивные игры | «Планируем сад и огород» |
Сюжетно – ролевые игры | «Исследователи» Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде; Учить моделировать игровой диалог. «Экологи» Формировать навыки речевого этикета; Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы. |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение Н. Павлова «Где зимуют почки», Н. Сладкова «Зимнее лето». М. Пришвин «Деревья в плену», «Разговор деревьев», Г. Скребицкий «На пороге весны», Л. Гулыга «Весна», Л. Воронкова «Солнечный денек. Медок и Холодок», Е. Серова «Фиалка», «Незабудка», «Колокольчик». Заучивание наизусть А. Тесленко |
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли
- Повысить значимость метода экспериментирования в развитии познавательных способностей детей
- Формированию экологических знаний у дошкольников.
- После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению растений, у детей стойко сформировалось представление о строении, значении и функциях частей растений, о необходимых условиях для роста растений. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Такие проекты значимы и для общества, т.к. ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк экспериментов с различными предметами и материалами.
Литература:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду \ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПБ.: «Детство – пресс», 2001
- План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. \ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПБ.: «Детство – пресс», 2003
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
- Добро пожаловать в экологию! Часть 2. перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. \ Сост. О.А. Воронкевич. - СПБ.: «Детство – пресс», 2004
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. СПб.: «Детство – Пресс», 2002.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1985.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИК»,2009.
- «Мы». Программа экологического образования детей/«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс»,2002
- Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005
- Мир природы и ребенок/ под ред. Л.М. Маневуевой, П.Г. Саморуковой – СПб.; АКЦИДЕНТ,1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»
Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»
План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные» Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...
Конспект по познавательному развитию на тему «Где живут витамины» для средней группы
Конспект по познавательному развитию. Проходит через образовательные области: развитие речи, физическое развитие, тема: «Где живут витамины»....
Конспект НОД по познавательному развитию экологическому воспитанию во второй младшей группе «Какие жители живут в лесу?»
конспект по экологическому воспитанию...
Методическая разработка по познавательному развитию на тему: "Где живут звери?" для детей раннего возраста
Методическая разработка по познавательному развитию на тему: "Где живут звери" для детей раннего возраста...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Где живут витамины?» с детьми первой младшей группы
Знакомство детей с понятием «витамины», какую пользу они приносят для человека....
Познавательная игра "Где живут витамины?"
Задачи:1. Учить детей, осознано подходить к своему здоровью.2. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.3. Помочь понять детям, что здоровье зависит от правильного п...