В поход по экологической тропинке
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

В поход по экологической тропинке

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы окружающей среды

Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды разрушение экосистемы, земельные ресурсы, опустынивание, загрязнение воздушной среды, сохранение горных районов, лесных ресурсов, дефицит пресноводных ресурсов, охрана и безопасность прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение БИО - разнообразия планеты, полярные районы, изменение климата.

Всемирная ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по окружающей среде, ЮНЕПКОМ решает вопросы по загрязнению вод озера Байкал в результате хозяйственной деятельности предприятий и ЖКХ на Байкальской природной территории. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.Одним словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии что-то делают во благо сохранения природы, загрязненной самим человечеством. С раннего возраста нужно воспитывать уважительное отношение к улицам и газонам города (в первую очередь не бросать мусор мимо урны). Энергосбережение дома, использование эко - товаров в быту, выбор натуральных средств, отказ от химии и многое другое, обучать любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную родителями информацию. Важно в этом "нежном возрасте" не упустить момент и дать начало развитию адекватного взгляда на жизнь, так сказать "впитать с молоком матери" натуральную идеологию и мышление создателя, а не разрушителя экосистемы. Вот что сейчас делают взрослые: слушают по радио, смотрят по телевизору или читают в интернете новости по проблемам потепления климата, загрязнения среды, истребления редких видов животных, использованию в продуктах питания трансгенов (ГМО), но от этого мировоззрение у них не меняется, максимум погрустят немного. Как бросали мусор, особенно характерно это для России, так и бросаем мусор мимо урны. Как топтали газоны и поджигали в лесу поляны, охотились на диких зверей, так и продолжаем бездушно действовать. Скорее всего таких людей в детстве воспитывали не "экочеловеки".

Экологическое воспитание - формировать  естественное представление у ребенка как метод закладки нового отношения к природе и образного мышления по сохранению живой сферы на Планете. " Самое простое,   - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с использованием зверей, поход в контактный зоопарк,   где малышам разрешено покормить и подержать в руках цыпля, кроликов, морских свинок. А также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Также важно научить ребенка дома выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды и вытирать тряпочкой столик для кормления, да еще и посуду помыть - это очень мокро и забавно. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь в нем мы тоже создаем экологию.

В ГОУ № 2061 г. Москвы , воспитанники подготовительной группы путешествуют по экологической тропинке Филевского парка. Ниже приводится пример одного из походов.

Объект: Экологическая культура старших дошкольников.

Предмет: Организационно-педагогическое обеспечение реализации комплексного подхода к формировании экологической культуры старших дошкольников в процессе работы.

Цели:

Формирование экологической культуры старших .дошкольников;

Апробировать систему занятий вне детского сада, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:

Определить возможности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников;

Воспитание новых ценностных ориентаций;

Гипотеза работы составляет предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры старших дошкольников в процессе работы вне детского сада достигается, если:

обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;

реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в старшем дошкольном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение старших дошкольников  методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Цель похода. Расширить и закрепить у дошкольников знания о природе, развивать наблюдательность и логическое мышление; показать ребятам осенние изменения в природе (листья на деревьях начинают желтеть и опадать; земля покрыта листьями, как разноцветным ковром); формировать навыки осознанного выполнения правил поведения в парке; вызвать у детей радость от общения с природой. Сопровождали группу детей 2 воспитателя и  двое родителей.

По пути к Филевскому парку  необходимо было перейти через 3 дороги.

Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Уже не так  далёк момент, когда ребёнок пойдёт в школу, станет самостоятельным пешеходом и пассажиром... И к этому моменту у него должно быть сформировано сознательное и безопасное поведение.

Самые распространённые причины несчастий, происходящих с детьми на дороге - переход улицы в неустановленном месте или на красный свет, внезапное появление перед движущимся транспортом. Несчастные случаи повторяются, несмотря на то, что детишек и в детском саду, и в школе учат правильно переходить улицу. Перед тем как подойти к светофору вспомнили с  малышами  о правилах поведения на дороге: «Когда появились первые автомобили, правил безопасности движения еще не было. Диковинке уступали дорогу. Автомобилей становилось всё больше. Пешеходы стали попадать под колеса машин, получать ушибы, серьёзные травмы и даже погибать. Тогда-то и было решено, что на улице должны быть разные дороги. Одну широкую, посередине, отвели для автомобилей. По обе её стороны сделали дорожки поуже, для пешеходов. И все были довольны, потому что никто никому не мешал. Со временем появились правила движения, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры». Если бы люди не придумали правила дорожного движения. (Трудно и проехать,  и пройти.  Водители ездят, как кому удобно, на большой скорости. Пешеходы  переходят дорогу там, где им вздумается, мешая водителям и подвергая себя большой опасности.) Вывод сделали вместе: необходимо знать правила дорожного движения и выполнять их, иначе возникнет путаница, которая может привести к беде. Дети все вместе повторили: проезжая часть улицы предназначена для автомобилей, тротуар - для пешеходов, переходить дорогу можно только в установленных местах. Ожидая сигнала светофора, некоторые нетерпеливые граждане ступают на проезжую часть, не дожидаясь зелёного света. Вспомнили о том, что гораздо безопаснее стоять в шаге-полутора от бордюра, чтобы не угодить под колеса проезжающего автомобиля. Все с удовольствием повторили  как переходить проезжую часть по светофору красный свет - дороги нет, жёлтый - подождите, а зелёный свет – идите.  Зелёный свет горит - пешеходу путь открыт. Для полной безопасности нужно «поглядывать» в сторону стоящих машин, даже если переходишь дорогу на зелёный свет.

И вот мы в парке. Своё название район получил от Филёвского парка, расположенного на его территории, который в свою очередь был назван по давно запрятанной в трубу речке Фильке, впадающей в Москву-реку. В устье речушки находилось сельцо Фили, впервые упомянутое в летописях в 1454 году.

Принадлежало село боярину Мстиславскому, а затем его сестре Ирине. Судя по описанию 1627 года, это было достаточно обширное и богатое владение. В самом селе стояла деревянная церковь Покрова Богородицы с приделом Зачатия св. Анны. Упоминаемые документом иконы, книги, свечи, колокола и утварь принадлежали Мстиславским. Вблизи церкви находился боярский двор, в котором размещались хоромы, состоявшие из нескольких горниц с комнатами, разделёнными сенями, стоявшие на жилых подклетах. В самом селе имелось 9 крестьянских дворов и три двора «задворных людей». После смерти Мстиславской Фили перешло во владение двора. Во времена Алексея Михайловича здешние окрестности славились обилием птиц и зверей. Царь совершал сюда охотничьи походы. Весной и летом охотились на птиц с соколами, осенью и зимой — на волков и медведей с собаками и рогатинами

.

В Филёвском парке(Владимир Асмолов)

В Филевском парке осень,                            В плену своей печали,                    В Филевском парке осень                            Ведь их без сожаленья                           В Филевском парке осень,

В Филевском парке грусть.                           В плену своих обид.                        И я свою беду                                                    Теперь я раздарю!                                    В Филевском парке дождь.
 
Деревья вскоре сбросят                                А парк листвой качает,                  Сюда как прежде в восемь                            Направо и налево,                                   Деревья вскоре сбросят
 
Увядших листьев груз.                                     А парк молчит.                                 Напрасно приведу.                                           Пока не догорю,                                        Осенних листьев ложь.
 
Вот так и я расстанусь                                    А парк листвой качает,                  Ты не придешь, конечно,                                Пока с листвой осенней,                        Вот так и я расстанусь
 
С любовью в эти дни.                                      А парк молчит.                                  Мои надежды – дым.                                       И сам не догорю!                                      С любовью в эти дни.
 
И навсегда останусь                                                                                                    Так пусть моя любовь и нежность                                                                                       И навсегда останусь
 
В плену у осени.                                                                                                            Достанутся другим.                                                                                                                     В плену у осени.

 

 Экологическая тропа - это разновидность “учебных троп природы”, которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у дошкольников  экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе.

При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)

Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода- листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.

- Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение.

Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад. Приходите в лес всегда, как к другу, берегите его. Видите, сколько радости он посылает вам!

Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей.

А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях. А чем пахнет осенью в лесу? (пахнет опавшими листьями, грибами.)

Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

- Вспомните, какое дыхание- через нос или через рот- полезнее и почему? Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.

 

Остановка 1. В мастерской художницы Осени. Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте сосчитать, сколько цветков и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе - листья желтые, осине - красные.

- А почему листья опадают? (Дети высказывают свои предположения)

- Листопад деревьев – это защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.

Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)

Остановка 2.

Это Пень! Рассматриваем его поближе.

Корни какие? (прямые, ветвистые, запутанные и др.)

Какие корни у пня по длине? (длинные, короткие).

А по толщине? (крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)

Какого они цвета? (Темно-коричневые, светло-коричневые и т.д.)

Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)

Ребята, а чем покрыт сам пень?

Потрогайте кору и скажите, какая она? (Гладкая, шероховатая, грубая, с трещинами)

Понюхайте, чем пахнет пень? (Пахнет деревом, лесом, землей)

как можно узнать возраст спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Вот колечко, вот колечко. Оказывается, каждая колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.

По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.

Посмотрите и скажите, на нашем пне годичные кольца как расположены: близко друг к другу или на расстоянии?

Значит, мы можем сказать, что дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста)

Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румянами ваши щеки, светящимися глаза. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. И если вы хотите быть здоровыми и красивыми, как сейчас, откажитесь от просмотра ненужных вам кинофильмов и проведите это время на природе.

- Как вы думаете, отчего может рассердиться или опечалиться бабушка: когда вы ей нагрубите, когда придете домой с промокшими ногами или принесете ей домой букет ярких осенних листьев? У вас сегодня есть возможность проверить, как поднимается настроение, когда удается порадовать другого человека, особенно любимого и близкого. Это опять возвращает вам добро зеркало окружающего мира. Умейте в него правильно смотреться!

Остановка 3.

 

- Одно из правил поведения в природе – вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.

Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами березы. Прямые, белоствольные березы нам напоминают о правильной осанке. Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите осанку?

- Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.

Итак, спины выпрямили, голову держим гордо - высоко и красиво. Теперь походим - красивую походку надо тоже тренировать. Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.

      

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

     

Вот и закончилась наша экскурсия в осенний парк.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В поход по экологической тропинке

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Глобальные проблемы окружающей среды

Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды разрушение экосистемы, земельные ресурсы, опустынивание, загрязнение воздушной среды, сохранение горных районов, лесных ресурсов, дефицит пресноводных ресурсов, охрана и безопасность прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение БИО - разнообразия планеты, полярные районы, изменение климата.

Всемирная ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по окружающей среде, ЮНЕПКОМ решает вопросы по загрязнению вод озера Байкал в результате хозяйственной деятельности предприятий и ЖКХ на Байкальской природной территории. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.

Одним словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии что-то делают во благо сохранения природы, загрязненной самим человечеством. С раннего возраста нужно воспитывать уважительное отношение к улицам и газонам города (в первую очередь не бросать мусор мимо урны). Энергосбережение дома, использование эко - товаров в быту, выбор натуральных средств, отказ от химии и многое другое, обучать любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную родителями информацию. Важно в этом "нежном возрасте" не упустить момент и дать начало развитию адекватного взгляда на жизнь, так сказать "впитать с молоком матери" натуральную идеологию и мышление создателя, а не разрушителя экосистемы. Вот что сейчас делают взрослые: слушают по радио, смотрят по телевизору или читают в интернете новости по проблемам потепления климата, загрязнения среды, истребления редких видов животных, использованию в продуктах питания трансгенов (ГМО), но от этого мировоззрение у них не меняется, максимум погрустят немного. Как бросали мусор, особенно характерно это для России, так и бросаем мусор мимо урны. Как топтали газоны и поджигали в лесу поляны, охотились на диких зверей, так и продолжаем бездушно действовать. Скорее всего таких людей в детстве воспитывали не "экочеловеки".

Экологическое воспитание - формировать  естественное представление у ребенка как метод закладки нового отношения к природе и образного мышления по сохранению живой сферы на Планете. " Самое простое,   - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с использованием зверей, поход в контактный зоопарк,   где малышам разрешено покормить и подержать в руках цыпля, кроликов, морских свинок. А также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Также важно научить ребенка дома выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды и вытирать тряпочкой столик для кормления, да еще и посуду помыть - это очень мокро и забавно. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь в нем мы тоже создаем экологию.

В ГОУ № 2061 г. Москвы , воспитанники подготовительной группы путешествуют по экологической тропинке Филевского парка. Ниже приводится пример одного из походов.

Объект: Экологическая культура старших дошкольников.

Предмет: Организационно-педагогическое обеспечение реализации комплексного подхода к формировании экологической культуры старших дошкольников в процессе работы.

Цели:

Формирование экологической культуры старших .дошкольников;

Апробировать систему занятий вне детского сада, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:

Определить возможности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников;

Воспитание новых ценностных ориентаций;

Гипотеза работы составляет предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры старших дошкольников в процессе работы вне детского сада достигается, если:

обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;

реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в старшем дошкольном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение старших дошкольников  методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Цель похода. Расширить и закрепить у дошкольников знания о природе, развивать наблюдательность и логическое мышление; показать ребятам осенние изменения в природе (листья на деревьях начинают желтеть и опадать; земля покрыта листьями, как разноцветным ковром); формировать навыки осознанного выполнения правил поведения в парке; вызвать у детей радость от общения с природой. Сопровождали группу детей 2 воспитателя и  двое родителей.

По пути к Филевскому парку  необходимо было перейти через 3 дороги.

Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Уже не так  далёк момент, когда ребёнок пойдёт в школу, станет самостоятельным пешеходом и пассажиром... И к этому моменту у него должно быть сформировано сознательное и безопасное поведение.

Самые распространённые причины несчастий, происходящих с детьми на дороге - переход улицы в неустановленном месте или на красный свет, внезапное появление перед движущимся транспортом. Несчастные случаи повторяются, несмотря на то, что детишек и в детском саду, и в школе учат правильно переходить улицу. Перед тем как подойти к светофору вспомнили с  малышами  о правилах поведения на дороге: «Когда появились первые автомобили, правил безопасности движения еще не было. Диковинке уступали дорогу. Автомобилей становилось всё больше. Пешеходы стали попадать под колеса машин, получать ушибы, серьёзные травмы и даже погибать. Тогда-то и было решено, что на улице должны быть разные дороги. Одну широкую, посередине, отвели для автомобилей. По обе её стороны сделали дорожки поуже, для пешеходов. И все были довольны, потому что никто никому не мешал. Со временем появились правила движения, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофоры». Если бы люди не придумали правила дорожного движения. (Трудно и проехать,  и пройти.  Водители ездят, как кому удобно, на большой скорости. Пешеходы  переходят дорогу там, где им вздумается, мешая водителям и подвергая себя большой опасности.) Вывод сделали вместе: необходимо знать правила дорожного движения и выполнять их, иначе возникнет путаница, которая может привести к беде. Дети все вместе повторили: проезжая часть улицы предназначена для автомобилей, тротуар - для пешеходов, переходить дорогу можно только в установленных местах. Ожидая сигнала светофора, некоторые нетерпеливые граждане ступают на проезжую часть, не дожидаясь зелёного света. Вспомнили о том, что гораздо безопаснее стоять в шаге-полутора от бордюра, чтобы не угодить под колеса проезжающего автомобиля. Все с удовольствием повторили  как переходить проезжую часть по светофору красный свет - дороги нет, жёлтый - подождите, а зелёный свет – идите.  Зелёный свет горит - пешеходу путь открыт. Для полной безопасности нужно «поглядывать» в сторону стоящих машин, даже если переходишь дорогу на зелёный свет.

И вот мы в парке. Своё название район получил от Филёвского парка, расположенного на его территории, который в свою очередь был назван по давно запрятанной в трубу речке Фильке, впадающей в Москву-реку. В устье речушки находилось сельцо Фили, впервые упомянутое в летописях в 1454 году.

Принадлежало село боярину Мстиславскому, а затем его сестре Ирине. Судя по описанию 1627 года, это было достаточно обширное и богатое владение. В самом селе стояла деревянная церковь Покрова Богородицы с приделом Зачатия св. Анны. Упоминаемые документом иконы, книги, свечи, колокола и утварь принадлежали Мстиславским. Вблизи церкви находился боярский двор, в котором размещались хоромы, состоявшие из нескольких горниц с комнатами, разделёнными сенями, стоявшие на жилых подклетах. В самом селе имелось 9 крестьянских дворов и три двора «задворных людей». После смерти Мстиславской Фили перешло во владение двора. Во времена Алексея Михайловича здешние окрестности славились обилием птиц и зверей. Царь совершал сюда охотничьи походы. Весной и летом охотились на птиц с соколами, осенью и зимой — на волков и медведей с собаками и рогатинами.

 

В Филёвском парке

 

В Филевском парке осень,

В Филевском парке грусть.

Деревья вскоре сбросят

Увядших листьев груз.

Вот так и я расстанусь

С любовью в эти дни.

И навсегда останусь

В плену у осени.

В плену своей печали,

В плену своих обид.

А парк листвой качает,

А парк молчит.

А парк листвой качает,

А парк молчит.

В Филевском парке осень

И я свою беду

Сюда как прежде в восемь

Напрасно приведу.

Ты не придешь, конечно,

Мои надежды – дым.

Так пусть моя любовь и нежность

Достанутся другим.

Ведь их без сожаленья

Теперь я раздарю!

Направо и налево,

Пока не догорю,

Пока с листвой осенней,

И сам не догорю!

В Филевском парке осень,

В Филевском парке дождь.

Деревья вскоре сбросят

Осенних листьев ложь.

Вот так и я расстанусь

С любовью в эти дни.

И навсегда останусь

В плену у осени.

(Владимир Асмолов)

В плену у осени. Экологическая тропа - это разновидность “учебных троп природы”, которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у дошкольников  экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе.

При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)

Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода- листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.

- Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение.

Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад. Приходите в лес всегда, как к другу, берегите его. Видите, сколько радости он посылает вам!

Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей.

А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях. А чем пахнет осенью в лесу? (пахнет опавшими листьями, грибами.)

Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

- Вспомните, какое дыхание- через нос или через рот- полезнее и почему? Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.

 

Остановка 1. В мастерской художницы Осени. Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте сосчитать, сколько цветков и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе - листья желтые, осине - красные.

- А почему листья опадают? (Дети высказывают свои предположения)

- Листопад деревьев – это защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.

Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)

 

Остановка 2.

Это Пень! Рассматриваем его поближе.

Корни какие? (прямые, ветвистые, запутанные и др.)

Какие корни у пня по длине? (длинные, короткие).

А по толщине? (крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)

Какого они цвета? (Темно-коричневые, светло-коричневые и т.д.)

Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)

Ребята, а чем покрыт сам пень?

Потрогайте кору и скажите, какая она? (Гладкая, шероховатая, грубая, с трещинами)

Понюхайте, чем пахнет пень? (Пахнет деревом, лесом, землей)

как можно узнать возраст спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Вот колечко, вот колечко. Оказывается, каждая колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.

По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.

Посмотрите и скажите, на нашем пне годичные кольца как расположены: близко друг к другу или на расстоянии?

Значит, мы можем сказать, что дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста)

Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румянами ваши щеки, светящимися глаза. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. И если вы хотите быть здоровыми и красивыми, как сейчас, откажитесь от просмотра ненужных вам кинофильмов и проведите это время на природе.

- Как вы думаете, отчего может рассердиться или опечалиться бабушка: когда вы ей нагрубите, когда придете домой с промокшими ногами или принесете ей домой букет ярких осенних листьев? У вас сегодня есть возможность проверить, как поднимается настроение, когда удается порадовать другого человека, особенно любимого и близкого. Это опять возвращает вам добро зеркало окружающего мира. Умейте в него правильно смотреться!

 

Остановка 3.

- Одно из правил поведения в природе – вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.

Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами березы. Прямые, белоствольные березы нам напоминают о правильной осанке. Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите осанку?

- Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.

Итак, спины выпрямили, голову держим гордо - высоко и красиво. Теперь походим - красивую походку надо тоже тренировать. Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.

    Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

     

Вот и закончилась наша экскурсия в осенний парк.


ГОУ 2061                                                                                                        2010 год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Туристический поход "Экологическая тропа"

Туристический поход по территории детского сада"Экологическая тропа"...

Сценарий мини-похода «Экологическая тропа»

В ходе проведения мини-похода решались следующие задачи:Образовательные:·        обобщить представления детей о природе;·...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект образовательно-развивающего мероприятия на свежем воздухе Тема: «В поход по экологической тропе»

Конспект образовательно-развивающего мероприятия  на свежем воздухе Тема: «В поход по экологической тропе»...