МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass._puteshestvie_v_mir_prirody_po_ekologicheskoy_trope.docx | 30.89 КБ |
pasport_ek_tr_skazka.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
провела воспитатель Ховрина Т.А
Тема: «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые члены жюри!
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Я рада видеть вас на нашей встрече.
А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно!
Для начала я предлагаю Вам стать ближе друг к другу.
Игра «Близкие люди»
Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют.
Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми).
Музыка.
Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие гладят друг друга по плечу.
Музыка.
Ведущий свистит в свисток – играющие трутся спинами друг с другом.
Педагог: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои рабочие места - за стол.
На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.
1.Знакомство с темой работы:
Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.
Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.
Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода.
Значение проектного метода:
Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и
Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Проектное обучение способствует:
- повышению личной уверенности ребенка;
- развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
- развивает у детей исследовательские умения;
- вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.
2. Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?
Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ.
Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.
3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».
- Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
- Основные задачи экологической тропы:
1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
- Функции экологической тропы.
В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:
- познавательную,
- развивающую,
- эстетическую,
- оздоровительную функции.
- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:
- на территории ДОУ,
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),
- в здании ДОУ.
- Занятия на экологической тропе.
Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ - «От рождения до школы» и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию С.Н Николаева «Юный эколог», «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).
Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.
Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.
- Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.
Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.
- Формы работы на экологической тропинке (тропе):
- ролевые и имитационные экологические игры,
- систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
- проведение экологических опытов,
- экологические практикумы,
- ситуации эстетического восприятия природы,
- продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).
Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.
- Этапы создания и оформления экологической тропы:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
- выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.
Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы на участке одного из детских. Выберите, пожалуйста, один из детских садов.
Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объкетов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала.
Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.
Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.
Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…
5.Вопросы к педагогам:
- Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
- Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?
6.Заключительная часть.
Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.
Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:
- это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
- один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
- это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
- на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;
- здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,
Так мир не дано, никому сохранить!...
Давайте, мы будем дружить,
И заботу воспитывать в детях!
Тогда не страшно, будет жить,
Нам всем на этом свете!
Спасибо за ваше участие и за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
ПАСПОРТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРОПЫ
Разработчик:
воспитатель Ховрина Т.А
,
.
д.Лазазей
2017
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
МБДОУ детский сад «Сказка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Сказка»:
– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождения с Малая Пица, ул. Зелёная;
Год закладки: 2017
Протяженность: 15 метров
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года
Краткое описание границ маршрута:
начало маршрута от «полянки Доброго Гнома» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», земляничная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха.
ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
- «Полянка Доброго Гнома»
Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку гнома. Зачитывает письмо гнома детям.
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
2.Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
3. «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
4. «Птичий городок»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».
5. «Деревенское подворье»
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
6. «Земляничная поляна»
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.
7. «Муравейники»
Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
8. Рябина
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
9. «Пруд»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
10. «Метеостанция»
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
11. «Огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
12. «Кедр»
Объект включает дерево кедр, пенек с фигуркой белочки, корзинку с кедровыми шишками, миску с кедровыми орешками.
Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.
Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.
13. «Цветы леса и луга»
Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.
Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
14. «Уголок леса» с полянкой для отдыха.
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)
Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
Мастер-класс "Круговорот воды в природе"
Мастер -класс "Круговорот воды в природе". Цель: сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, и в виде ...
Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».
Нетрадиционная форма работы с родителями....
Мастер- класс для родителей "Чудеса природы"
Мастер - класс для родителей по изготовлению поделок из природного материала....
Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной» «Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»
laquo;Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»...
Мастер класс для педагогов «Берегите природу»
Мастер класс...
Мастер-класс для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Чистая планета»
Развитие и воспитание у детей и родителей бережного и целостного отношения к природе....