Интегрированное занятие с использованием Smart board "Филимоновская игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Промыслы , которые занимались изготовлением игрушек  из глины, возникали в рвзное время.  Постепенно отрабатывались навыки работы с глиной , приемы лепки. У мастеров возникали свои "секреты".Темы и сюжеты глиняных игрушек чаще всего одинаковы,близки,но, изготовленные в разных  регионах России, они очень различаются по внешнему виду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_filimonovo.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект  занятия  с  использованием  Smart   board.

                               «Филимоновская  игрушка»

Цель:      Познакомить  детей  с  особенностями  и  этапами  изготовления  филимоновской игрушки,  с  историей  возникновения  этого  промысла;  воспитывать  эстетическое  восприятие  произведений  искусства.

Учить детей передавать  свои наблюдения  филимоновской  игрушки   в художественно – изобразительной  деятельности,  посредством  пластинографии.

Материал для занятия:  Филимоновские   игрушки,   Smart  board,  слайды с файлами,  доска  для  лепки,  салфетка  для  рук,  набор  пластилина,   плоскостной  олень на картоне.

                                                       Ход  занятия

Сегодня  мы  отправимся  в  деревню  Филимоново,  живописный  уголок  Тульской  области.

На Smart   board      Слайд  1.   Изображение  карты  Тульской области.

На Smart   board      Слайд  2.   Изображение  деревни  Филимоново.

Местность  эта  богата  глиной,  поэтому  -  то    и  родился  здесь  такой  промысел  - глиняные  свистульки.

 -  Где же и как  берут  такое  количество  нужной  глины?  Чтобы  глину  достать,  надо  вырыть  колодец.

                           На   Smart     board     Слайд  3.  Изображение колодца.

Давайте  заглянем  в  него.   Дна не видно.  Тьма.  Если  бросишь  камешек  в  колодец,  то  не  услышишь,  как  он  упадет на дно.

- Как вы думаете почему?

- Колодец очень  глубокий  и  дно  у  него  глинистое,  мягкое.

Вниз  спускаются  2  человека,  зажигают  свечку  и  набирают  в  ведра  глину.   Наверх  ведра  поднимают  тоже  двое,  приспособив  для  этого  колесо.

-  Достают  глину  только  зимой.  Летом  в колодце  просто не хватает  воздуха  и  людям  нечем  дышать.

Глина  бывает  разного  цвета:  и  красная и белая.  Есть  такая легенда.

  Вечером,  когда  никого  поблизости  нет,  купается  в  речке  красавица  русалочка.  В  волосах  у  нее  две  заколки:   красное  солнце  и  белая  луна.

 Сияют   солнечные  и  лунные  лучи,  и  словно  иглы,  прокалывают  землю.  

Куда  солнечные  лучи  достанут  -  красная  глина,  куда  достанут  лучи луны  -  белая глина.  

Природные  свойства  местной  глины,  на  редкость  пластичной  и  жирной,  отразились  на  облике  игрушки.

Поскольку  филимоновская  глина  просушке   быстро  покрывается  трещинами,  ее  приходится  все  время  заглаживать  мокрой  рукой,  невольно    сужая  и  вытягивая  туловище  фигурки.  Пластичность  глины  позволяет  сохранять  в  лепке  удлиненные  пропорции.

                      На  Smart   board    Слайд  4.   Филимоновские  мастера.    

                      На  Smart   board    Слайд  5.   Филимоновские  мастера.    

                      На  Smart   board    Слайд  6.   Заготовки  готовых  фигурок.  

Филимоновские  барыни  часто  держат  под  мышкой  птицу – свистульку.

                     На  Smart   board   Слайд  7.   Филимоновские  барыни.

Готовые  игрушки  несут  к  земляным  печам,  которые  устроены  около  деревни  в овраге.  Ставят их ряд  за  рядом  на  березовые  поленья.  Дров  много  и горят  они  долго  и  сильно.    Игрушки  раскаляются  в  печи  сначала  докрасна,  потом  добела,  то есть,  раскаленные  добела  игрушки  более горячие,  чем  раскаленные  докрасна,   сильнее  раскалить  их  уже нельзя.

                      На  Smart   board    Слайд  8.     Печи.

Вы,  может  быть,  слышали от взрослых  выражение:  «Ты  довел  меня  до  белого  каления!».

- Что  оно  означает?  Что  человек   рассержен  до  крайней  степени,  сильнее  его  рассердить  невозможно.

-  А  когда  дрова  догорят и игрушки  остынут,  оказывается,  что  все они   стали  бело – розовыми  и  твердыми,  как  камень.

 -  В  росписи  филимоновских  игрушек  применяются  разведенные  на  яйце  краски.  Ведется  роспись  не  кисточкой,  а  гусиным  пером.  С  кисточки  краска  к  чистой  глине  не  пристает,  а  с  гусиного  пера – пристает.  Гамма  росписи  почти не меняется:  белое  сочетание  с малиновым, зеленым,  лимонно – желтым.  Для  прочности  и  блеска  окрашенные  изделия  смазываются  белком.

                      На  Smart   board    Слайд  9.   Филимоновские  игрушки.

Животные  или  птицы  окрашиваются  по  определенной  схеме:  поперек  туловища  и  шеи  идут, чередуясь, разноцветные  полосы, и только  голова  окрашивается одним,  чаще  зеленым  цветом.

В  раскраске  человеческих  фигурок  -  барынь  толстоногих  кавалеров  -  меньше  всего  внимания  уделяется  лицам:  зеленые,  черные или сини  мазки и точки  изображают  брови и глаза, малиновый  штрих – рот.  Главное – наряд:  ярчайшая  малиновая  кофта,  зеленая  шляпка и пестрая,  вся  покрытая  небрежно, лихо  написанными узорами, юбка.

                      На  Smart   board    Слайд  10.   Филимоновские  игрушки.    

Возможно, манера  изображения  одежды  филимоновских  фигурок  возникла  в  прошлом  под  впечатлением,  с  одной  стороны, городского  барского  костюма  (отсюда – манерные  шляпки),  а  с  другой  -  крестьянских  вышитых  рубах  и передников,  пестротканых  юбок и поясов.

Практическая часть занятия:    Предложить  детям  украсить  оленя.  

А  сейчас  мы  превратимся в «народных умельцев»,  и  попробуем  украсить  своего  Оленя.  Для  этого  еще  раз  рассмотреть  рисунки  украшений  животных  филимоновскими  мастерами.   В  конце  занятия, все  дети  любуются  лепными картинками  друг друга.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий в средней группе «Фиолетовая сказка». Воспитатель ГБДОУ № 18 Юрьевой Е.С.

Программное содержание:Познакомить детей с фиолетовым цветом. Закрепить знание названия фиолетового цвета. Научить детей выделять фиолетовый предмет из множества разноцветных предметов. Упражнят...

Интегрированное с использованием Smart board "Одуванчик"

Учить детей замечать  изменения  в  природе.  В  середине  весны  посмотреть  цветение  раннецветущих  растений. Обеспечить  высокую  у...

Интегрированное занятие с использованием Smart board "На северном полюсе "

Расширить знание детей о природе и о жизни людей на Севере. О взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания....

Интегрированное занятие с использованием Smart board "Путешествие по России"

Обобщить материал о географических зонах нашей страны , формировать представление о разнообразии живай и неживой природы , о причинно - следственных связях и приспособленности живых организмов к жизни...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе.

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе. Ход занятия: Придумано кем-то просто и мудро...

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием компьютерной техники ИКТ на тему: «Русская матрешка». Интегрированное занятие для детей 5-6 лет. .

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: формировать представления о русской ма...


 

Комментарии

Использовать филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного.