«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» /Из серии занятий «Воздух»/ Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Это занятие знакомит детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Знакомит с органами дыхания человека. Помогает детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего живого на Земле.
Учит устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты.
Воспитывает умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формирует осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_my-issledovateli.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т
Комплексного занятия
(Ознакомление с окружающим + ИЗО)
ТЕМА:
«МЫ – ИСЛЕДОВАТЕЛИ»
/Из серии занятий «Воздух»/
Подготовительная к школе группа
Провела
Воспитатель МДОУ «д/с№54»
Октябрьского р-на г.Саратова
Байгулова Лилия Гаязовна
Дата проведения:03.04.13г.
/для городского семинара «Школа
молодого руководителя»/
Программное содержание
Дать представление детям о воздухе как о газообразном веществе.Познако-
мить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего живого на Земле.
Учить устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты.
Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.
Расширять и активизировать словарь: газ, твердое тело, жидкость, исследования.
Предшествующая работа
Опыты с водой, с твёрдыми и сыпучими веществами, наблюдения, беседы, занятия из цикла «Моё здоровье».
Материалы
На подносах: стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, соломинки для коктейля, камешки, резиновые игрушки, кусочки мела /по количеству детей/.
3 банки с водой- на середине стола.
Для рисования: цветные карандаши, рисунки детей/ улицы города/.
Ход занятия
Воспитатель организует детей на занятие, подзывает их к себе.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю.
Дети. Воздух.
Воспитатель. Правильно. А почему вы так решили?
Ответы детей.
Воспитатель./Обобщает, дополняет/ Воздух есть везде: вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство. Хотите в этом убедиться?
Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Согласны?
Перед нами стоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Вы готовы к трудностям?
Тогда пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
/Дети садятся за столы/
Но прежде чем приступить к работе напоминаю вам правила, которые помогут нам сохранить наше здоровье: сидеть прямо, сохраняя осанку; работать осторожно с лабораторными материалами; внимательно слушать задание, выполнять его, не мешая другим.
Итак, приступаем к работе.
1 опыт . С камнем.
Воспитатель. Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какай он на ощупь?
Дети. Твёрдый, жёсткий, крепкий.
Воспитатель. Давайте обобщим: Камень это…
Дети. Твёрдое тело.
Воспитатель. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать?
Ответы детей.
Воспитатель. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Дети. Нет нельзя.
Делаем вывод: воздух не твёрдое тело.
2 опыт. С водой.
Воспитатель. Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте на вкус и скажите какая она.
Дети. Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель. Вспомните, что умеет делать вода?
Дети. Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую.
Воспитатель. Обобщаем, делаем вывод: Вода-это…
Дети. Жидкость.
Воспитатель. Назовите другие жидкие вещества.
Ответы детей.
Воспитатель. А можно ли попробовать на вкус воздух, пить его, переливать?
Дети. Нет нельзя.
Делаем вывод: Воздух не жидкость.
Воспитатель. Так что же такое воздух? Воздух, ребята, это газ.
Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? Вкус? Запах?
Ответы детей.
Делаем вывод: Воздух –это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса и запаха. Вот наше открытие.
Воспитатель. Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же его обнаружить?
3 опыт. С пакетом.
Воспитатель. Возьмём полиэтиленовый пакет, откроем его, взмахнём и начнём его скручивать с открытого края. Что мы видим?
Ответы детей.
Воспитатель. Пакет стал выпуклым. Почему?
Ответы детей.
Делаем вывод: Пакет наполнился воздухом, мы его «поймали», но мы его не видим, он прозрачный.
4 опыт.
Воспитатель .Устали, нам жарко? Помашем ладошкой около лица. Подуйте на ладошку. Что вы чувствуете?
Дети. Ветерок, прохладу, движение воздуха.
Делаем вывод: Воздух движется и его движение мы можем ощущать своим телом с помощью кожи.
Воспитатель. Давайте с вами отдохнём, сделаем физминутку.
/дети имитируют движения/
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз-наклон, и два-наклон,
Зашумел листвою клён.
Воспитатель. Продолжим работу, уважаемые коллеги.
Воздух есть везде. Проверим это утверждение.
5 опыт. С мелом и резиновой игрушкой.
Воспитатель. Бросим в банку с водой кусочек мела. Наблюдаем; что происходит?
Дети. Из мела выходят пузырьки.
Воспитатель. Это пузырьки воздуха.
Возьмите резиновую игрушку, нажмите на неё. Что вы ощущаете?
Ответы детей.
Делаем вывод: Воздух есть везде: в пакете, в резиновой игрушке, в меле, в воде.
Воспитатель. А теперь проверим такое свойство: занимает ли воздух место?
6 опыт. Со стаканом.
Воспитатель. Посмотрите: я осторожно опускаю перевёрнутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
Дети. Вода в стакан не вливается.
Воспитатель. Что- то не пускает воду в стакан. Но он же был пустой.
Теперь я осторожно наклоню стакан, а вы внимательно смотрите. Что вы увидели? Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель/обобщает ответы/ Из стакана в виде пузырей вышел воздух и вода заняла его место.
Делаем вывод: Воздух занимает место.
Воспитатель. Уважаемые коллеги. Мы с вами провели ряд опытов, которые помогли нам узнать о свойствах воздуха.
Что же мы с вами узнали? Давайте обобщим наши открытия.
/Дети отвечают на вопросы/
Что такое воздух?
Где можно обнаружить воздух?
Какими свойствами он обладает?
Итак, делаем вывод: Воздух – это невидимый газ. Он не имеет вкуса и запаха. Воздух находится везде и занимает место.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух?
Дети. Для дыхания.
Воспитатель. Дыхание. Вот главное назначение воздуха.
Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
7 опыт. С соломинкой.
Воспитатель. Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?
Дети. Пузырьки воздуха.
Воспитатель. И это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается /Расширяется/ и опускается /сжимается/.
Что происходит с лёгкими при дыхании?
Делаем вывод: При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.
Убедиться в этом мы сможем, если проведём ещё один опыт.
8 опыт. С шариком.
Воспитатель. Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими?
Дети. При вдохе.
Воспитатель. Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими?
Дети. При выдохе.
Воспитатель. Кстати, ребята, надувание воздушных шариков очень хорошо тренируют и развивают наши лёгкие. А ещё для нашего здоровья полезны физкультура и дыхательная гимнастика. Давайте мы с вами проведём физминутку.
Раз, два –стоит ракета
Три, четыре – самолёт
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
Воспитатель. Друзья, а как вы думаете, мы можем с вами не дышать?
Ответы детей.
Воспитатель. давайте вдохнём и задержим дыхание. Вот видите, человек может не дышать всего несколько минут. Воздух нам необходим.
Делаем вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.
Но здоровье человека и всего живого в природе зависит не только от того, как мы дышим, но и от того, чем мы дышим. Очень важно, чтобы воздух был чистым. Что же приводит к загрязнению воздуха на планете.
Дети. Заводы, транспорт, люди курят…
Воспитатель. Подумайте, ребята, а что бы мы с вами могли сделать, чтобы воздух был чище?
Дети. Беречь природу, сажать деревья, цветы…
Воспитатель. Молодцы. Скоро мы с вами будем сажать молодые деревца и цветы на нашем участке, а пока я предлагаю вам закончить ваши рисунки, где вы рисовали улицу города. Чего не хватает на наших улицах?
Дети. Деревьев, цветов.
Дети переходят за другие столы, рисуют /звучит музыка/
Воспитатель. Молодцы. Какие зелёные улицы на ваших рисунках. Давайте и в нашем городе будем беречь каждое деревце, каждый цветок. Ведь нам с вами жить на этой планете.
Мне очень понравилось,как вы сегодня занимались: были внимательными, наблюдательными, сделали много открытий, узнали много нового о воздухе. Вы были настоящими исследователями и художниками.
А вам понравилось занятие? У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Возьмитесь за руки, постройте цепочку добра и радости.
Давайте чистым воздухом дышать.
Оберегать живое на планете.
Давайте будем лес кругом сажать,
Чтоб были счастливы и взрослые, и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин...
Конспект совместной деятельности Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА» (подготовительная к школе группа)
Цель: углубление знаний детей о свойствах воздуха (сила воздуха приводит в движение предметы).Задачи:Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери&raqu...
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Маленькие исследователи».
Цель: формирование представления детей о свойствах песка.Задачи:Образовательные: способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.Раз...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа «Кормушка для зимующих птиц» по серии сюжетных картин
конспект по развитию речи подготовительная группа...